АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Послушание Церкви – послушание Богу


Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 21 ноября 2009 года в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
26 ноября 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Радуются радостию вси концы земнии днесь, честную память празднующее Архангелов Твоих, Боже, Михаила Божественнаго и Гавриила Богомудраго: срадуется же купно и весь Ангельский чин, яко сохраняется мiр покровом их[1], - в этих радостных словах праздничного канона Святая Церковь выразила свое восхищение, преклонение и благоговение перед бесчисленным воинством Небесных сил: серафимов и херувимов, престолов и господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов, составляющих строгую «небесную иерархию» и непрестанно славословящих Господа – всех Творца. Архистратигом всего этого неисчислимого воинства является святой архангел Михаил, получивший начальство над ангельскими чинами и само имя – Михаил, что в переводе с еврейского языка обозначает «Кто как Бог» – в борьбе с падшими ангелами, соблазненными возгордившимся Денницею и, как пишет св. ап. Иуда, не сохранивших свое (ангельское – иерм.П) достоинство, но оставивших свое жилище и соблюдаемых в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.6). Это величайшее по своему масштабу и пагубнейшее по своим последствиям отпадение части ангелов стало началом и источником всего мирового зла, прообразовало собой все последующие бунты и революции, главным лозунгом которых было и остается провозглашение свободы. Но какой свободы?

Ангелы, как разумные существа, были сотворены Богом свободными. И этот величайший дар – свободно любить своего Творца в ответ на Его любовь – стал для них огненным испытанием, когда первейший из них стремительно пал, возомнив себя богом, и стал смущать ангельские умы, называя неизреченную Божию любовь к Своему созданию тиранией и обещая всем, кто последует за ним, этим первым богоборцам, свободу, равенство и братство. Свободу от тирании божественной любви, равенство между собой, ибо все призывались быть богами, и преступное братство заговорщиков, дерзнувших опрокинуть строгий богоустановленный порядок невидимого ангельского мира. Большинство ангелов во главе с архистратигом Михаилом не поддались соблазну и вступили в борьбу с теми ангелами, которые поверили падшему Деннице. И как пишет тайновидец св. ап. и ев. Иоанн Богослов, низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12.9).

Как и чем могли соблазниться чистейшие и светлейшие ангельские умы, превратившись из ангелов света в мрачных демонов? Величайшее коварство и хитрость соблазнителя проявились в том, что он впервые назвал зло добром, а добро злом: иерархичность ангельских чинов – несправедливым неравенством, божественную любовь – тиранией, а послушание Творцу – рабством. Затем, уже в истории человеческого рода, этот соблазн повторялся бесчисленное множество раз, начиная с искушения прародителей в раю и заканчивая самыми последними навязчивыми, не терпящими возражения требованиями правозащитников всех мастей. И требование это осталось неизменным – дайте свободу!

Но, казалось бы, какое нам дело до правозащитников и до тех, чьи свободы они отстаивают? Ведь у нас, в нашей Православной Церкви, надежно оградившей себя от всех соблазнов падшего мiра, все прекрасно понимают, что подлинной может быть только свобода от греха, и агрессивная пропаганда современной эвдемонической культуры вызывает у ревностных и бдительных православных христиан праведный гнев и отвращение. Но к нам ли обращены все эти призывы взять от жизни все, или же к тем, кто находится вне Церкви, среди разлитых в мiру порока и греха? В ответе на этот вопрос можно увидеть очередную дьявольскую хитрость. Оставаться равнодушными и безгласными наблюдателями стремительно умножающихся на наших глазах беззаконий – значит подвергнуться обвинению в том, что молчанием предается Бог. А вступая в ожесточенную борьбу с этими беззакониями, мы перестаем замечать те тонкие и смертельно опасные стрелы, которые обращены именно на нас – столь ревностных борцов со всякою неправдою. Опять древний опытнейший искуситель пытается уловить нас, заставляя под видом добра творить зло: не победив зло в самих себе, не очистив своего страстного сердца, мы начинаем бороться с внешним злом и увлеченные этой борьбой не замечаем, как сами становимся послушным орудием в руках дьявола, который начинает указывать нам на все новые и новые недостатки и изъяны, но теперь уже в самой Церкви, в несовершенстве ее иерархического устроения и несправедливости административного управления. И самые ревностные и горячие из членов Церкви под видом борьбы со злом начинают сначала осуждать, а затем и воевать с церковной иерархией, внося смуты и раздоры в церковную общину. Святой апостол Иуда в своем соборном послании приводит древнее предание, согласно которому у дьявола происходил спор с Архангелом Михаилом о теле прор. Моисея, причем Архангел Михаил даже по отношению к диаволу не смел произнести укоризненного суда, а запрещал ему лишь именем Божиим, говоря: "да запретит тебе Господь". А как же смеем мы отвергать начальства и злословить высокие власти (Иуд.8-9), дерзая брать на себя божественное право судить, причем, судить то, чего не знаем? Не сами ли мы будем осуждены праведным судом Божиим, подобно тому, как осуждены падшие ангелы, если станем продолжать борьбу с чужими грехами, забывая о своих? Осуждение и отвержение священноначалия под предлогом борьбы за чистоту Церкви является тягчайшим грехом, который уподобляет нас демонам и совершенно отвергает от Бога, установившего иерархию власти, как в небесной, так и в земной Церкви. Церковное управление свт. Алексий Московский называл страшным и  грозным, и преславным чудом Божиим[2]. А всякий, отвергающий и порочащий чудо Божие, согрешает хулой на Духа Святого, которая не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12.32).

Будем же, возлюбленные братья и сестры, всячески хранить свой ум от какого бы то ни было осуждения, всегда памятуя о том страшном падении, каким пали ангелы тьмы. Если они соблазнились, будучи вторыми светами неизреченной Божественной славы, то что уж говорить о нас, находящихся в падшем состоянии и не способных тонко различать добро и зло. Проводя внимательную духовную жизнь, борясь со своими страстями, не поленимся на всякий час и во всякое время призывать на помощь тех, кто устоял и победил в жестокой борьбе с первым и главным богоборцем, кто, быв искушен, может и искушаемым помочь (Евр.2.18). И снова обратимся к ним словами праздничного канона, написанными божественными гимнотворцами для назидания нас в любви и верности нашей родной Матери-Церкви:

Браней крамолы, Ангели, Архангели, Божественные Силы Божия, и церковныя ереси, и вся соблазны вашими разрешите к Богу присными мольбами, и нас в мире соблюдите.[3]

Аминь.



[1] Ин канон праздника, песнь 4.

[2] Алексий, митр. Московский, свт. Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам. Историческая христоматия для изучения истории русской церковной проповеди. Сост. М.А.Поторжинский, свящ. Киев, 1878. – С.108.

[3] Ин канон праздника, песнь 5.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.