|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Об ангелах и небесной иерархииПроповедь произнесена на Литургии после чтения Евангелия в храме преподобных Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой Лавры от 21 ноября 2016 года. 05 декабря 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня память святых небесных сил бесплотных. Так именуются неисчислимые множества ангелов, которые находятся на небесах. Они являются ангелами хранителями и отдельных народов, и каждого человека. Ангелы вневеременны и бесплотны, но они имеют попечение о человеческой душе. Мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны к тому, чтобы вести равноангельный образ жизни. И святые преподобные отцы, те, которые подвизаются на земле, подвизаются в житии вне от мира сего, которые приобретают в себе Небесное Царствие, достигают здесь святости, называются равноангельными. И эта возможность стать равноангельным, эта возможность приблизиться к Богу – это не та возможность, которую можно исполнить или не исполнить, а это есть некий призыв. И этот призыв оказывается одновременно очень тяжелым, потому что очень трудно достичь святости, и одновременно очень легким, потому что, смотря на пример невещественных легкокрылых ангелов, которые летят по небесным сферам, и являются совершенно невесомыми и неземными, мы понимаем, что этот призыв оказывается не только тяжелым, но и легким. И в сегодняшнем Евангельском чтении[1] мы слышим слова относящиеся, казалось бы, не совсем к ангелам, потому что Господь говорит не о светлых, а о темных аггелах, которые должны подчиняться слову святому. Мы слышим о власти, которой наделены апостолы, имеющие силу подчинять и изгонять нечистых демонов[2]. Но потом Господь говорит следующие слова: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, а тому, что имена ваши написаны на небесах»[3]. Это очень таинственные слова, и их можно по-разному понимать. Что такое имя, которое написано на небесах? Это написание имен есть то, что происходит после смерти, после Страшного суда, когда окончательно определится, кто есть кто, или это происходит еще при жизни, здесь, на земле, когда мы трудами и добродетелями восходим по Лествице добродетелей и совершенства? Где предел Божественного совершенства и как можно достигнуть Божественного блаженства? Имена, которые вписываются на небеса, вписываются там, где находятся ангелы. Человек, входящий в небеса, входит среди ангельских небесных чинов. Человек, который вписывается на небеса, оказывается одним из ангелов, входя в совершенно неотмирный и неземной строй жизни. Но поскольку Спаситель говорит, что нам нужно радоваться не тому, что мы изгоняем демонов, а тому, что мы оказываемся среди ангелов[4], то мы должны радоваться не силе власти, проявляемой в нашей жизни, а силе смирения, которая приводит нас на небеса. Мы должны радоваться не каким бы то ни было земным успехам, но должны радоваться тому, что вне всяких успехов бываем часто смиряемы и побуждаемы Богом через трудности, испытания и искушения нашей жизни восходить на небеса. Мы радуемся неотмирному образу жизни, мы радуемся не силе, а слабости, мы радуемся не уму, а словно некоему безумию ради Христа[5]. Мы радуемся не каким бы то ни было земным успехам, а успеху святости, которая часто незаметна и прикровенна. И эти слова, о том, что имена вписываются на небесах, это призыв к подлинному, живительному и совершенному строгому, сильному смирению. Это призыв быть вместе с ангелами еще здесь на земле. Это призыв не стремиться ни к чему земному. Это призыв не привязываться душой и не прельщаться, не обольщаться ничем внешним и ничем земным. Но в то же самое время апостолам была дана власть и над демонами[6]. И когда мы слышим слова Спасителя, который говорит радоваться не тому, а другому, это не означает, что Спаситель запрещал апостолам радоваться силе над демонами. Когда человек входит на небеса, когда он оказывается вместе с ангелом, то Господь сообщает ему особую силу и мудрость, подобно тому, как Он ее сообщает святым. И благодаря этой силе и мудрости мы имеем право радоваться и тому земному, что мы делаем, но эта наша радость должна находится на втором месте после небесной радости. Мы не имеем права стремиться к земному более, чем к небесному, но мы имеем право преображать в свете небесного все то, что происходит с нами на земле. Мы с вами оказываемся перед некоей удивительной иерархией, перед неким соотнесением ценностей, которое имеет прямое отношение к каждому, Об этом учит святой священномученик Дионисий Ареопагит, которому приписываются премудрые сочинения VI века. В этих сочинениях говорится об иерархии, о священном подчинении, о священноначалии. И это слово иерархия, греческое ἱεραρχία, впервые появляется здесь в христианском тексте. Наша жизнь должна быть соотнесенной с Богом. И она не имеет право быть не соотнесенной с Богом. Соотнесение с Богом означает то, что по чинам Божественной иерархии от Бога передается мудрость и свет. Весь смысл и вся сила иерархии – в передаче мудрости и света. И весь смысл нашего спасения в том, чтобы приобщиться Божественной мудрости и Божественному Свету. Божественная мудрость и Божественный Свет ни имеют никаких пределов. И, когда мы в стремлении к ним, то лучи этой мудрости могут освятить отдельные струны и отдельные картины нашей земной жизни. Но если земное заслоняет небесное, и если мы живем сами по себе и без Бога, и не стремимся к Нему, то тогда ни мудрость, ни Свет не могут нам помочь. Помолимся ангельским силам, всем, которые известны и неизвестны, чьи имена во главе с Архангелом Михаилом знаемы и незнаемы, ибо ангельские силы неисчислимы. Помолимся о том, чтобы в нашей жизни не было своеволия, не было нисхождения, подобно ниспадению с неба того, о ком говорилось в сегодняшнем Евангельском чтении[7], но чтобы в нашей жизни было подлинное восхождение по примеру святых в Божественных иерархиий, подвижных и неподвижных, которые не только являют для нас пример, но ведут нас и возводят нас. Но для этого мы должны отказаться от самого себя и в смирении восходить по лествице небесных иерархий. Аминь.
[1] См. Лк. 10, 16-21. [2] Ср. Лк. 10, 17; Лк. 10, 19. [3] См. Лк. 10, 20. [4] Ср. Лк. 10, 20. [5] Ср. 1 Кор. 4, 10. Также ср. 1 Кор. 2, 14; 1 Кор. 3, 18-19. [6] Ср. Лк. 10, 19. [7] См. Лк. 10, 18. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|