|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«Днесь ад стеня вопиет…»Чтец Павел Смирнов (I курс магистратуры МДА) 30 апреля 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дне́сь а́д стеня́ вопие́т: разруши́́ся моя́ вла́сть, поже́рта моя́ бы́сть держа́ва Вел. веч., стих. самогласны, 2, 3-я Дорогие братья и сестры! Продолжается Великий пост, и мы с вами вместе неспешно взошли на самую его вершину. Важен каждый день церковного года, но все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница. А есть ли что-то более значимое, чем Святая Четыредесятница? Конечно – переживаемая нами ныне Страстная седмица. Но больше само́й этой Великой седмицы – Великая и Святая Суббота[1] – день и скорбный, и радостный; и самый напряженный, и тихий одновременно. Минувшие 47 дней поста были полны у христиан посильными подвигами и заботами, а сегодняшний день призывает всех нас к покою. К покою – по образу почившей сном смерти Жизни – Пастыря, положенного Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом во «гробе новом» (Ин. 19:38–42). И мы с вами здесь и сейчас благоговейно предстоим этому гробу и преклоняемся, охраняя этот Священный Покой. Прислушаемся к нашим сердцам! Они уже предчувствуют близкое Воскресение Христово, но вместе с тем они переживают и Победное Сошествие Господа во ад, разрушающее вековые оковы его многих узников. Днесь, как это ни странно звучит, диавол упокоил землю, освободил ее от духов тьмы. – Просто он низвел всех своих злобных служителей в преисподнюю, чтобы большей силой противостать могущественному Узнику. Однако Единородный Сын Божий, сломив «адовы вереи»[2] и сокрушив «врата медная»[3], осветил радостотворным светом вместилище вечного мрака и благотворной теплотою милости согрел души умерших. Грехопадение прародителей поразило смертоносным жалом все человечество, всех живших до нас и всех грядущих жить после нас. Тление пронзило весь мир и каждого из нас. Таков закон жизни. И души всех людей Ветхого Завета, вне зависимости от образа жизни, по смерти низводились во ад. Этой участи не избежали даже такие праведники как Авраам, Исаак, Иаков, царь и пророк Давид… Но – воплотился Христос! На земле появился Человек, свободный от первородного греха! Ад уже готов был поглотить и эту Душу, пелена разложения уже готова была коснуться и этого Пречистого Тела, но – Христос как Искупитель прошел бессмертно путь смерти и открыл путь в райское святилище (Евр. 9:8). Он из адской бездны вошел «в самое небо», чтобы ходатайствовать о нас «пред лицо Божие» (Евр. 9:24). И отныне души усопших благочестивых верующих уже не сходят во ад, а возносятся ангельскими силами в блаженные обители Небесного Отца. А как же те праведные люди, жившие до Боговоплощения и запертые во аде темными силами? Получили ли они освобождение? – Получили. Но только те, кто действительно стремился к этому. Христос, сойдя в преисподнюю, уничтожил царство диавола и привлек «Своей проповедью к спасению всех, кто хочет в Него уверовать – где бы те ни находились»[4]. Он вывел из ада всех желающих – и ветхозаветных праведников, и обратившихся там язычников, в том числе «многих» «самых упорных душ, каковы [были] современники Ноя»[5]. Жившие до Всемирного потопа, будучи духовно слепыми во время многолетней проповеди Ноя, без сомнения, осознали свои беззакония и положили начало покаянию перед лицом очевидной смерти, когда вода начала прибывать, и не было возможности укрыться от нее. Присмотримся же, братья и сестры, снова к нашим сердцам! Насколько мы желаем впустить Господа в нашу жизнь? Разрешаем ли мы Ему снизойти до самых глубин нашей души, разрушить все заклепы греха и осветить нас Своим Божественным светом жизни и правды? Понимаем ли мы, что воскреснуть возможно лишь победив «мысленный ад» своего сердца? Рай, как и ад, начинается не на небе, а уже на земле. И верным признаком того или иного состояния, гнездящегося в нашем сознании, является любовь ко греху – какой бы он ни был, какой бы сферы нашей жизни он ни касался. Любой грех ведет к духовной смерти, поскольку нарушивший одну заповедь «становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Но нам вручено «всеоружие Божие» (Еф. 6:13), с помощью которого смиренный человек сможет освободиться от тли вражией, сможет обновиться и духовно воскреснуть уже здесь, на земле. События Великой Субботы ослабили влияние князя тьмы на людей. Теперь, в новом благодатном царстве Христовом, он может действовать только прикровенно. Мы перестали быть бессильными пленниками диавола. Несмотря на то, что мы до сих пор подвержены его влиянию и впадаем в различные искушения, у нас есть верные средства против него – имя Спасителя и знамение Креста. Кроме того, завершающийся Великий пост с его сугубыми молитвами – это тоже ступень на пути к полному духовному возрождению христианина, это особое время для изгнания из своей души кромешной тьмы, закоренелых пороков, страстей, «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2:16). Дорогие братья и сестры! Готовясь к Светлому Христову Воскресению, не допустим, чтобы Господь не воскрес в наших сердцах. Будем всеми силами души веровать в Него, доверять Ему и очищать свою душу для совоскресения с Ним. Распахнем же наши сердца навстречу духовному прославлению Христа Спасителя и вместе с небесами возвеличим Воскресшего как Победителя ада и смерти, как дарующего нам жизнь вечную, как направляющего наши стопы на путь «обновленной жизни» (Рим. 6:4). Аминь. [1] Синаксарь во Святую и Великую Субботу, чтомый на Утрене по 6-й песни. [2] Утреня Святой и Великой Субботы, похвалы, 18-я. [3] Великая вечерня, стихиры самогласны, 1-я. [4] Климент Александрийский. Строматы. – Кн. 6, гл. 6 // Отцы и учители Церкви III века. Антология: в 2 т. / Сост. иером. Иларион (Алфеев). – М.: Либрис, 1996. – Т.I. – 380 с. – С. 245. [5] Иннокентий (Борисов), свт. Слово 1-е в Великую субботу // Иннокентий (Борисов), свт., архиеп. Херсонский и Таврический. Сочинения: в 12 т. – СПб.: Вольф, 1901. – Т. 9: Первая седмица Великого поста. Страстная седмица. – 298+ΙΙ с. – С. 266. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|