|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Приветственное слово ректора МДА к участникам VII Платоновских чтений03 декабря 2010 г.
ЕГО ВЫСОКОПРЕПОДОБИЮ ПРОТОИЕРЕЮ ВЛАДИМИРУ ЧУВИКИНУ РЕКТОРУ ПЕРЕРВИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Свое приветственное слово к участникам уже традиционных «Платоновских чтений» хочу начать цитатой одного из исследователей богатого наследия Московского святителя. В труде, посвященном сравнительной характеристике двух Московских митрополитов – Платона и Филарета, В.П. Виноградов писал: «В истории Русской Церкви нового времени на протяжении двух столетий среди ее деятелей есть только два имени, с которыми не может равняться по историческому значению ни одно другое: это Платон и Филарет, митрополиты Московские. Платон и Филарет – учитель и ученик, это как бы два великих солнца, перед которыми все другие деятели русской церковной истории нового времени только лишь звезды… это две преемственно сменяющиеся эпохи в истории Русской Церкви – в истории русской церковной мысли и жизни»[1]. Справедливость этой, данной почти сто лет назад, оценки подтверждают проходящие уже седьмой раз «Платоновские чтения». Действительно, дело митрополита Платона продолжало жить не только в его прославленных учениках, оно не умерло и спустя двести лет со времени подвига духовного просвещения своего основателя. Неоценимый вклад внес Московский святитель в развитие богословского образования в России. В жизни Московской академии, носившей тогда название Славяно-греко-латинской академии, с 1770-х годов – начала управления ею митрополитом Платоном (Левшиным) – начинается новый период. Восстанавливается обстоятельное изучение греческого языка, усилено преподавание русского, в учебный курс введены новые предметы — в частности, церковная история. В московских школах чтение Священного Писания с толкованием «трудных мест» было выделено в особый предмет (Священная Герменевтика). Митрополита Платона не устраивало школьное богословие даже после отхода от «иезуитской» системы, поэтому, оставив общую структуру — введение в богословие; догматическое богословие; нравственное богословие — он стимулировал работу преподавателей по «оживлению» содержания читаемых ими курсов. Митрополит Платон обращал особое внимание на подготовку студентов своих школ — академии и Троицкой Лаврской семинарии к пастырскому служению. Эта подготовка реализовывалась в виде изучения «должностей пресвитеров приходских», чтения Кормчей с толкованием к практическому применению, изучения правил Вселенских, Поместных соборов и соборов Русской Православной Церкви, уставов церковных из Пандектов и Духовного регламента, пасхалии. Все студенты богословского класса составляли и произносили проповеди и посвящались в чтеца, учились вести и внебогослужебные поучения[2]. Кроме того, подготовкой являлось участие в богослужении, с «чтением и пением». Число учащихся в Московской академии возросло и доходило до 1600 человек. Митрополит Платон старался организовать материальную поддержку лучших умов, учредив специальные стипендии для лучших студентов[3]. К фамилии этих студентов стали прибавлять вторую – Платонов. Так появляется целая плеяда «платоновцев», носящих двойную фамилию, многие из которых стали славой нашего Отечества. Митрополиту Платону принадлежит замечательное рассуждение о различии мирского знания и духовного просвещения: «Мирских училищ предметом есть знание вещей: Духа Святаго предметом есть добродетель. Люди стараются просветить мысль, Дух Святый просвещает сердце... Великое есть между ученым и просвещенным различие. Ученый может знать измерение земли, свойства естественных вещей, течение небесных светил и прочая. Но просвещенный есть тот, кто знает Бога, кто знает добродетель…»[4]. Сам митр. Платон был не только выдающимся сыном своего «просвещенного века», но одним из видных представителей «ученого монашества», сумевшего передать эту традицию в наступающую эпоху рационализма и критического реализма. Ученикам Платона пришлось сражаться с химерами, рожденными оторванным от света божественного просвещения разумом. Эта борьба не прекращается и по сей день. А значит и заветы Московского святителя так же актуальны, как и двести лет назад. Желая участникам VII Платоновских чтений творческих успехов и помощи Божией в освоении и распространении духовного наследия митрополита Платона (Левшина), хочу напомнить вам поэтические строки, сочиненные князем А. М. Белосельским и написанные на портрете митрополита Платона в гостиной Вифанских покоев: Он нашей церкви честь, ум редкий, гений славный. Сильней, чем Августин и Златоусту равный, Он Ааронов тон умеет воскрешать И сердце разума вешанием возвышать. Перевод с французского А. И. Любжина[5] Архиепископ Верейский [1] Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. Сравнительная характеристика их нравственного облика. СПб., 1913. С.3. [2] Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского. Ф. 312. Д. 461П/175С. Л. 2; Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. С.; Он же История Троицкой Лаврской семинарии. С. 241–255. [3]Конечно, это совпадало и с общей тенденцией этих лет: учреждались благотворительные общества, при Московском университете было организовано общество университетских выпускников — не только для общения, но и для взаимной поддержки. [4] Полное собрание сочинений Платона, митрополита Московского. М.: Издательство П. П. Сойкина. 1913. Кн. II. С. XII. С. 293-294. [5] В оригинале это четверостишие звучит так: L'honneur de notre eglise, esprit rare, honnete
homme |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|