АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Внутренняя глубина человека


Чтец Тарас Гузь (II курс магистратуры)
Проповедь произнесена в Покровском академическом храме за Божественной литургией 9 апреля 2015 г.
09 апреля 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сёстры, Православная Церковь отмечает особый праздник – в этот день было установлено таинство Евхаристии. Именно в этот день Господь наш Иисус Христос преподал апостолам Свое Тело в виде хлеба и Свою Кровь в виде вина на Тайной Вечери. Значение этого таинства особо велико, т.к. оно позволяет приобщающимся ему христианам соединиться с самим Богом. Богом, который претерпел распятие за грехи каждого из нас. Богом, величие и смирение Которого удивительными словами воспевается песнопением Великой Пятницы: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…».

В Евангелии Спаситель говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Если задуматься, то мы поймем, насколько это удивительные слова. Они свидетельствуют о той особенной связи, возникающей между Богом и человеком во время причащения. Описание подобного опыта можно найти в творениях святого Симеона Нового Богослова. Однажды он вернулся из храма, причастившись Святых Христовый Тайн, сел на свою кровать и начал размышлять. Он посмотрел вокруг, посмотрел на себя и удивился. Эти руки (говорит он), хрупкие, бессильные, – это руки Самого Бога, это тело, жалкое, старое, слабеющее тело, вмещает присутствие Божества, и эта келья, малая и жалкая, – больше небес, потому что содержит Бога…

Все это нельзя назвать аллегорией, выдумкой или воображением. Это глубокий, непосредственный опыт, который открывается каждому, не ложно причащающемуся к Богу. Что же необходимо для человека, чтобы в полной мере приобщиться к своему Творцу?

В первую очередь выразить свою благодарность Богу за все, что мы имеем. Но чем мы можем благодарить Бога? Хлебом и вином? Но они и так принадлежат Ему. Собой? Но Он же нас призвал из небытия к жизни, поэтому мы также принадлежим Ему. Святой Максим Исповедник отвечает на этот вопрос следующим образом. Бог может сделать все, кроме одной вещи: Он не может заставить Свое творение, человека, полюбить Его, потому что любовь – наивысшее проявление свободы.

Таким образом, единственный дар, который мы можем принести Богу – это любовь нашего сердца. Недаром это таинство называется Евхаристией, что в переводе с греческого значит дар, благодарение. Недаром, приступая к нему, нам необходимо очистить свое сердце, чтобы чтобы достойно преподнести этот дар.

Как же должна измениться наша жизнь после приобщения к Богу? Апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит: «жизнь для меня – Христос, и смерть – приобретение» (Флп 1:21). Если источником жизни является Христос, то почему же смерть является приобретением? Все дело в том, что целью жизни христианина является стремление к встрече с Богом и жизнь в Боге. Здесь, сегодня, мы имеем возможность приобщится к Богу благодаря таинству Евхаристии, но только после смерти мы сможем встретиться с Ним лицом к лицу. Именно поэтому смерть не является чем-то устрашающим для христианина, и, более того, она помогает более осознано относиться к настоящей жизни.

Давайте с вами вспомним известную всем фразу святых отцов: «Имей память смертную». Но что же нам даст памятование о смерти? Неужели необходимо жить под постоянной угрозой скоропостижно скончаться? Нет. В этой фразе скрыт совсем другой смысл – необходимо жить так, как будто любой момент, любая секунда для тебя является самой главной, самой ответственной. Благодаря такой памяти человек начинает жить со всей осознанностью и решительностью. Очень ярко размышляет об этом Митрополит Антоний Сурожский: «Подумайте, каков был бы каждый момент нашей жизни, если бы мы знали, что он может стать последним, что этот момент нам дан, чтобы достичь какого-то совершенства, что слова, которые мы произносим, – последние наши слова, и поэтому должны выражать всю красоту, всю мудрость, все знание, но также и в первую очередь – всю любовь, которой мы научились в течение своей жизни, коротка ли она была или длинна»[1].

