|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О неформальной радости Пасхи02 мая 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Cегодня в жизни Церкви и в жизни каждого христианина совершенно особый день – день царственный, день Великой Субботы. И если Страстная седмица именуется святыми отцами самой царственной неделей в году, то Великая Суббота – самый великий день этой недели. В этот день мы отмечаем полное умиротворение. Подобно тому, как временем упокоения от всех дел был день ветхозаветной субботы, ныне упокоивается Сам Творец всех дел и всего мiра. Перед нами лежит Господь наш Иисус Христос, Творец всего мiра, лежит не в слове, а в молчании. Бог Слово оказывается молчащим и лежащим во гробе. И по древнему закону, когда подобное постигается подобным, почтить Бога Слова, лежащего во гробе, удобее всего самим молчанием. В тексте богослужебного гимна, который пелся на Великом входе, мы с вами слышали таинственные слова: «Да молчит всяка плоть человеча», а потом вдруг в этой же песне мы слышим, что «Ангелы не молчат», но воспевают «Аллилуйя», при этом закрывая крылами свои лица и потому не видя Бога. Перед нами находится мертвый Богочеловек, но эта смерть не таит в себе смерти, это смерть, которая изнутри преисполнена жизни! И человеческая душа, приближаясь к плащанице, ощущает живоносную жизнь: сначала ничего не говоря, потом ничего не видя, подобно женам-мироносицам, которые пришли, как повествуется в сегодняшнем литургийном евангельском чтении, ко гробу и увидели гроб пустым, а потом видя, подобно тем же мироносицам, которые при встрече с воскресшим Спасителем видят перед собой Невместимого Воскресшего Бога. Так, приближаясь к Богу Слову через молчание, через невидение, мы слышим от Самого воскресшего Спасителя слово, обращенное не только к женам мироносицам, но к каждой человеческой душе: «Радуйтесь!» Что это за слово? Быть может это обычное приветствие, свойственное той и, возможно, нашей эпохе? Или это краткая формальная фраза, которую Спаситель просто изрек тем, кто Его от всей души любил? Но когда наша душа слышит: «Радуйтесь!» – тогда она понимает, что это не формально, она понимает, что что-то должно произойти в этот удивительный день Воскресения Спасителя. Мы отмечаем с вами Пасху, которая является переходом, подобному переходу евреев через Чермное море во время бегства из египетского плена. В святоотеческой традиции Пасха – это тоже переход. Пасха – это восхождение. Пасха – это превосхождение самого себя. И пасхальная радость и слово: «Радуйтесь!» – предполагают, что человеческая душа, которая слышит эти слова, не застыла; что человеческая душа, которая их слышит, находится на духовном пути; что человеческая душа, проникнутая этими словами, находится в состоянии духовного восхождения и преодоления самого себя. Человеческая душа, которая вбирает в себя призыв к радованию переходит от мрака к свету, от греха к добродетели. Переходит от слов мертвых к словам живым. Переходит от шума и суеты к подлинной и всеобъемлющей тишине. Святая Пасха призывает нас к тому, чтобы радость, к которой призывает нас Господь, была не внешней и не формальной, чтобы мы сняли маски со своей души, чтобы наша жизнь уподобилась жизни старца в египетской пустыне, о котором повествуется в Апофтегмах. В течение всего года старец плакал над своими грехами, а в Великую Субботу весь смысл, вся радость этого дня заключались в том, что старец чувствовал, как Господь принимает его покаяние. Если мы радуемся формально, если мы радуемся внешне, если на нашей душе маска, если в нас нет чистоты покаяния, если мы с вами живем по заповедям христианской жизни, но не углубляемся в эти заповеди. Если мы с вами учимся, но ничему не научаемся, если читаем духовные книги и остаемся к ним равнодушными, если мы помогаем ближнему формально, то все это не способствует духовной радости. Во вчерашнем евангельском чтении, которое, согласно древней традиции, совершалось в конце утрени после Великого славословия, мы слышали таинственные слова Писания: Малая закваска квасит всё тесто. Христиане – это закваска, а христианские добродетели – то малое и одновременно большое, что подает нам Господь. И в день Пасхи происходит преизлияние милости и Божественных щедрот. И даже тот, кто не глубок, кто лишен еще глубины покаяния, кто стоит у порога вечности, не зная, как в неё войти, тот, кто равнодушен к воскресшему Спасителю, кто еще не полностью может осуществить в своей жизни то, к чему призывает его Господь, – он тоже может получить внешнюю радость от Воскресения Христова! Если же мы будем внимательны, если будем идти и, подобно женам-мироносицам, складывать в душе Божественные слова, если эти Божественные слова найдут подкрепление в нашей ревности с тем, чтобы мы и дальше шли по пути ради того?, дабы передать весть о воскресении апостолам, если наша жизнь будет стремиться к тому, чтобы стать евангельским благовестием, то тогда радость, которую мы ощущаем ныне, будет одновременно огромной радостью воскресения, переполняющей всю жизнь, и одновременно той малой радостью, которая может осолить всю нашу жизнь. Независимо от того, кто какими дарованиями и талантами обладает, возможно превратить нашу жизнь из мертвой в живую. Воскресение Спасителя – это залог того, что все воскреснут и праведники вступят в жизнь вечную, но одновременно воскресение Спасителя свидетельствует, что мы уже здесь, на земле, призваны к воскресению. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет о том, что нужно воскреснуть прежде воскресения, прежде чем на Страшном Суде соединятся тела усопших вместе с их душами. Мы призываемся к тому, чтобы еще в этом мире испытать радость Воскресения, и эта радость переживается душой того, кто еще прежде физической смерти умирает для греха! Радость Пасхи – отнюдь не обычное чувство, сопровождающее вкушение сладких снедей. Радость Пасхи – не только то чувство, которое нас наполняет, когда мы слышим радостные песнопения. Радость Пасхи – это знак духовной ревности, знак того, что мы вместе с женами-мироносицами идем к апостолам путем благовестия. Аминь. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|