АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Проповедь в день памяти святого апостола Андрея Первозванного


13 декабря 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь совершает память святого славного апостола Андрея Первозванного.

Апо­стол Ан­дрей был ро­дом из се­вер­ной части Свя­той Зем­ли – из Га­ли­лейского города Виф­са­и­да. Ко­гда Иоанн Кре­сти­тель на­чал про­по­ве­до­вать на бе­ре­гах Иор­да­на, Ан­дрей вме­сте с Иоан­ном Зе­ве­де­е­вым (про­ис­хо­див­шим тоже из Виф­са­и­ды) по­сле­до­вал за про­ро­ком. Мно­гие на­ча­ли ду­мать, что Иоанн Кре­сти­тель и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, но он объ­яс­нил лю­дям, что он не Мес­сия, а по­слан толь­ко при­го­то­вить Ему путь.

В то вре­мя Гос­подь Иисус Хри­стос при­шел к Иоан­ну Кре­сти­те­лю на Иор­дан для Кре­ще­ния, и тот, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении (см.: Лк. 13, 10-17), ука­зы­вая на Гос­по­да, ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, Ан­дрей с Иоан­ном по­сле­до­ва­ли за Иису­сом. Гос­подь, уви­дев их, спро­сил: «Что вам на­доб­но?» Они ска­за­ли: «Рав­ви (Учи­тель), где Ты жи­вешь?» – «Пой­ди­те и уви­ди­те», – от­ве­тил Иисус, и с то­го вре­ме­ни они ста­ли Его уче­ни­ка­ми. В этот же день апо­стол Ан­дрей по­шел к сво­е­му бра­ту Си­мо­ну Пет­ру и ска­зал ему: «Мы на­шли Мес­сию». Так Петр при­со­еди­нил­ся к уче­ни­кам Хри­сто­вым.

Апостол Андрей называется Первозванным. Однако в Евангелии говорится, что Андрей был призван Христом вместе с Иоанном. Почему возлюбленный ученик Христа Иоанн не стал заодно с Андреем называться «Первозванным»? И почему именно его — Андрея — мы видим первым призванным? Возможно  потому, что это не просто первый призванный, а первый призывающий из апостолов? Сразу после того, как Андрей возвращается от Христа, он зовет своего брата — Симона, говоря ему о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». Делится с братом своей радостью об обретении Мессии-Спасителя и приводит брата ко Христу.

Как без смиренного согласия Пречистой и Преблагословенной Девы Марии не произошло бы Воплощение Сына Божия, так и без свободного согласия апостолов следовать за Христом и выполнять Его заповеди не образовалась бы Новозаветная Церковь. И заповедь о благовестии, еще даже не произнесенную Господом нашим, первым из Его учеников выполняет апостол Андрей. Затем это делает апостол Филипп – он «находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­сто­лы бро­си­ли жре­бий, ко­му в ка­кую стра­ну сле­ду­ет ид­ти для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Свя­то­му Ан­дрею до­ста­лись стра­ны, ле­жа­щие вдоль по­бе­ре­жья Чер­но­го мо­ря, се­вер­ная часть Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и Ски­фия, т.е. зем­ля, на ко­то­рой позд­нее об­ра­зо­ва­лась Рос­сия. Со­глас­но пре­да­нию, апо­стол Ан­дрей про­по­ве­до­вал на Та­ври­че­ском, то есть Крымском по­лу­ост­ро­ве, по­том по Дне­пру под­нял­ся на се­вер и до­шел до ме­ста, где впо­след­ствии воз­ник Ки­ев. «Верь­те мне, – ска­зал апо­стол сво­им уче­ни­кам, как об этом пишется в древнерусских летописях – что на го­рах сих вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия: ве­ли­кий го­род бу­дет здесь, Гос­подь про­све­тит сию зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем и воз­двигнет здесь мно­го церк­вей». За­тем апо­стол Ан­дрей бла­го­сло­вил ки­ев­ские го­ры и во­дру­зил на од­ной из них крест, пред­воз­ве­щая при­ня­тие ве­ры бу­ду­щи­ми оби­та­те­ля­ми Ру­си.

По­сле воз­вра­ще­ния в Гре­цию апо­стол Ан­дрей оста­но­вил­ся в го­ро­де Па­тры. Здесь через воз­ло­же­ние рук он мно­гих лю­дей ис­це­лил от неду­гов, мно­гие жи­те­ли уве­ро­ва­ли во Хри­ста, но мест­ный пра­ви­тель Еге­ат воз­го­рел­ся нена­ви­стью про­тив апо­сто­ла Ан­дрея и при­го­во­рил его к рас­пя­тию на кре­сте. Он ве­лел рас­пять апо­сто­ла так, чтобы тот по­доль­ше стра­дал. Свя­то­го Ан­дрея при­вя­зав ко кре­сту на­по­до­бие бук­вы X, не вби­вая гвоз­дей в его ру­ки и но­ги, чтобы не вы­звать ско­рой смер­ти.

Ви­ся на кре­сте, апо­стол Ан­дрей непре­стан­но мо­лил­ся. Пе­ред раз­лу­че­ни­ем его ду­ши с те­лом небес­ный свет оси­ял крест Ан­дрея, и в его бли­ста­нии апо­стол ото­шел в веч­ное Цар­ство Бо­жие. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го по­сле­до­ва­ла око­ло 62 го­да по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва. Рус­ская Цер­ковь, при­няв ве­ру из Ви­зан­тии, епи­ско­пы ко­то­рой ве­дут пре­ем­ство от апо­сто­ла Ан­дрея, то­же счи­та­ет се­бя его пре­ем­ни­цей.

