|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Ответ на открытое письмо ученых-обществоведов президенту РФ Д. А. Медведевучтец Михаил Вишняк студент 4-го курса (Бакалавриат) Данная работа – ответ на письмо ученых-обществоведов
президенту Д. А. Медведеву – является выполненным заданием по предмету «Гомилетка»
на 4-м курсе семинарии и совмещает в себе учебную и апологетическую
цели. 01 марта 2011 г.
Уважаемые ученые! Мы со вниманием прочитали ваше письмо президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву и испытали некоторое удивление сделанными вами заявлениями. Безусловно, с частью этих заявлений мы можем согласиться, но с некоторыми из них согласиться никак нельзя. Например, любой здравомыслящий человек мог бы подписаться под тем, что «государство должно, наконец, выработать четкую государственную программу, содержащую стратегию развития нашего общества с указанием главной цели и задач этого развития, основных средств их достижения, последовательности и важных этапов их выполнения», что «нужно оградить светские среднюю и высшую школы от наводнения их давно устаревшими и опровергнутыми религиозными идеями» (другой вопрос – что под этим понимать?), что необходимо «всемерно оказывать общественную и государственную поддержку науке, образованию, культуре». Только какое отношение все это имеет к Церкви? Если вы пишете о Церкви, то зачем заводить речь о «террористах-смертниках», о «религиозных фанатиках»? Таковые чадами Церкви не являются. Человек не может существовать в духовном вакууме. Это доказывает история человечества. Сегодня все больше людей и в мире, и в России обращается к религии как к средству достижения высшего блага. В России после революции народ, воспитанный на нравственных христианских началах, еще продолжал совершать подвиги духа. Это показала Великая Отечественная война. Но заряд высокой нравственности, дарованный христианством, не мог продолжаться вечно; тем более не мог он увеличиваться или поддерживаться лицемерной советской пропагандой. И вот режим, основанный на насильственно навязываемой идеологии, рухнул. Картина, наблюдаемая нами сегодня, описанная в вашем письме – «производство, наука, образование, культура все более деградируют… Россия все более становится неконкурентоспособным государством в мире и превращается в третьеразрядную страну. Тысячами закрываются общеобразовательные школы, особенно в сельской местности. Сотни тысяч юных граждан страны сегодня не садятся за школьные парты, пополняют ряды беспризорников и преступников. В литературе и искусстве процветают порнография, жестокость и насилие», - прямое следствие духовной деградации русского народа, сумевшего понять обманчивость идей марксизма-коммунизма, но так и не вернувшегося до сих пор к своим духовным истокам. И сегодня вы предлагаете нам двигаться «к вершинам социального прогресса» теми же методами, которые осуществляли партийные руководители недавнего прошлого: пропагандой безальтернативного атеизма, развитием «научного мировоззрения» (наука вообще-то вопросами мировоззрения не занимается) и тому подобными. Но, по замечанию одного православного писателя, «как только атеизм становится доминирующей философией, является идея, что все религии должны быть уничтожены, и тогда становятся необходимыми концентрационные лагеря. Именно тюремная сила ГУЛАГа явилась естественным выражением противоправославного эксперимента в России»[1]. Вы предлагаете вернуться к этому? Или есть какой-то другой вариант эксперимента? Просто вытеснить Церковь на периферию общественной жизни, оставив русский народ задыхаться в духоте материализма? То, что вы считаете материализм единственно верной философией – это ваше конституционное право, но зачем же навязывать свои взгляды другим, как это было при советской власти? Есть и другие философии, другие мировоззрения. Что касается вопросов отношения Церкви к науке, то конечно, нужно признать большую роль науки в развитии нашего общества. Именно подвиг русских ученых позволил нашему Отечеству не только успешно защищаться от внешних врагов, но и превратить Россию из аграрной страны в развитую индустриальную державу, хотя и здесь можно спорить о методах, о тех людских жертвах, ценой которых было осуществляемо строительство. Церковь не запрещает развивать науку (если бы это было так, мы не знали бы большого количества верующих ученых); она лишь напоминает о том, что всякое научное изобретение должно подвергаться проверке на соответствие высшим критериям добра и пользы. «В век ядерного, химического, бактериологического оружия, техногенного производства», как вы пишете, никак нельзя допустить использования новейших технологий людьми без соответствующих нравственных качеств. Ведь если такое оружие может быть страшным в руках «религиозного фанатика», то не гораздо ли более страшным оно может стать в руках людей, цинично и целенаправленно использующего его в своих корыстных интересах? Церковь также не может допустить какое бы то ни было вмешательство в тайну жизни человека, в тайну рождения. Не говоря о религиозных мотивах, скажем лишь, что генная инженерия сегодня не имеет достаточных научных знаний в своей области, не может гарантировать или прогнозировать результаты вмешательства и манипулирования с геномом человека. Уже сегодня мы имеем плачевно закончившиеся эксперименты с