И правда, как бы мы поступали в наших взаимных отношениях, если бы осознавали, что настоящий миг является единственным в нашем распоряжении. Как должны были выражать нашу любовь и заботу к нашим ближним? Однозначно жили бы мы с максимальной внутренней напряженностью и глубиной, ранее нам недоступной.

Такое отношение к жизни особенно важно для нас. Ведь как часто мы с вами поступаем так, как будто пишем черновик жизни. Как будто у нас будет время все переписать, исправить. Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что «еще есть время»: это мы сделаем позднее, это можно сделать потом, когда-нибудь мы напишем чистовик. Мы не осознаем, что такое настоящий миг. Мы переходим из прошлого в будущее и не переживаем реально и в полноте настоящий момент. Все это приводит нас к тому, что мы теряем возможность прожить свою жизнь достойно. У Федора Михайловича Достоевского, есть замечательное рассуждение в «Братьях Карамазовых» об аде, где он характеризует его всего двумя словами: «Слишком поздно!». Так вот, для нас главное, чтобы не стало слишком поздно воплотить все добрые наши стремления, из-за поверхностного отношения к жизни.

Именно благодаря тому, что мы будем ценить каждый прожитый момент, в нашей жизни появится особая глубина и осознанность. Все это, несомненно, имеет отношение и к Таинству Евхаристии. В первую очередь к подготовке к ней, а также в последующей жизни соединившись со Христом. Ведь принять в свое сердце Бога – означает, со всей ответственностью проходить жизненный путь. Только благодаря такому отношению к нашей жизни – со всей осознанностью, с максимальной внутренней глубиной, мы можем проявить свою любовь и благодарность Богу за ту жертву, которую Он принес.

В молитвах к Святому Причащению мы читаем слова: «Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже хощеши Ты яко Человеколюбец, жити во мне»[2]. Как может жить в нас Христос, если мы рассеяны и поверхностны? Как Он сможет исцелить нас, если мы все время куда-то спешим и не замечаем, что жизнь наша быстротечна и не идет к этой главнейшей цели соединения с Богом? Изменить все это можно лишь личным трудом каждого из нас. Во-первых, необходимо остановиться, осознать, что данный момент жизни для нас является ключевым и важнейшим. Во-вторых, необходимо углубиться во внутрь своего сердца и обрести то состояние, которое Свт. Феофан Затворник назвал «внутрь-пребыванием». Это, в первую очередь есть условие истинного господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно духовной жизни: «Кто заключен в сердце, тот собран; а кто собран — тот в сердце»[3].

Все это Спаситель назвал Царством Божьим, находящимся внутри каждого из нас (Лк. 17. 21). Нам же остается лишь обратить все свои силы, на то, чтобы отыскать это Царство Небесное. Конечной целью такого труда является то состояние, о котором сказал ап. Павел: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20). Пускай нам в достижении этого призвания помогает Сам Господь, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святы. Аминь.

 

Список используемой литературы:

1. Священное Писание Нового Завета.

2. Митрополит Антоний Сурожский. Труды.  http://ihavebook.org/reader/reader.php?book=257312 (дата обращения 1.04.2015г.)

3. Молитвослов. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv05.shtml (дата обращения 5.04.2015г.)

4. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению.

http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz9/Main.htm (дата обращения 5.04.2015г.)

 


[1] Митрополит Антоний Сурожский. Труды. Смерть. http://rumagic.com/ru_zar/religion_christianity/surojskiy/0/j8.html (дата обращения 1.04.2015г.)

[2] Молитвослов. Молитвы ко Святому Причащению. Молитва Свт. Иоанна Златоуста № 8. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv05.shtml (дата обращения 5.04.2015г.)

[3] Свт. Феофан Затворник. Отдел III. О хранении духа ревности по Богу http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz9/Main.htm (дата обращения 5.04.2015г.)

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.