|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О молитвеЧтец Даниил Салищев (4 курс бакалавриата МДА) 23 марта 2016 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сёстры. Поздравляю Вас с первым днём Великого поста. Известно, что целью поста является покаяние, то есть изменение образа жизни и образа мыслей. К этой цели мы стремимся разными способами, среди которых – телесное воздержание и, особенно, молитва. Именно молитва является сердцем поста, его движущей силой, его выражением. Молитва – это свидетельство нашего покаяния. Только тот, кто осознаёт себя грешником, способен молиться и делает это со вниманием. Молитва – это пища души, единственная прочная опора в нашей жизни. И как бывает непросто, когда есть желание молиться, но не дают посторонние мысли, которые на языке Святых отцов называются помыслами. Думаю, каждому из нас знакомо такое состояние, когда душе как бы тесно. Что-то давит со всех сторон, каждое неосторожное слово наших ближних ранит и вызывает чувство обиды, любое непредвиденное обстоятельство способно лишить душевного мира. Речь при этом не идёт о каких-то серьёзных вспышках гнева. Скорее, имеет место постоянная «бытовая» усталость, чувство хронической раздражённости, лёгкого уныния. Это состояние очень утомляет, наверное, даже больше, чем какое-нибудь сильное, но зато кратковременное искушение. И всё это вдобавок происходит на фоне невнимательной молитвы, которая нас окончательно разоряет и опустошает. Хочется от душевной тесноты освободиться, встаёшь на молитву, а она, что называется, «не идёт». Что делать в такой ситуации? Может быть, есть какие-то «условия» с нашей стороны, после выполнения которых Господь может нам помочь найти потерянную молитву? Сегодня нам особенно необходимо задаться этими вопросами, потому что нас ожидает время очень интенсивной молитвы, и хотелось бы потратить его не впустую. Разные Отцы дают различные рекомендации по обретению внимательной молитвы. Сегодня мы коснёмся лишь одной из них. Один из церковных писателей – не прославленный в лике святых, но очень авторитетный – Евагрий Понтийский, очень много размышлял над тем, что успех в молитве зависит от нашей жизни в тот период, когда мы не молимся. Говоря другими словами, какими бы продолжительными ни были наши богослужения, всё же между ними остаётся некоторое время, в которое нам нужно что-то делать. И вот от того, как мы проводим это время, как мы делаем наши текущие дела, – от этого зависит, сможем ли мы через сколько-то часов снова встать на молитву или нет. Давайте посмотрим на некоторые высказывания аввы Евагрия на эту тему: «Когда случится с тобой искушение, либо вступишь в спор и, раздражённый противоречием, проронишь непочтительное слово, тогда вспомни о молитве и о суде, который влечёт она, – и сразу остановится в тебе беспорядочное движение». «То, что ты сделаешь в отмщение брату, обидевшему тебя, станет преткновением для тебя во время молитвы». «Если желаешь достохвально молиться, отвергайся себя каждый час и, претерпевая многочисленные и суровые испытания, любомудрствуй о молитве. Какие бы тяготы ты ни претерпел, подвизаясь в любомудрии, плод его обнаружишь во время молитвы». Последняя цитата наиболее интересна. «Подвизаясь в любомудрии, плод его обнаружишь во время молитвы». Что это за «любомудрие», в котором нам нужно подвизаться? Это – любовь к Богу, все богоугодные дела. Итак, что бы ни было у нас на душе, какую бы «тесноту» она ни испытывала, если в сложной ситуации человек поступит по заповеди, то он может обрести плод в виде внимательной молитвы. Приведём несколько примеров. Бывает, очень хочется в ответ на неприятное слово брата или сестры сказать своё слово. Но даже если ты покажешь своё недовольство хотя бы взглядом, уже одно это может в будущем лишить тебя молитвы. Или, к примеру, самому хочется сделать замечание по непринципиальному вопросу, по такому поводу, по которому можно было бы и промолчать – ничего бы не изменилось. Но если промолчишь, то первое время на сердце будет как бы комок, который будет очень проситься наружу. Это такая тягота сердечная, когда хочется сказать что-то лишнее, колкое. Кажется, что эта внутренняя скорбь так и будет сидеть в душе, пока её не выплеснешь брату или сестре, но это чувство ложное! Если мы перетерпим эту внутреннюю смуту, то на её место Господь может насадить внимательную молитву. А вот если скажем хотя бы одно слово, то вместо того, чтобы освободить душу, ещё больше её отяготим. Это одно слово повлечёт за собой целую цепочку событий, которые надолго нас лишат сердечного мира и молитвы. Можно привести такое образное сравнение: певчий хора знает, что если перед службой он выпьет что-нибудь очень горячее или съест что-то очень кислое или острое, то петь так, как хотелось бы, он не сможет. Или в спорте, употребление определённой пищи может стать препятствием на дистанции. Есть внутренние физиологические законы, которые нельзя нарушать. Так же есть духовные законы. И как хороший певец или спортсмен готовят себя заранее, так же и мы должны заботиться о качестве нашей вечерней молитвы уже в начале дня! Поэтому, дорогие братья и сёстры, пусть время между богослужениями будет для нас подготовкой к следующей службе, к домашней молитве. Пусть молитва станет центром нашей жизни, вокруг которого будут собираться все остальные события. Пусть, наконец, наше терпение к обидам и благоразумная молчаливость, сдержанность станут плодом покаяния, который мы принесём к окончанию Великого поста. Богу нашему слава всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|