АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Встреча Патриарха и Папы не снимает проблем, стоящих между Православием и католичеством»


10 февраля 2016 г.
– Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским – событие экстраординарное: первый раз за всю историю существования Православной Церкви в России ее Предстоятель встретится с Папой. Почему это происходит именно сейчас?

– Это очень правильная постановка вопроса, которая отсылает нас к некоторой экстраординарности исторического момента, в котором мы находимся. Я думаю, эту экстраординарность можно описать с нескольких позиций. Одна очевидна всем: мы живем в ситуации фактически начавшейся, хотя формально и не объявленной, мировой войны, в которой христиане в пределах в целом земного шара оказываются наиболее страдательной и подвергающейся угрозам и насилию стороной. И это касается христиан не только тех стран, о которых объявлено перед этой встречей, – на Ближнем Востоке, в ряде регионов Африки, – но и в целом христианского населения мира.

Второй момент, который необходимо отметить: совершенно очевидно, что Православная Церковь и в значительной мере церковь Католическая вместе с другими христианскими конфессиями, которые мы можем описать таким словосочетанием, как «историческое христианство», оказываются как бы в нападении с двух сторон. Одна из этих сторон – секулярный гуманизм, мировоззрение, которое господствует сегодня в западном, так называемом «цивилизованном» мире, которое вытесняет религиозное сознание на обочину общественной жизни, его индивидуализирует, то есть допускает только в форме «сидите тихо в церковной ограде, что-то себе рассказывайте и никак не влияйте на общественное пространство». А с другой стороны – воинствующий фундаментализм, который уже с оружием в руках и террористическими актами и угрозами их совершения вытесняет христиан и христианство из огромных регионов земного шара.

Не снимается проблематика унии, не снимается вопрос о политике Ватикана на Украине

Я думаю, именно эта экстраординарная ситуация побуждает встретиться представителей двух древнейших кафедр – Патриарха Московского и всея Руси и главы кафедры ветхого Рима, епископа, или Папы, Римского. Но эта встреча вовсе не означает, что сняты проблемы, которые стоят между Православием и католичеством. Следует ясно понимать, что вероучительная проблематика вообще и никогда не снимается дипломатическими переговорами, пусть даже и иерархов. То же самое касается и практических проблем, которые существуют в православно-католических отношениях: не снимается проблематика унии, не снимается вопрос о невразумительной политике Ватикана, касающейся греко-католиков на Украине. Просто бывают чрезвычайные времена, когда нужно отодвинуть значимые, но не столь экстраординарные проблемы чуть-чуть во второй ряд.

– Что могут сделать Патриарх и Папа Римский в связи с гонениями на христиан?

– Во-первых, давайте подождем и посмотрим, что они смогут сделать. Потому что никто из нас, я думаю, не будет отрицать того, что встречаются главы крупнейших церквей мира – Русской Православной и Католической, – два чрезвычайно одаренных, харизматических и чувствующих вызовы времени духовных руководителя. Поэтому многое, я думаю, определится во время их личного общения. Во-вторых, даже если это оставить за скобками, а это очень важный момент, мне представляется, что сама по себе встреча с акцентом на гонения на христиан не позволит удерживать эту ситуацию в информационной теневой нише. По сути дела, только позиция Русской Церкви и в значительной мере объективная позиция Римско-католической церкви по отношению к преследованиям христиан не позволяет этой теме окончательно уйти в тень. О проблеме появления мусульманских мигрантов в Европе трубит вся либеральная общественность. А проблема гибели и изгнания христиан с Ближнего Востока находится в совершенной информационной тени. Поэтому, я думаю, не дать улететь трагедии сотней тысяч людей куда-то на периферию мирового общественного сознания – уже очень важное обстоятельство.

– Вы специалист по сравнительному богословию, прекрасно знаете, какие проблемы разделяют нас с католиками на протяжении вот уже тысячи лет. Сколько накопилось взаимного недоверия, обид! Как, имея такой багаж, обычным верующим людям относиться к предстоящей встрече?

– Мы должны трезво понимать, что это не встреча, где будут обсуждаться богословские вопросы, связанные с вероучительным разделением Православия и католичества. Даже если и будет затронут вопрос богословского диалога, который во вселенском масштабе в определенной динамике ведется между Православной и католической церквами, то максимальное, что здесь может иметь место, – это создание благоприятного религиозно-психологического фона для дальнейшего ведения переговоров. Потому что для того, чтобы вести общение, нужно не воспринимать своего собеседника жестким оппонентом, тем более – врагом. И эта возможность диалога, которая, как мы ожидаем, будет продемонстрирована во время встречи Святейшего Патриарха Московского и Папы Римского, важна для общей атмосферы этого диалога. Что не означает, будто каким-то образом вероучительный богословский компромисс может быть определен как путь этого диалога. Здесь всё уже достаточно жестко и четко сформулировано: действенные пути в нахождении взаимопонимания лежат в определении и точном общем понимании веры древней Церкви I тысячелетия. Это касается учения о Святом Духе, о первенствующей роли того или иного епископа. И здесь мы можем быть твердо уверены: мы, как православные, непоколебимы в том, что вера Церкви I тысячелетия выражает то, во что сейчас верят Поместные Православные Церкви, вселенское Православие.

Также хотел бы добавить, что в преддверии этой встречи для нас является очень важным экклезиологическое самосознание Православия: мы, Православная Церковь, не есть монархическая в экклезиологическом смысле структура или организация, подобно Римской церкви, во главе которой стоит один episcopus universalis, один вселенский епископ, юрисдикция которого распространяется на всю Католическую церковь. Православная Церковь есть семья Поместных Православных Церквей. И даже с точки зрения диалога с инославием важно засвидетельствовать, что на сегодня первый в диптихах Константинопольский Патриарх не есть единоличный представитель вселенского Православия в подобного рода диалоге, не есть голос всей вселенской Православной Церкви. Я думаю, что в канун Всеправославного Собора и это напоминание тоже является очень важным.

Подготовил монах Рафаил (Попов)

Православие.RU


понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.