АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Неделя о мытаре и фарисее


13 февраля 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Начинается подготовка к Великому посту. И в первое же воскресение, когда мы начинаем готовиться, мы слышим притчу Господа о мытаре и фарисее. Почему это так?

Всем известно, что пост не является исключительным достоянием Церкви. Это черта общей религиозной жизни человечества. Постятся и индусы, и буддисты, и мусульмане, и язычники, и сектанты. И если бы мы захотели меряться с ними в строгости телесного поста, мы увидели бы, что мы стоим часто далеко позади их. Ведь пост у некоторых из них часто доходит до крайнего изнурения тела голодом.

С другой стороны, основная масса людей вообще не думает о воздержании. Эти люди или вообще не думают о душе, или наивно полагают, что качество и количество пищи никак на них не влияет, или считают посты простой диетой.

А чада Православной Церкви идут царским путем между бессмысленным убийством тела и беспечной расслабленностью. И сейчас, перед самым главным постом в году, Великим постом, наша мать Церковь притчей о мытаре и фарисее напоминает нам о том, что целью всех наших подвигов должно быть смирение, как начало и конец христианской жизни. Это характерная черта нашей святой Православной веры. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Смирение есть добродетель только православных». Сколько правды в этих словах! Ведь если мы посмотрим на окружающий мир, то найдем там многие добродетели, пусть и неправильно понимаемые. Найдем и отречение от мира, и воздержание, и ревность, и мужество… но мы не увидим нигде и тени смирения. И так и должно быть, ведь смирение – это дар Божий.

Церковь сегодня дает нам понять, что без смирения все добродетели – ничто, но кто имеет смирение, тот достигает цели. Он имеет все, потому что имеет в себе Христа, сказавшего: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11,29). Телесный же пост – это орудие, которое, через смирение нашего тела, помогает нам достичь смирения души.

А что такое само смирение, мы не можем этого понять, но только узнать из опыта. Мы также можем видеть его проявления – в Господе нашем Иисусе Христе, в Пресвятой Владычице нашей Богородице и во всех святых.

Давайте посмотрим на новомучеников и исповедников Российских, чью память мы также совершаем сегодня. Эти люди, отдавшие за свою веру все, даже саму жизнь, уподобившиеся Господу Иисусу Христу своим мученическим подвигом, были способны перенести выпавшие на их долю страдания по причине своего смирения. Вот как об этом сказано в службе, составленной в их память: «Безбожнии внуцы Каиновы святыни церковныя поруганию и огню предаша, обители разориша, храмы, яко овощныя хранилища, содеяша, христолюбивыя люди в темницы заключиша и умучиша. Вы же, страстотерпцы, с любовию учили есте: сие бысть по грехом нашим, людие, покайтеся» (Канон, песнь 6). И все святые, когда бы они ни жили, несмотря на все свои подвиги и духовные дарования, глубоко в сердце считали себя мытарями. Мы не можем даже помыслить кого-то из них на месте фарисея.

А так ли бывает в нас? Не говорим ли мы часто в сердце: несмь якоже прочии человецы (Лк. 18,11)? «Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! - восклицает святитель  Феофан Затворник и продолжает: словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким».

Какой же выход из этого состояния? Это молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» Сколь великих милостей Ты удостоил меня: я родился и живу в православной стране, где насаждена чистая вера; имею истинные догматы, имею тысячелетнее Предание, опыт святых отцов, заступничество бесчисленного множества святых, получаю благодать в Таинствах, ежедневно сподобляюсь великих милостей от Тебя, Творца и Промыслителя моего! Сколь многие люди с великим усердием трудятся ради своего земного благополучия или ради служения ложным идеям! Сколь многие, не знающие Тебя, получив возможность познать истину, до конца жизни изливали бы потоки слез благодарности Тебе! А что я приношу Тебе? Ничего, кроме нарушения божественных Твоих заповедей! Чем я отвечаю на любовь Твою, по которой Ты сошел с неба, воплотился и пострадал за меня? Что я претерпел за имя Твое? Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми (Пс. 115)? Боже, милостив буди мне грешному!» Вот такая молитва, произносимая в глубине души, будет приятна Богу. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18,14).

Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.