генно-модифицированными сельскохозяйственными культурами. А речь ведь идет о будущем всего человечества. И вместо того, чтобы заботиться о повышении рождаемости в России естественными методами – укреплением семьи, повышения значимости материнства, многодетности, борьбой с абортами, с развратом - вы предлагаете свою важнейшую альтернативу «выживания и развития человечества» - «искусственное воспроизводство людей»! А экологические проблемы современности? Не являются ли они ничем иным, как следствием забвения человеком своего назначения и своего места в мире? В вашем письме присутствует попытка ограничить конституционные права значительной части нашего населения. Вы призываете ограничить право православных верующих на получение образования и свободное выражения своих взглядов. В частности, в Конституции РФ есть «принцип отделения церкви от государства», но нет ни слова об отделении Церкви от школы. Церкви, таким образом, не запрещается преподавать в школах не только «Основы православной культуры», но даже Закон Божий, так как, согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому [гражданину] гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право… иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Если же представители государства и Церкви взаимодействуют в видах общего блага России, то в этом нет ничего противозаконного. Стоит также обратить внимание на европейские страны, которые, являясь светскими государствами, осуществляют активное взаимодействие с религиозными структурами своих стран, особенно с исторически доминирующими. В некоторых из них существует даже церковный налог. Упомянутый вами институт капелланов существует в любой развитой стране мира. Так что оставим военным самим решать, хотят ли они иметь священника в своих рядах или нет. То же касается и «ученых степеней кандидата и доктора богословских, теологических наук и уравнивании их в правах со светскими учеными». Сегодня, пожалуй, только в России данные степени не признаются государством, что, конечно, является атавизмом и не делает чести российскому научному сообществу. То, что богословие является мифологией – это лозунг безбожных пятилеток (каковых в вашем письме масса), никакого отношения к истинной науке не имеющий. Кроме того, в письме содержится неверная информация о том, что государство поддерживает духовные учебные заведения РПЦ, тогда как все духовные учебные заведения РПЦ финансируются исключительно Церковью. Вы затронули еще одну тему - о том, что «обостряется борьба между ними (конфессиями) за ведущее положение в обществе». Во-первых, нужно сказать, что слово конфессия употребляется исключительно в отношении христианских сообществ. Во-вторых, борьба действительно обостряется, но не из-за «возвышения церкви и религии», а по причине уже упомянутого нами возросшего интереса россиян к «проклятым вопросам», по выражению Ф. М. Достоевского – высшим вопросам бытия человека. На почве этого повышенного интереса, при условиях крайнего религиозного невежества, наш народ часто попадается на удочку псевдо-религиозных организаций – многочисленных сект и культов, или под влияние различных проходимцев, подобных Грабовому, Виссариону, Кашпировскому и прочим. В этих условиях одна лишь Церковь ведет активную антисектантскую работу; вы же хотите лишить наш народ последней возможности защиты от духовного и социального убийства. Подытоживая, скажем, что мы убеждены, что светское государство обязано заботиться о духовном и нравственном состоянии своего народа. Это означает что: 1. Государство должно выработать четкую государственную программу, содержащую стратегию развития нашего общества с указанием главной цели и задач этого развития, основных средств их достижения, последовательности и важных этапов их выполнения. Эта программа светского государства включает воспитание и образование народа по началам христианской нравственности при поддержке Церкви. 2. На всех уровнях и, прежде всего, государственном, должна вестись активная просветительская и воспитательная работа с населением с целью формирования у него цельного мировоззрения, способного ответить на главные вопросы бытия, смысла и цели человеческой жизни. 3. Богословие (теология) должно быть признано полноценной наукой по образцу ведущих мировых университетов. 4. Развивать преподавание богословских предметов в светских ВУЗах с целью повышения общего богословского уровня общества. Расширить участие духовенства в деятельности ВУЗов. 5. Ввести общественную цензуру СМИ. Запретить публикацию идей, унижающих достоинство человека, пропагандирующих культ низких удовольствий, эгоизма, наживы и прочих пороков. 6. Принцип духовно-нравственного развития, как краеугольный камень жизни человека и общества, должен стать приоритетной областью деятельности государства. Необходимо повышать авторитет учителей, педагогов, преподавателей, священников. Всемерно оказывать поддержку просветительской деятельности Церкви. Искренне надеемся, что в глазах общественности ваше письмо не дискредитирует те организации и институты, членами которых вы являетесь. Ведь вы выражаете свое частное мнение. Полагаем, в вашей среде немало людей, не разделяющих вашу позицию. Чада Русской Православной Церкви, студенты 4-го курса Московской духовной семинарии. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|