АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Архиепископ Верейский Евгений: Задача Церкви - противостоять вызовам современности


Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений ответил на вопросы корреспондента Санкт-Петербургской духовной академии.
28 декабря 2010 г.

Ваше Высокопреосвященство, какие первоочередные задачи в связи с интеграцией духовных учебных заведений в Болонский процесс стоят перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви? В чем на данный момент заключается главная задача текущих реформ?

Вступая в Болонский процесс, мы входим в образовательное пространство не только нашей страны, но и европейского сообщества в целом. Долгие годы Церковь жила в условиях притеснений со стороны государства, и наша система духовного образования не была исключением. В конце 80-х - начале 90-х годов, получив свободу, мы стали самостоятельно разрабатывать образовательные программы, учебные планы. Но на определенном историческом этапе мы поняли, что можем многое извлечь от общения со светской системой. Поднимая свой уровень, мы в то же время в качестве миссии влияем на светскую систему образования. Сейчас идет дискуссия, насколько это нужно и полезно. Нет ни одной идеальной системы. Есть определенная данность, и она такова, что Россия вошла в Болонский процесс, и вся система отечественного образования будет переходить на новые рельсы. Мы не должны отставать.

Иногда путают схему образования с его содержанием. Согласно схеме выполненного учебного стандарта, мы сможем быть аккредитованными и получить диплом государственного образца. А вот внутреннее содержание — вопрос, решение которого зависит от нас. Поэтому стоит задача сохранить те традиции, которые сложились в нашей системе образования и в Церкви в целом, и преподнести их современному миру. Это своего рода миссия.

Нет ли опасности в связи с Болонским процессом потери наработанного веками потенциала нашей системы духовного образования?

Такая опасность существовала всегда. Почему мы думаем, что застрахованы от нее сегодня? Опасность не в системе, понимаемой как схема, как некий скелет образования. Опасность исходит от вызовов современного общества, которые мы можем наблюдать: размывание нравственных корней, влияние средств массовой информации на душу молодого человека, оказывающее разлагающее действие на его нравственное состояние. Задача Церкви - противостоять подобным вызовам современности.

В данном случае, если бы Болонский процесс по своей сути противоречил Православию, мы бы не согласились участвовать в нем. Если на определенном этапе мы поймем, что аккредитация для нас неполезна, можно просто от нее отказаться, и государство не будет выдавать диплом государственного образца. При этом мы не окажемся за бортом законодательного поля нашей страны, поскольку без лицензии мы не имеем права жить, а без аккредитации можем.

В высших Духовных Учебных заведениях Русской Православной Церкви сложились свои традиции в преподавании тех или иных богословских дисциплин, в воспитании будущих пастырей Церкви. Предусматривает ли Болонский процесс сохранение данных традиций? В какой форме, на Ваш взгляд, сочетаются традиция богословского образования и образовательные западноевропейские принципы Болонского процесса?

Болонский процесс не ставит целью отмену системы образования того или иного государства. Он лишь унифицирует все системы образования, дает ориентир, понимание того, какому уровню соответствует то или иное учебное заведение. При такой унификации мы сможем более широко пользоваться интеллектуальным потенциалом европейских православных учебных заведений. Нельзя полностью перечеркивать западный опыт. Например, богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов готовы, но не могут принять наших студентов до тех пор, пока нас не признает государство.

Болонский процесс, так или иначе, подразумевает идею о единстве научного исследования и учебного процесса. Не приведет ли это к «уравниванию» уровня образования богословских учебных заведений РПЦ?

Я думаю, не приведет, а, наоборот, подтолкнет учебные заведения, качество образования в которых уступает другим, стремиться к тем, которые стоят на более высоком уровне. Здесь действует соревновательный принцип в хорошем смысле этого слова. После десятилетий советского режима мы до сих пор не восстановили приходскую жизнь, систему образования. Когда в начале 90-х годов открывались первые учебные заведения, мы не задумывались о том, существует ли для этого необходимая учебно-методическая база, есть ли столовая, жилье для студентов. Сейчас система другая: прежде всего, подготовка, а потом открытие. Если в системе духовного образования не будет никакой централизации, мы рискуем «вариться в собственном соку», оказаться самодостаточными. Я считаю, что вхождение в единое пространство Болонского процесса позволит нам не успокаиваться, а постоянно стремиться к улучшению ситуации.

Беседовал Вадим Лозовский

Сайт СПбДА/Пресс-служба МДА

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.