|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Боязнь смерти и память смертнаяСергей Денисюк студент 3-го курса (Бакалавриат) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме 3 мая 2011 года. 03 мая 2011 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Христос Воскресе! Всем известен чудесный случай, как некогда один подвижник Киево-Печерской лавры, в день святой Пасхи пришел в пещеры, где похоронены сотни монахов, и от полноты чувств, переполнявших его, воскликнул: «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!», - услышал он дружный ликующий ответ. Так приветствовали его умершие монахи, жители иного мира, насельники пещерных гробов - граждане Небесного Царствия[1]. Продолжаются пасхальные дни, и нас переполняет эта особая пасхальная радость. Пасха это праздник победы над смертью, а также над всякой скорбью и печалью. Вместе с тем сегодня день пасхального поминовения усопших – Радоница, когда Церковь воспоминает всех от века почивших православных христиан. Но как согласовать это чувство пасхальной радости, с чувством печали, возникающим от воспоминания об уходе из этого мира наших родных, близких, друзей и знакомых? Казалось бы, где здесь место радости? Даже этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы - сразу после Светлой Пасхальной Седмицы - как бы обязывает людей не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших»[2]. Святитель Николай Сербский, память которого сегодня также совершает Православная Церковь, писал: «Христос Воскрес и воскресением Своим отверз врата небесного рая детям Адама. И многие уже вошли в этот рай, который никогда впредь не будет утрачен, из которого уже не будет изгнания. Если вы слышали об этом и вас продолжает угнетать страх смерти, то тщетно слышали. Если же вы слышали и приняли эту радостную весть в сердце, тогда воскресение ваше уже на пороге: воскрешение уже началось и закончится воскресением. Если эта радостная весть стала жизнью вашей жизни, то смерть для вас просто детская игрушка, она для вас словно плененный раб, ведомый в цепях победителем»[3]. Вдумываясь в эти слова свт. Николая, каждому стоит задать себе вопрос: «А не продолжает ли угнетать страх смерти лично меня, несмотря на то, что я, лично я, знаю и о Воскресении, и о победе Христа над смертью, и об открытии врат небесного рая»? И если быть откровенным, то, наверное, большинство из нас, если не все мы, должны признать, что человек боится смерти и не хочет о ней думать. Но дела-то это не меняет... Хочется нам этого, или нет; боимся мы, или нет; мы все обязательно умрем. По сути, мы начинаем умирать уже в момент своего рождения. И каждая секунда жизни приближает нас к ее концу. В то же время, мы христиане, утешаемся радостью от того, что Господь Воскрес и Своим Воскресением победил смерть для всех нас – верующих в Него и на Него надеющихся, а также радостью от того, что теперь нет мертвых и живых, что у Бога все живы. Если отнять у нас знание Воскресения, то вся наша жизнь станет неким томлением человеческого духа и страха перед смертью. Но «Христос, по словам свт. Николая, пришёл не только для того, чтобы разогнать древний страх людей, но и для того, чтобы принести новый страх тем, кто грешит. Старый страх людей есть страх телесной смерти; новым страхом должен быть страх смерти душевной; и этот страх Христос обновил и усилил»[4]. Смерть душевная – вот то, чего должен бояться верующий человек. Чтобы избежать душевной смерти мы должны помнить о смерти телесной. Помнить, но не бояться! Ведь это совершенно разные вещи. Отличие страха перед смертью от памяти смертной в том, что страх вводит в отчаяние, в нем заключается безнадежность и чувство обреченности. Память же смертная для христиан — это чувство, противоположное страху перед смертью, — она рождает в человеке надежду и радость. Все святые и подвижники благочестия искали памяти о смерти и старались пользоваться всеми средствами, чтобы укрепить ее в себе. Память о смерти, как и все другие добродетели, есть Божий дар душе, и усвоение ее есть великое приобретение для христианина. И сегодняшний пасхальный день поминовения усопших еще одна возможность для нас не только помолиться о наших почивших сродниках, но и самим еще и еще раз задуматься о том, что придет и наше время уйти из этого мира. Приблизимся же, отцы и братия, к Воскресшему и Победоносному Господу нашему, прося помощи в наших трудах, дабы стяжать бессмертную жизнь во Христе. Ведь, хоть мы и потеряем эту временную жизнь, у нас есть удивительная возможность сберечь вечную, благодаря Христу, Который есть Воскресение и Жизнь, и верующий в Него, если и умрет – оживет (Ин. 11, 25). Аминь. Список используемой литературы:
Библия, М., 2008 Интернет-портал Православие.Ru: http://www.pravoslavie.ru/ Интернет-портал Православная беседа: http://www.pravbeseda.ru/ [1] См. интернет-источник: http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/arhimtikhon_radonica.htm [2] См. интернет-источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/17083.htm [3] Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 220. Цит. по интернет-источник: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=907 [4]Свт. Николай Сербский. Евангелие о Господе Воскресителе. Цит. по интернет-источник: http://www.pravoslavie.ru/put/39399.htm |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|