АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О бодрствовании


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме в 27 неделю по Пятидесятнице.
03 декабря 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении, возлюбленные братья и сестры, мы слышали с вами повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил от лютой болезни несчастную женщину, которую в течение восемнадцати лет мучил сатана. Чудо исцеления произошло в одной из иудейских синагог в субботний день после того, как пришедший в эту синагогу Иисус Христос произнес назидание для народа и были прочитаны молитвы, заканчивавшиеся каддишем, в котором, между прочим, содержались и такие слова: «…да поспешит… Мессия спасти Свой народ, во дни нашей жизни, и во все дни Израиля, скоро»[1].

И вот этот обетованный, долгожданный Мессия как человек стоял уже в синагоге посреди народа Своего, учил и творил чудеса, как Бог, пришедший спасти мир. Сострадательная любовь привела Его именно в эту синагогу, чтобы даровать исцеление той, которая своим долготерпением заслужила быть названной Самим Господом «дщерью Авраамовой» не только по плоти, но и по духу. Сатана, потеряв власть над одной жертвой, тут же находит себе другую. Начальник синагоги, только что приглашавший Иисуса сказать назидание народу и моливший Бога о скором пришествии Мессии, оказывается уязвленным в самое сердце, исполненное тщеславием, завистью и лицемерием. О, если бы Мессия пришел к нему в синагогу как царь, окруженный великолепной свитой и во всем блеске земной славы!  Какую встречу он бы Ему устроил! Какую восторженную речь произнес! Какими счастливыми и влюбленными глазами смотрел на Него! Это посещение стало бы главной событием всей его жизни, о котором его потомки рассказывали бы своим детям из рода в род. Но Мессия пришел неузнанный, в «рабием зраке», как бедный странствующий Учитель, окруженный горсткой таких же нищих учеников. Своими чудесами Он удивлял народ и снискал среди него простую и искреннюю любовь, а среди начальников и вождей иудейских – жгучую зависть и лютую ненависть. И теперь одного из этих начальников, чье имя могло быть вписано золотыми буквами  в Священное Писание, а оказалось недостойным даже упоминания в нем, в течение почти двух тысяч лет во всем христианском мире вспоминают как богоборца и богохульника. Он, как и прочие вожди иудейского народа, «не узнал времени посещения» своего[2].

«Никакое время так не удобно для диавола, как то, когда мы беспечны, поэтому мы должны непрестанно бодрствовать, – учит свт. Иоанн Златоуст[3]. Великий вселенский учитель знал, о чем говорит: он застал время, когда христиане, после трех веков гонений, обрели мир и многие из них впали в беспечность. Похожую картину мы можем видеть в нашей стране сейчас: после семидесяти лет преследований Церковь обрела свободу. Восемнадцать лет мы с вами живем в другом государстве. Все это время мы строили храмы, издавали духовные книги, учились и учили, устраивали свою жизнь тихо, мирно, «во всяком благочестии и чистоте». И при этом не могли не замечать, что рядом с нами корчится в немыслимых муках преступная и продажная, хмельная и распутная, хохочущая и глубоко несчастная, мучимая дьяволом, больная Русь, которую когда-то называли святой, а теперь презрительно обозвали – «эта страна». Это наши с вами соотечественники, которых учили, что Бога нет и все позволено. Одни из них погибли в погоне за наживой, другие от наркотиков, третьи от СПИДа. Сколько умерло и продолжает умирать от пьянства! А сколько слабых и малодушных ушло от решения жизненных проблем в виртуальную реальность! И поистине реки крови убитых в материнской утробе детей текут с капища разврата. Связанные дьяволом, обманутые поколения русских. Потерянные или потерявшиеся? Если потерянные, то их уже не вернуть. А если потерявшиеся, то их можно еще найти и спасти. Как когда-то, во время земной жизни Господь вошел в дом Закхея и сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,9-10). Как еще одной дочери Авраама сказал: «Женщина! Ты освобождаешься от недуга своего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк.13,12-13). Так и сегодня Он не оставляет Своих детей, учит и назидает, и готов уже возложить  Свои руки на тех, кто назвавшись «новыми русскими», не знает и не помнит, что они новый Израиль, что их призвание не рабство сатане, который отнял у них все: целомудрие, здоровье и счастье. Их призвание – посрамить дьявола и прославить Бога, Который готов им, как любящий отец блудному сыну, вернуть «лучшую одежду… перстень на руку… и обувь на ноги» (Лк.15,22). И когда вернуться эти потерявшиеся «на стране далече» чада, изголодавшиеся, разуверившиеся во всем, придут в Церковь в последней надежде, как мы их встретим? Готовы ли мы к этой встрече? Или же как старший брат блудного сына станем возмущаться отеческой несправедливостью? Или как начальник синагоги негодовать, что нарушили наш «субботний покой»? А может, что хуже всего, станем присматриваться, кто на какой машине приехал и кто как одет. Тем, кто пришел утолить духовный голод, станем показывать нашу осведомленность в  последних новинках киноиндустрии, искушенность в мире моды, спорта и шоу-бизнеса. Ведь ничто человеческое нам не чуждо. Как не плакать и не ужасаться, глядя на страшное падение нынешних нравов? Но с не меньшим ужасом думается о том, какое разочарование ждет тех, кого всю жизнь обманывали, и кто, придя в церковь в поисках правды, услышит из наших уст ту же мирскую ложь.

Беспечность – бич нашего времени – как победить тебя? «Беспечность наша возбудила гнев Божий, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – отвратим ее усердием и покажем полную перемену. Есть у нас великий помощник – пост…»[4] И сегодня, в первый день Рождественского поста, отложим беспечность и начнем бодрствовать, памятуя слова Господа нашего Иисуса Христа: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.21,36). Аминь!



[1] Цит. по: Дьяченко Г., свящ. Объяснение воскресных евангелий. Ч. 1.  М., 1997. С. 249.

[2] Ср.: Лк.19,44.

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской духовной академии, 1898. С. 32.

[4] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской духовной академии, 1896. С. 81.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.