|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Три святителя как образы духовного родстваЧтец Максим Калинин студент 3-го курса (Магистратура) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной
литургией
12
февраля 2011 года
в
праздник Собора вселенских учителей и святителей
Василия
Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 21 февраля 2011 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Взирая на этот прекрасный образ трех Святителей, мы невольно вспоминаем слова Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20). Но поистине, великие святители открывают нам истинность и противоположного утверждения: там, где Господь пребывает в людях, там они обретают непостижимое духовное родство, сокровенную духовную дружбу. Это родство выше земного разделения. Мы прославляем трех Святителей как один нераздельный сонм, хотя свт. Иоанн Златоуст творил в совершенно другой традиции и, видимо, не был лично знаком со свт. Василием и Григорием. Образ трех святителей являет нам четыре степени духовного родства, достижимого для людей. Первая ступень – это духовное родство, основанное на родстве физическом. Семья, воспитавшая свт. Василия – безупречный идеал христианской семьи. В нашей жизни случается так, что родство, вопреки естественной необходимости, наоборот создает препятствия для духовного единства. Случайная обида, нанесенная в детстве, предпочтение, оказанное родителями кому-то из детей – несправедливое или необъясненное – может оставить жгучее чувство неприязни на последующие годы, и гордыня сердца человеческого только усиливает ее. Что же мы видим в семье свт. Василия? Брат Григорий, будущий епископ Нисский, чтит свою сестру Макрину как великую наставницу; когда юноша Василий вернулся из Афин, гордясь своим знанием, и мог потерять христианское смирение, именно Макрина своим кротким наставлением вернула его к смиренному мудрованию. Братья вынесли из своего благочестивого воспитания пример для обоих путей подвижничества: воздержания в безбрачии (св. Василий), терпения в семейной жизни (св. Григорий Нисский). Вторая ступень духовного родства связана с осознанным выбором человека, его возрастанием в меру возраста (ср.: Еф. 4, 13), когда человек, сформировавший свое мировоззрение, встречает христианина, близкого себе по духу. Таким человеком для св. Василия стал святитель Григорий Богослов. Воспоминания Григория – удивительный гимн христианской дружбе, которая раскрывается как совместный путь к Спасителю. На этом пути один человек может идти более совершенным путем, подавая другу пример для подражания. Именно так отзывался свт. Григорий о своем Великом друге. Но мы, не дерзая сравнивать этих святых мужей, сознаем, какой великий пример и неоценимую помощь преподнесли друг другу два будущих учителя Церкви. Но свобода, подаваемая Духом Господним, христианская свобода, не скованная временем и пространством, не ограничивает общение во Христе рамками земной жизни. Не только святые угодники, но и мы ощущаем эту третью степень духовного родства, молясь за почивших близких нам людей. Святой Григорий говорит о Василии, отошедшем ко Господу, так, будто он продолжает беседовать с ним. Он произносит другу надгробное слово, но на это слово не ложится тень смерти, оно всё – ожидание жизни и близкой встречи для вечности. Встречи, за которой лежит четвертая степень дружбы, о которой Спаситель сказал: «Я назвал вас друзьями» (Ин. 15, 15). Это единство всей Церкви. Наше единство со всеми святыми, с которыми лично мы не были знакомы. Это приближение человечества к цели, к которой оно было призвано изначально: единство по образу Святой Троицы. Образ трех святителей – призыв к этому единству. Само тройственное число святителей усиливает этот призыв, и церковное песнопение доносит этот призыв до нас: «Троицы единочисленнии». Сей образ трех святителей, живая икона благочестия, да вдохновит нас на следование Христу, дабы исполнились на нас слова: «Сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19). Аминь. Литература 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2010. 2. Свт. Григорий Богослов. Надгробное слово другу Василию. – Творения. В 2 т. Т. 1. СТСЛ, 1993. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|