|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Жизнь академии в рисунках отца Алексия ОстаповаСтатья подготовлена заведующим Церковно-археологическим кабинетом при
Московской духовной академии протодиаконом Игорем Михайловым к
80-летию и в преддверии 81 годовщины со дня рождения профессора Московской духовной академии протоиерея Алексия Даниловича Остапова. 22 марта 2011 г.
Профессор-протоиерей Алексей Данилович Остапов прожил недолгую, но очень плодотворную, интересную жизнь. «Без огня в душе, без счастья, без мечты – жизнь мертвая схема, будни», - написал он в январе 1959 года в своем дневнике. Не будет просто красивой метафорой сказать, что и вся его жизнь была горением – за что бы он ни брался, он делал это с воодушевлением, задором, энтузиазмом. Он зажигал, вдохновлял окружающих его людей своей добротой, отзывчивостью, энергией. Это был искренний, общительный человек с поэтическим, немного восторженным, особенно в молодости, отношением ко всему, что его поражало и радовало. Для истории Церкви личность о. Алексия особенно важна как апологета церковного искусства, сделавшего очень многое для возрождения в нем древних канонических норм. Любовь к древнему церковному искусству он старался привить как у студентов, так и других людей, с которыми сталкивала его жизнь, равно как и - интерес к светскому искусству, полезному, с его точки зрения, для развития личности. В феврале 1958 года он писал: «…так хочется людей заразить искусством, любовью к красоте».[1] И в широком смысле искусство, все прекрасное было для о. Алексия удобным способом восхождения от красоты, писавшейся с маленькой буквы к Красоте, писавшейся с заглавной. О своей жизни о. Алексий подробно рассказывает в своих дневниках. Любимым предметом, по собственному признанию о. Алексея, становится церковное искусство, увлечение к которому у него возникло еще с детства. В речи перед защитой магистерской диссертации об этом он говорил так: «… Любовь к церковной старине и искусству зародилась в моем сердце с юных лет. В родном Новгороде – городе старины и замечательных памятников, а также в Ленинграде еще в детские годы я ощутил дивное веяние прекрасного. Мои родители всячески прививали нам, детям, любовь к родной старине, к нашей замечательной культуре. Неизгладимое впечатление оставляли в детской душе древние соборы, яркие краски икон, замечательные полотна…».[2] Для Алексея Даниловича это время - расцвет юности, время какого-то задора, воодушевления, мечтаний, увлечений, самодеятельности. В духовной школе он участвует в создании рождественских и пасхальных журналов, входит в состав студенческого кружка самообразования, целью которого являлось более углубленное изучение учебных дисциплин. Помимо аудиторий этот кружок часто собирается в доме у Остаповых. Сообщения по церковному искусству всегда делает о. Алексий.[3] Он занимается рисованием, увлекается фотографией, пианино. Вот зарисовки тех дней его жизни: «Обед. Пришел С.М. Алфеев, сидим с ним и рисуем второй натюрморт. Он сказал, что художник из меня не выйдет, а рисовальщик – возможно».[4] «Я полюбил оперу, она меня вдохновляет и целиком переносит в иной мир».[5] Дома с семьей он часто слушает пластинки с записями Шаляпина, радиотрансляции пьес (например, «Ревизора» Гоголя). Искусство в тот период жизни о. Алексия имеет для него огромнейшее значение. 27 апреля 1950 года он пишет: «Слушаю музыку, много музыки, и спокойно становится на душе от живописи и от музыки, и там и тут гармония. Красивые сочетания, яркость, глубина»[6]. Другая запись на эту же тему от 1 января 1950 года, в которой о. Алексий как будто бы подражает кому-то из классиков: «Не хотел бы я порывать и с искусством, которое дает мне многое, и все свободное время я с упоением отдаю ему, любимому искусству. А перо уже прочно вошло в мой быт и я с ним неразлучен, им я держусь, радуюсь, с ним наблюдаю и грущу, да простит оно частые легкомысленные строки».[7] В день своего двадцати четырехлетия он пишет (а в те годы день рождения становился для него поводом для подведения промежуточных итогов жизни): «Мне пошел двадцать второй год, уже так много! Весь день думал о своей жизни и твердо решил перестроить некоторые стороны. Отбросить дурные привычки, лучше использовать время, не терять его, оно дороже золота во сто крат для меня, я его упускаю почти каждый день… Работать серьезнее и над самообразованием, и самовоспитанием, умнеть во что бы то ни стало. Читать, писать, ни в коем случае не бросать живопись. Развиваться, расти духом. Может быть, все это звучит наивно и по-детски, но решения мои тверды и думаю начать, с помощью Божией, с завтрашнего дня выполнять новые пункты плана на дальнейшее мое бытие. Нельзя отставать, надо идти, спешить, но идти хорошо, честно, идти прямой, светлой, без теней, дорогой. Я так благодарен Крестному, папочке и мамочке, что нет слов моих…».