|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Народный дом. Изучаем опыт.16 августа 2016 г.
В жизни народа дореволюционной России большое значение получили так называемые народные дома – именно они стали образцами для получивших широкое распространение в советское время сельских клубов, домов культуры и домов колхозника. И изба-читальня – не изобретение послереволюционной поры: именно в народных домах, создаваемых нередко приходскими священниками, занимались народным образованием, борьбой с пьянством, обучением началам гигиены и ветеринарии, организовывали полезный досуг людей. А есть что-то подобное сейчас? И пригодится ли опыт дореволюционных народных домов в наше время? Как все начиналось «Все религии... всегда оказывают мощное воздействие на все отрасли социальной жизни и творчества народов. Так и Православная Церковь… была и будет социальным фактором жизни России. Нужно только способствовать тому, чтобы это как бы невольное, бессознательное социальное служение православия русскому народу было осознано, признано, организовано и развито» (Карташев А.В. Церковь как фактор социального оздоровления России // Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М., 1996. С. 242).Формы такого служения – служения Богу и ближним – могут быть различны, однако несомненна ценность исторически найденных и отшлифованных методов работы Русской Православной Церкви на благо общества. Одной из таких перспективных форм общественно значимой работы является «переключение» современного прихода в режим функционирования народного дома. Исторически народный дом – это общедоступное негосударственное культурно-просветительское учреждение клубного типа, универсальный досуговый центр, ориентированный на самые широкие слои населения. В России народные дома массово создавались с конца 1880-x гг., в Восточной Сибири это приобрело актуальность после событий 1905 года. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями, местными промышленниками, муниципальными управами, обществами трезвости. В Восточной Сибири народные дома функционировали в основном благодаря усилиям представителей местной интеллигенции, духовенства, передового крестьянства. Бытует неверное мнение о том, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии, создававшиеся с 1887 г. как образовательные учреждения и предоставлявшие вечернее образование для взрослых и внешкольное – для детей. На самом деле первый отечественный Народный дом был открыт в 1882 году в Томске. Народные дома XIX — начала XX вв. объединяли все формы образовательной и досуговой деятельности. В них могли находиться библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка, музеи (чаще всего – музеи наглядных пособий). Например, при народном доме села Братск-Острожного функционировали краеведческий музей и народный театр, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии участников в гриме и сценических костюмах. Прообразом народного дома в Восточной Сибири можно считать внебогослужебные собеседования, которые с 1885 года должны были проводиться в воскресные и праздничные дни для того, чтобы воспрепятствовать посещению крестьянами питейных заведений. Целью наставлений являлись искоренение суеверий и предрассудков, катехизация населения, задержка распространения сектантских и староверческих учений, повышение авторитета священника. Еще одним предтечей народного дома можно считать религиозно-нравственные чтения, устройство которых было сопряжено с немалыми трудностями: в 1900 году в Иркутской епархии было выдано только семь разрешений консистории. Некоторые инициативные священники, например, иерей Бельской церкви Ф. Парняков, открывали народные читальни. Устройством чтений занимались также специальные уездные комиссии, взаимодействующие не только с духовной консисторией, но и с уездным полицейском управлением. В Иркутской епархии сеть таких комиссий была учреждена 30 октября 1893 года архиепископом Тихоном. Правила производства чтений, опубликованные в «Епархиальных ведомостях», предполагали разработку программы, иллюстрацию «туманными картинами» с волшебным фонарем, организацию церковных хоров, продажу и раздачу бедным книг. В первый же год существования комиссии в Иркутске количество слушателей народных чтений составляло 200-250 человек, иногда доходя до четырехсот. Крестьян особенно интересовали жития святых, во время войны – рассказы из военного быта и о подвигах, исторические и географические очерки. Чтение производило огромное впечатление и вызывало бурю эмоций: «При чтении повестей о страдании мучеников народ иногда умиляется до слез; когда дочитаешь.… Бывает заметно, какое это особенное настроение: несколько мгновений совсем ничего никто не говорит, потом начинают обмениваться мнениями, но делается это тихо шепотом, чтобы не помешать, не испортить настроение соседям». В 1905-1917 годах создание народных домов приобрело массовый характер и получило официальную поддержку – в надежде связать революционную активность населения, популяризировать «разумные развлечения», заинтересовать молодежь и противодействовать массовому пьянству. В сибирском селе деятельность священников и сельской интеллигенции консолидирует прихожан вокруг, как правило, церковной школы, которая становится своеобразным культурно-просветительским центром, получая название Народного дома и объединяя людей разных возрастов и имущественного положения. От театра до «приюта для опьяневших» Наряду с искоренением невежества с начала ХХ века на школы ведомства православного исповедания и православные приходы, объединенные концепцией народного дома, возлагается необходимость борьбы с бытовым пьянством населения. Произведенные в начале ХХ в. исследования показали, что 82% алкоголиков регулярно употребляли крепкие напитки в школьном возрасте. Для упорядочения систематического преподавания сведений о вреде алкоголя решено было ввести «науку трезвости» в раздел школьной гигиены или добавить ее элементы во все предметы начальной школы. Особая роль отводилась внешкольной просветительской деятельности педагогов и священников, которая могла выражаться в организации музеев и выставок, публичных чтений и бесед, специальных курсов «науки трезвости» и обществ ревнителей трезвости. В задачи обновленной церковной школы-народного дома входили популяризация гигиенических и ветеринарных знаний, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, распространение сельскохозяйственных знаний, ремесленных навыков. Например, в Иркутске, Ачинске образуются комиссии по внешкольному образованию, базой деятельности которых также становится преимущественно церковно-приходская школа. В годы Первой мировой войны в Восточной Сибири начинается массовое сооружение специальных зданий для церковных народных домов. В Иркутской епархии существовавшие школы были приспособлены к новым условиям, в Енисейской – девять зданий было построено за счет средств епархии, намеченное сооружение еще 75 строений не осуществилось.