|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Проповедь в день памяти святого апостола Андрея Первозванного13 декабря 2015 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Православная Церковь совершает память святого славного апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей был родом из северной части Святой Земли – из Галилейского города Вифсаида. Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим тоже из Вифсаиды) последовал за пророком. Многие начали думать, что Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для Крещения, и тот, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении (см.: Лк. 13, 10-17), указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» – «Пойдите и увидите», – ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым. Апостол Андрей называется Первозванным. Однако в Евангелии говорится, что Андрей был призван Христом вместе с Иоанном. Почему возлюбленный ученик Христа Иоанн не стал заодно с Андреем называться «Первозванным»? И почему именно его — Андрея — мы видим первым призванным? Возможно потому, что это не просто первый призванный, а первый призывающий из апостолов? Сразу после того, как Андрей возвращается от Христа, он зовет своего брата — Симона, говоря ему о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». Делится с братом своей радостью об обретении Мессии-Спасителя и приводит брата ко Христу. Как без смиренного согласия Пречистой и Преблагословенной Девы Марии не произошло бы Воплощение Сына Божия, так и без свободного согласия апостолов следовать за Христом и выполнять Его заповеди не образовалась бы Новозаветная Церковь. И заповедь о благовестии, еще даже не произнесенную Господом нашим, первым из Его учеников выполняет апостол Андрей. Затем это делает апостол Филипп – он «находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т.е. земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом, то есть Крымском полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, – сказал апостол своим ученикам, как об этом пишется в древнерусских летописях – что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю Святым Крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси. После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патры. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, многие жители уверовали во Христа, но местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил его к распятию на кресте. Он велел распять апостола так, чтобы тот подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Апостол Павел, призванный на апостольское служение уже после Евангельских событий, в сегодняшнем апостольском чтении говорит об апостольском служении так: «Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне... хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 9-16). Апостолы, в том числе и апостол Андрей проповедовали по всей земле, невзирая, на бесчестие и хуление, на голод и жажду, на наготу и побои, на гонения и смертельные приговоры. К такому же апостольству, ко благовестию о Христе словом, делом и примером жизни призваны все мы, какое бы положение в церковной иерархии не занимали. Другое Евангельское чтение говорит нам об исцелении Христом согбенной долгих 18 лет женщины. «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13, 10-17). Более двух тысяч лет назад происходили эти события. Сын Божий воплощается и рождается в вертепе – месте для ночлега скота, чтобы показать, до какого скотского состояния дошло человечество, несколько тысяч лет назад в лице Адама и Евы отвернувшееся от Своего Творца, и чтобы вернуть человеку не только образ человека, но и даровать ему образ Божий, даровать ему обожение. Бог принимает образ раба, чтобы освободить от рабства человека, находящийся после грехопадения в духовном рабстве у диавола. Как и эту женщину – «дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет», Христу «надлежало освободить от уз сих в день субботний». О безрадостном состоянии человечества говорят ветхозаветные пророки. Так, пророк Исаия восклицает: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1, 4-6). Только Сам воплотившийся Сын Божий может исцелить эти язвы, может освободить человека из рабства диавола, как говорит сегодня апостол Павел: «В Нем мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 14-18). Он создал Церковь на основании апостолов, первым из которых по времени призвания был апостол Андрей. Андрей, когда нашел Господа, как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: «Мы нашли Мессию». Свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному особо подчеркивает то, что Андрей первым из апостолов начал благовестие: «Крепка сеть апостольского ловления, дивна память Андрея и дивно воспоминание сети, которую он употребил для ловления и для привлечения народов ко Христовой вере. Ибо невод, каким пользовались сии бессмертные апостолы, никогда не может быть прорван забвением. Не придут со временем в ветхость те орудия ловли, которые соделаны не человеческим искусством, но Божьею благодатью. Хотя сами рыбари и ушли от нас, однако орудия, какими они пользовались, или невод, которым охватили самый мир, никогда не приходили в ветхость… Не рыб, естество неразумное, они уловили; но как дивно то искусство, которое они употребили, так и орудия их были новы и необыкновенны. Ибо вместо удочки они употребляют проповедь, вместо крючка – силу Божию, вместо приманки – чудеса, вместо лодки у них – алтарь, вместо рыб они уловляют и самих царей, вместо невода распространяют Евангелие; вместо моря они управляют человеческой жизнью, вместо сети они привыкли пользоваться крестом, как каким-либо неводом…О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! Андрей после Петра родился в жизнь и первый привел Петра к Евангелию, и – как уловил его: "мы нашли, сказал, Мессию". От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете. "Мы нашли, сказал, сие сокровище… Мы нашли, безначально рожденного и явившегося в последние дни. О, великое сокровище, полнота которого не может быть исчерпана!.. Христос – истинно по природе Бог, но Который, по Своему милосердию к людям, запечатлел Своим исхождением девическое чрево, как некоторою печатью, и сих рыбарей источниками Своих исцелений. Его есть держава, Царство, слава и поклонение, с непорочным и единосущным Отцом и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь"».
|
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|