|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Святой архидиакон СтефанЧтец Михаил Морозов студент 1-го курса (Отделение богословия) Проповедь произнесенная
в Покровском академическом
храме за Всенощным бдением 8 января 2011 года. 10 января 2011 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Братья и сестры, сегодня первое воскресенье после Рождества Господа нашего Иисуса Христа. На языке церковного Устава этот день именуется Неделей по Рождестве Христовом. И сегодня мы молитвенно вспоминаем псалмопевца Давида-царя, святого апостола Иакова, брата Господня, Иосифа Обручника и святого первомученика и архидиакона Стефана. О святом Стефане говорится в книге Деяниях святых апостолов. Святой Стефан был старший среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его и называют архидиаконом. Само имя «Стефан» означает по-гречески «корона». Это было чудное совпадение, ибо он получил корону первомученика и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению церковного историка, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, так как прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие». Святой евангелист Лука, точной фразой показывает нам духовный облик этого человека: это был человек «исполненный верой и силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе». Будучи молодым и исполненный Святого Духа, он с усердием проповедовал христианское учение в Иерусалиме и побеждал иудейских законоучителей в спорах, потому что не могли противостоять его мудрости. За это они питали к нему ненависть и обвинили святого Стефана в том, что он говорит хулу на Бога, на Моисея и в неуважении к святому храму. Это было серьезным обвинением по законам того времени, так как для иудеев две вещи были самыми драгоценными– это Храм, где можно было приносить жертвы и это Закон, который никогда не мог быть изменен. Однако Стефан говорит, что время храма проходит, а закон – является только этапом на пути перехода к Евангелию, и что христианство должно распространиться по всему миру. Святой Стефан был первым, кто свидетельствовал, что дар Христов предлагается всему миру независимо от национальностей, а не только иудеям. Эти слова были невыносимы для слушающих. Поэтому его схватили и вызвали на суд перед синедрионом и первосвященником. Осознавая, что этот суд ничего не изменит, потому что судьи испытывают вражду и ненависть как к нему самому, так и к христианскому учению, святой Стефан, уповая на Господа, произнес защитительную речь. Он сделал краткий обзор истории еврейского народа от Авраама до Соломона и в заключение смело обличил иудеев в гонениях на пророков, и особенно в казни Мессии, Господа Иисуса Христа, о пришествии которого возвещали пророки. Во время речи святой Стефан увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко сказал об этом. А иудеи-фанатики, ослепленные ненавистью стали затыкать уши, набросились на него, повлекли за город и побивали камнями. Святой мученик во время казни вознес Богу двоякую молитву - о себе и о своих убийцах: «Господи Иисусе, приими дух мой», и вторая: «Господи, не вмени им это во грех». Этими же словами молился и Господь наш Иисус Христос, когда его распяли на Кресте. После этого святой Стефан радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, было тайно взято и предано погребению. Среди тех, кто одобрял убийство первомученика, был Савл. По словам блаженного Августина: «Церковь обязана молитве Стефана тем, что обрела апостола Павла. Разверзаются небеса и изливается благодать на тех, за кого приносится молитва. И Павел никогда не мог забыть, какой дорогой ценой он получил этот дар веры, ценой смерти святого Стефана», который был ему сродником по крови. Братья и сестры, еще продолжается празднование Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа, а Святая Церковь дает нам пример для назидания. Святитель Григорий Чудотворец говорит по этому поводу такие слова: «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня — последователь Господа Стефан. Недавно Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа». Чему же научает всех нас пример жизни святого Стефана, который мученически пострадал почти 2000 лет тому назад? Казалось бы, между нами такой временной промежуток, другая эпоха. Но, к сожалению, как в те времена, так и сейчас «мир сей» в большинстве своем далек от Евангельских истин. По словам святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в этом мире царит «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин.2,16) и мрак греха окутывает его. Но мы, братья и сестры, имеем великое утешение, так как сам Господь наш Иисус Христос есть свет этому миру, Он просвещает каждого, кто приходит к нему. В тоже время каждый из нас, православных христиан, призван именно в этом мире быть проповедником Евангельского благовестия, свидетелем вечной жизни, путеводителем других в Царство Небесное. Господь наш в Нагорной проповеди призывает нас быть светом в этом мире. Каким же образом это возможно? В Евангелии от Матфея в 5 главе Господь отвечает на этот вопрос. Он говорит: «Так да просветиться свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Вот к чему мы призваны. Мы призваны к тому, чтобы наша жизнь соответствовала нашей вере. Мы призваны понуждать себя на деле исполнять то, чему учил пришедший ради нас Господь. И люди, окружающие нас, видя веру нашу из дел наших, задумаются, придут в Храм Божий, откроют перед Господом свои сердца, и тогда по словам святого праведного Иоанна Кронштадского, «весть о родившемся Христе Спасителе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей и преобразится светом, теплом, радостью и обновлением всей жизни в этом мире». Аминь. Литература: 1. свят. Димитрий Ростовский. Жития святых. Декабрь. 2. Избранные жития святых по изложению Феодосия Черниговского. Декабрь 3. Григорий Чудотворец, свят. «Похвальное слово в честь первомученника и диакона святаго Стефана» |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|