Апостол Павел, призванный на апостольское служение уже после Евангельских событий, в сегодняшнем апостольском чтении говорит об апостольском служении так:

«Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне...  хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 9-16).

Апостолы, в том числе и апостол Андрей проповедовали по всей земле, невзирая, на бесчестие и хуление, на голод и жажду, на наготу и побои, на гонения и смертельные приговоры. К такому же апостольству, ко благовестию о Христе словом, делом и примером жизни призваны все мы, какое бы положение в церковной иерархии не занимали.

Другое Евангельское чтение говорит нам об исцелении Христом согбенной долгих 18 лет женщины.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13, 10-17).

Более двух тысяч лет назад происходили эти события. Сын Божий воплощается и рождается в вертепе – месте для ночлега скота, чтобы показать, до какого скотского состояния дошло человечество, несколько тысяч лет назад в лице Адама и Евы отвернувшееся от Своего Творца, и чтобы вернуть человеку не только образ человека, но и даровать ему образ Божий, даровать ему обожение. Бог принимает образ раба, чтобы освободить от рабства человека, находящийся после грехопадения в духовном рабстве у диавола. Как и эту женщину – «дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет», Христу «надлежало освободить от уз сих в день субботний».

О безрадостном состоянии человечества говорят ветхозаветные пророки. Так, пророк Исаия восклицает: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1, 4-6).

Только Сам воплотившийся Сын Божий может исцелить эти язвы, может освободить человека из рабства диавола, как говорит сегодня апостол Павел: «В Нем мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 14-18).

Он создал Церковь на основании апостолов, первым из которых по времени призвания был апостол Андрей. Андрей, ко­гда на­шел Гос­по­да, как неко­то­рое со­кро­ви­ще све­та, вос­кли­цал, об­ра­ща­ясь к сво­е­му бра­ту Пет­ру: «Мы на­шли Мес­сию». Свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному особо подчеркивает то, что Андрей первым из апостолов начал благовестие: «Креп­ка сеть апо­столь­ско­го лов­ле­ния, див­на па­мять Ан­дрея и див­но вос­по­ми­на­ние се­ти, ко­то­рую он упо­тре­бил для лов­ле­ния и для при­вле­че­ния на­ро­дов ко Хри­сто­вой ве­ре. Ибо невод, ка­ким поль­зо­ва­лись сии бес­смерт­ные апостолы, ни­ко­гда не мо­жет быть про­рван за­бве­ни­ем. Не при­дут со вре­ме­нем в вет­хость те ору­дия лов­ли, ко­то­рые со­де­ла­ны не че­ло­ве­че­ским ис­кус­ством, но Бо­жьею бла­го­да­тью. Хо­тя са­ми ры­ба­ри и ушли от нас, од­на­ко ору­дия, ка­ки­ми они поль­зо­ва­лись, или невод, ко­то­рым охва­ти­ли са­мый мир, ни­ко­гда не при­хо­ди­ли в вет­хость… Не рыб, есте­ство нера­зум­ное, они уло­ви­ли; но как див­но то ис­кус­ство, ко­то­рое они упо­тре­би­ли, так и ору­дия их бы­ли но­вы и необык­но­вен­ны. Ибо вме­сто удочки они упо­треб­ля­ют про­по­ведь, вме­сто крюч­ка – си­лу Божию, вме­сто при­ман­ки – чу­де­са, вме­сто лод­ки у них – ал­тарь, вме­сто рыб они улов­ля­ют и са­мих ца­рей, вме­сто нево­да рас­про­стра­ня­ют Еван­ге­лие; вме­сто мо­ря они управ­ля­ют че­ло­ве­че­ской жиз­нью, вме­сто се­ти они при­вык­ли поль­зо­вать­ся кре­стом, как ка­ким-ли­бо нево­дом…О, пре­вос­ход­ство брат­ней люб­ви! О, про­ти­во­об­ра­ще­ние по­ряд­ка! Ан­дрей по­сле Пет­ра ро­дил­ся в жизнь и пер­вый при­вел Пет­ра к Еван­ге­лию, и – как уло­вил его: "мы на­шли, ска­зал, Мес­сию". От ра­до­сти это бы­ло ска­за­но, это бы­ло со­еди­нен­ное с ве­се­ли­ем бла­го­ве­стие о най­ден­ном пред­ме­те. "Мы на­шли, ска­зал, сие со­кро­ви­ще… Мы на­шли, без­на­чаль­но рож­ден­но­го и явив­ше­го­ся в по­след­ние дни. О, ве­ли­кое со­кро­ви­ще, пол­но­та ко­то­ро­го не мо­жет быть ис­чер­па­на!.. Хри­стос – ис­тин­но по при­ро­де Бог, но Ко­то­рый, по Сво­е­му ми­ло­сер­дию к лю­дям, за­пе­чат­лел Сво­им ис­хож­де­ни­ем де­ви­че­ское чре­во, как неко­то­рою пе­ча­тью, и сих ры­ба­рей ис­точ­ни­ка­ми Сво­их ис­це­ле­ний. Его есть дер­жа­ва, Цар­ство, сла­ва и по­кло­не­ние, с непо­роч­ным и еди­но­сущ­ным От­цом и Свя­тым Ду­хом, ныне и все­гда, и во ве­ки ве­ков, аминь"».

 

 

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.