Законоучители и учителя в рамках функционирования народных домов вели патриотическую работу, побуждали сельское население к помощи семьям фронтовиков. Практиковалось изучение с учащимися школ мест боев и хода боевых действий. В праздничные программы традиционных школьных елок и иных торжеств к привычным декламации, пантомимам, хороводам добавились пение патриотических гимнов и военных песен, чтение стихотворений на военную тематику и т.д. Были в деятельности сибирских народных домов и курьезные, но от этого не становившиеся менее значимыми, моменты. Так, например, в 1911 г. в подвале здания народного дома Тюмени открылся первый в городе «приют для опьяневших» (вытрезвитель), где загулявших тюменцев отпаивали рассолом, подносили нашатырь и включали граммофон – «для возвращения трезвого взгляда на явления жизни» (Иваненко А.С. Новые прогулки по Тюмени, изд. «Радуга-Т», 2008). При новой власти После 1917 г. идея народных домов была положительно воспринята новой властью. В 1920-1930 гг. большое распространение получают дома крестьянина, или сельские народные дома, которые должны были стать опорой политической, сельскохозяйственной и культурной работы на селе. Эти культурно-просветительные центры, как и дореволюционные народные дома, выполняли функции избы-читальни, выставки, театра и т.д. Идеи демократизации культуры, приобщения к ее достижениям широкой народной массы через развитие сети народных домов оказались востребованы новой властью. Некоторые из народных домов приобрели в этот период также и гостиничные функции: для делегатов многочисленных совещаний и съездов из районов жилья в городе не хватало. А что сегодня? Некоторые современные приходы Русской Православной Церкви фактически являются народными домами, что актуализирует исторический опыт работы подобных структур. Естественно, что задачи работы церковного народного дома сегодня трансформированы – например, нет необходимости создания публичных бесплатных библиотек или обучения грамоте всех желающих. Однако основную задачу народного дома – объединение населения (не обязательно глубоко воцерковленного) вокруг культурно-просветительского центра – нельзя не признать чрезвычайно насущной и в наши дни. Например, в Братске уникальное расположение – в виде цепи относительно изолированных друг от друга жилых районов – зеркально повторяет ситуацию разбросанности сибирских сел, что усиливает необходимость создания социальных конструкций, подобных дореволюционным народным домам. Рассмотрим опыт храма во имя святителя Иннокентия, созданного восемь лет назад в районе Энергетик с населением не более 40 тысяч человек. На базе прихода функционирует двухуровневая воскресная школа для детей и взрослых; штатными катехизаторами прихода ведутся огласительные беседы для крещаемых; организованы группы творческого развития детей «Теремок» и «Радуга», в которых малыши осваивают декоративно-прикладное искусство и родной фольклор. Занятия проводятся по авторским программам на высоком методическом уровне. Есть также приходской хор. Открыты женская студия «Светелка» и военно-патриотический центр «Ладья», в рамках которого действуют казачий кадетский класс и летние военно-полевые сборы, где учащиеся помимо общетеоретического обучения приобретают навыки тактики и разведки, высотно-штурмовой и огневой подготовки, рукопашного боя. Помимо кадетского класса, в котором обучаются дети 11-13 лет, для подростков более старшего возраста действует группа допризывной подготовки «Бобр», для взрослых мужчин организованы занятия по русскому рукопашному бою. Имеется и группа военно-патриотического воспитания «Казачата» для мальчиков шести-десяти лет. Фольклорный ансамбль «Ладья» активно участвует в городских мероприятиях и в фестивалях. На приходе функционирует Центр поддержки материнства, детства и семейных ценностей, занимающийся оказанием материальной и моральной помощи женщинам, оказавшимся в ситуации кризисной/незапланированной беременности, малоимущим и многодетным семьям. Центр сотрудничает с благотворительным фондом «Русская береза», занимающимся психологической, юридической и материальной помощью социально незащищенным гражданам. Примером этого сотрудничества является долговременная акция «Накорми ребенка»: организация питания детей из малоимущих семей поселков Братского района. Также осуществляется постоянный сбор одежды и обуви, предметов бытового обихода, школьно-письменных принадлежностей и т.п. для нуждающихся семей. Также действует Свято-Александровское хуторское казачье общество, объединяющее десятки молодых семей. При городской больнице №2 открыта молельная комната. Энергичный, инициативный настоятель протоиерей Андрей Дорогобид фактически воссоздал у себя в приходе церковный народный дом: численность занятых в многообразных мероприятиях и структурах прихода исчисляется сотнями людей, принадлежащих к разнообразным социальным, имущественным и возрастным группам. Организация работы современного православного прихода в форме народного дома должна способствовать не только формированию положительного отношения общества к Русской Православной Церкви, но и росту культурных запросов населения, развитию образовательной и досуговой инфраструктуры, особенно актуальной для небольших компактных поселений. Все это является залогом востребованности дореволюционного опыта в организации работы современного православного прихода. Социальная диакония – общественное служение Русской Православной Церкви – в возрожденных исторических формах, способствующих консолидации общества на здоровых, традиционных началах, может стать важной составляющей современной архитектуры государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. И сегодня Народный дом – это место, объединяющее людей разных социальных, половозрастных групп, не обязательно глубоко воцерковленных, но связанных общим делом вокруг храма. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|