[8] Еще из дневников: «Три часа мы осматривали Эрмитаж, - как мало! Осмотрели все, но страшно бегло и неполно, устали, но у меня масса впечатлений, переживаний. Я как на крыльях порхал по залам, и дух захватывало у некоторых картин, сколько замечательного! Я молился перед Леонардо, Рафаэлем, Рубенсом, Рембрандтом, и многое мне показалось новым, и многое я понял и осмыслил».[9] А 16 января 1955 года о поездке в Эрмитаж он говорит уже гораздо сдержаннее: «Время провел полезно и интересно. Много наблюдений, а сколько замечательных полотен и скульптур, как легко дышится около них».[10] С 18 ноября 1955 года он назначается заведующим Церковно-археологического кабинета. Работа в этом музейном собрании становится для о. Алексия делом всей его жизни, предметом его особенного внимания и творческого вдохновения. Заведование ЦАКом и чтение Церковной археологии превращается для о. Алексия в единое целое, в возможность максимально полно служить любимому им церковному искусству. Он – счастлив. Третьего апреля 1958 года Алексей Данилович так пишет о своих чувствах по этому поводу: «…я стал преподавать Археологию, предмет столь близкий моему сердцу, стал работать в Кабинете, где чувствую себя всегда счастливым».[11] Современный вид музея, основной костяк экспозиции, ее устройство – все это результат трудов о. Алексия, коллектива ЦАКа и пожертвований, принятых в музей за время его руководства. По праву о. Алексий может считаться не только основным собирателем ЦАКа, но и его послереволюционным восстановителем.[12] Еще в 1949 г. он вместе со своим «дядькой», студентом Константином Нечаевым приготовил к дню тезоименитства Святейшего Патриарха АлексияI 25 февраля сюрприз – выставку фотографий разных лет жизни Патриарха Алексия в комнате Царских чертогов, в которой он жил в 1902-1904 годы, учась в МДА.[13] Этой мемориальной комнатой было положено начало возрожденного ЦАКа. Святейший Патриарх Алексий высоко отмечал эти труды о. Алексия и его помощника Константина Комарова: «Не могу не отметить того большого усердия, с каким относятся к работе в Церковно-археологическом кабинете – прежде всего – заведующий Ц.а. кабинетом – доцент протоиерей Алексий, а также его помощник доцент Комаров. Это не просто «заведывание» и обычный труд, а творчество одушевленное любовью к делу церковному. Это – благоговейное отношение к замечательным церковным памятникам, хранящимся в археологическом кабинете».[14] В деле возрождения древнего церковного искусства о. Алексия можно поставить в один ряд виднейших участников этого движения, таких как: иконописцев монахини Иулиании (Соколовой), инока Михаила (Круга), реставраторов И. Э. Грабаря, П. Д. Барановского и других. В строгом смысле о. Алексий не был искусствоведом-профессионалом, богословом-иконоведом, но он был пламенным энтузиастом-популяризатором правильного Церковного искусства. И если бы не создание послевоенного ЦАКа, основу которого составляет коллекция икон, если бы не личные организаторские усилия о. Алексия, его энергия, то с полной уверенностью можно было бы утверждать, что возрождение канонического церковного искусства шло бы медленнее, результаты сегодня были бы хуже. У о. Алексия было тонко развитое чувство красоты, гармонии, понимания искусства. Можно сказать, что он был певцом красоты. В вводных лекциях по Церковной археологии он говорил студентам о том, что отсутствие эстетического чувства приводит, во-первых к обеднению жизни священника, а во-вторых, - к безвкусице, которая вредно отражается на церковной жизни. [15] Равнодушие к искусству и старине о. Алексий сравнивал с равнодушием к грамоте и книге, с отсутствием духовных запросов личности. По сути, если обобщить мысли о. Алексия, искусство вообще – это мощное средство душевного развития человека, а также - пропедевтика духовной жизни человека. Какое значение имеет красота для верующего сердца? Она – отражение вечной Красоты: «Понятие добра связано с понятием красоты. И оба эти понятия ведут дальше к понятию Виновника всего, к Творцу...[16] Без красоты нет этой жизни, красота вокруг нас, в нас самих и все это отблески высочайшей и совершеннейшей Красоты Бога».[17] Именно поэтому красота не является чем-то относительным, субъективным, потому что вся красота мира возводится к своему Первоисточнику, как говорил о. Алексий: «Высшая красота – есть Бог, все Его творения прекрасны».[18] Вечная память отцу Алексию Остапову!
Список источников: Дневники о. Алексия Остапова: 1. Дневник 1949-1950 годов. Б.м. Машинопись. 2. Дневник 1951-1955 годов. Б.м. 3. Дневник 1958-1959 годов. Б.м. 4. Дневник 1964 года. Б.м. 5. Дневник 1968-69 годов. Б.м. 6. Вехи. Приложение к дневнику. 1946-1963. Б.м. Машинопись. 7. Остапов Алексий, протоиерей. Учебный курс церковной археологии для студентов Духовной Академии. МДА, 1963. Машинопись. 8. Остапов Алексий, протоиерей. Речь от 15.09.67 г. «Изучение путей к развитию и упрочению богослужебной жизни Православной церкви и традиционного Византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (иконография, архитектура, священная утварь, облачения и т.д.» // Мысли о церковном искусстве. Сочинения. Т. 5. -1969. Б.м. –С. 88-112. Машинопись. 9. Отзвуки. Двадцатилетию ЦАК МДА посвящается. Ноябрь 1970 // Материалы ЦАК. 1970. -№ 8. – С. 277-288. Машинопись. 10. Личное дело профессора-протоиерея Алексия Остапова // Архив Московской Духовной Академии и Семинарии. Папки № 1 и 2. 11. Остапов Алексий, доцент-протоиерей. Речь перед защитой магистерской диссертации в Московской Духовной Академии 3 октября 1963 года // Журнал Московской Патриархии. –1963. -№ 11. – С. 74-80. 12. Остапов Алексий, протоиерей. Размышления о пастырстве. Майкоп, 1997. 13. Остапов Алексий, протоиерей. Пастырская эстетика. Сергиев-Посад, 2000. 14. Пушков Сергий, священник. Профессор-протоиерей Алексей Данилович Остапов (1930-1975) // Начальный период возрождения Московских Духовных Школ (1944-1964 гг.). Профессорско-преподавательская корпорация. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви. Сергиев-Посад, 2002. Машинопись. – С. 185-190.
Примечание: источники под номерами 1-9, а также диссертация священника Сергия Пушкова хранятся в библиотеке МДАиС. [1] Остапов Алексий, протоиерей. Дневник 1958, 1959 годов. Б.м. –С. 23. Машинопись [2] Остапов Алексий, доцент-протоиерей. Речь перед защитой магистерской диссертации в Московской Духовной Академии 3 октября 1963 года // Журнал Московской Патриархии. –1963. -№ 11. – С. 75. [3] Там же. [4] Дневник 1949-1950 годов. Запись от 10.03.49 г. –С. 39. [5] Там же. Запись от 13.04.50 г. -С. 70. [6] Там же. Запись от 27.04.50 г. –С. 76. [7] Там же. -С. 2 [8] Остапов Алексий, протоиерей. Дневник 1951-1955 годов. Б.м. –С. 47-48. Машинопись (ниже Дневник 1951-1955 годов). [9] Дневник 1949, 1950 годов. Запись от 13.01.50 г. – С. 11. [10] Дневник 1951-1955 годов -С.130. [11] Остапов Алексий, протоиерей. Дневник 1958, 1959 годов. Б.м. –С. 52. Машинопись (ниже – Дневник 1958, 1959 годов). [12] Дореволюционная коллекция ЦАКа МДА не сохранилась из-за революционного лихолетья. [13] Пушков Сергий, священник. Указ. соч. –С. 186. [14] Резолюция Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия, начертанная на сборнике материалов Церковно-Археологического Кабинета (Выпуск второй 1958-1961 г.г.). 1962 Апр. 8. // АМДА. Личное дело профессора-протоиерея Алексия Остапова. Папка № 1. – Л. 72. [15] Остапов Алексий, протоиерей. Учебный курс церковной археологии для студентов Духовной Академии. МДА, 1963. Машинопись. – С. II (Введение). [16] Там же. - С. 2. [17] Остапов Алексий, протоиерей. Размышления о пастырстве. Майкоп, 1997. –С. 4. [18] Остапов Алексий, протоиерей. Учебный курс церковной археологии для студентов Духовной Академии. МДА, 1963. Машинопись. - С. 12. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|