АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О предательстве Иудином


Произнесена в храме преподобного Иоанна Лествичника на Литургии Преждеосвященных Даров 8 апреля 2015 г.
08 апреля 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне день печали и скорби. Сегодня особенный день в году — мы вспоминаем страшное и ужасающее по своим последствиям событие. Учителя предаёт один из Его двенадцати ближайших учеников – Иуда Искариот, тот к кому было проявлено безграничное доверие. Ибо невзирая на то, что он бывший вор, как об этом нам повествует апостол Иоанн,[1] ему дали ответственное послушание: носить ящик с деньгами. Как мог человек пасть до такого гнусного поступка, чтобы предать врагам своего Учителя, в праведности и безгрешности Которого он никак не мог сомневаться, поскольку всегда находился рядом и видел Его чистую жизнь?

Мы как ученики Христа стараемся исполнять Его заповеди и не грешить ни в мыслях, ни в делах. При этом мы видим, что внецерковное общество не находит ничего дурного во многом из того, что для нас является грехом. Часто то, что для христианина страшный грех, в обществе ценится как добродетель, а что для христианина добродетель, общество расценивает как недостаток или слабость. Но есть такие грехи, за которые судит и государственный закон. Предательство осуждается морально-нравственными устоями общества. Предателей всегда презирали. Оно так мерзко, что ни один здравомыслящий человек не станет его оправдывать. На войне предателей расстреливают. Их не уважают даже те, в чьих интересах они действуют. Когда Иуда вернулся к фарисеям, чтобы возвратить деньги, они его никак не поблагодарили и не утешили. Наоборот, презрительно отослали со словами: «что нам до того? смотри сам»(Мф. 27:4)

О причине Иудиного падения поётся в тропаре Великого Четверга: «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает».[2]

Омрачашеся — действительно; только в состоянии полного помрачения ума можно совершить такой расчётливый и подлый поступок. Здесь случай не временного помутнения рассудка от страха или гнева, а полное повреждение разума. Но какова же причина этого? Сребролюбие! Как страшен этот грех, насколько пагубен. До какой степени низости может пасть человек, влекомый этой страстью.

Иуде вынесен самый суровый приговор во всём Новом Завете. Из уст Самого Господа мы слышим: «горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться». (Мк. 14:21)

«не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин. 6:70-71).

Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит: «предавший Иуда теперь в аду, ожидая неумолимого и вечного наказания».[3]

Предательство Иуды — это символ всякого отречения от Господа ради корысти, это поступок верующего человека омрачённого грехом, поэтому он и сугубо тяжкий. Сколько мы можем вспомнить примеров когда из-за денег жёны предают мужей, дети родителей, но тут страшнее – предан Учитель, это предательство Того, о Котором уже было известно из уст апостола Петра исповедавшего: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго».(Мф. 16:16)

Это действительно страшно, даже из избранных никто не застрахован от такого падения. Это настолько важно для нашего понимания, что Святая Церковь установила воспоминание о дне предания Спасителя: во все среды года и повелевает поститься в этот день недели.

Каждый раз в молитве перед причастием мы исповедуем свою преданность: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

Выразилась Иудина страсть к наживе тем, что он оценил трату мира женщиной, как неразумную. Именно Иуда сказал, что масло можно было продать за триста динариев, а вырученные деньги раздать нищим.[4] Иуда сразу перевёл расход масла на деньги, он мыслил в категориях цен. Вспомним эпизод, когда надо было накормить пять тысяч голодных, то ученики спросили: «Разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть»(Мк. 6:37), — а тут случай с более крупной суммой. Для Иуды это оказалось невыносимо. Здесь обнаруживается лицемерие Иуды, под благовидным предлогом заботы о нищих скрыть свою жадность и страсть к деньгам.

Если бы это произошло сейчас, то люди непременно бы набросились с осуждением на женщину возлившую миро, а Иуду восхвалили и сказали: «молодец, хоть один умный среди христиан, понимает что надо совершать дела милосердия, а тратить драгоценное миро впустую, зачем?» Мир ненавидит Христа. Мир желает видеть в христианстве только полезную социальную функцию, использовать христианство для достижения благоденствия в этой жизни. Добрые поступки, которые не вписываются в рамки общественной пользы, высмеиваются. А мы часто боимся потерять их уважение, как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Нам стыдно называться Христовыми, нам стыдно сказать, что мы православные, нам стыдно поступать наперекор течению, нам боязно. Только в храме, только, когда мы между собой, мы вдруг делаемся смелыми — но не перед лицом даже мнимой опасности, даже насмешки, даже пожимания плечами…»[5]

Наперекор людскому мнению блудница совершила поступок, который мы вспоминаем, и будем вспоминать. Сегодня особенный день, мы вспоминаем двух людей: грешницу, возлившую миро на главу Спасителя, и Иуду, предавшего Его. «блудница, подойдя и вылив алавастровый сосуд мира на ноги Иисуса, отёрла их своими волосами и обнаружила великую любовь, изглаждая в себе грехи за всю свою жизнь таким исповеданием...с самой глубины нечестия взошла на самое небо».[6]

Бывшая блудница была презираема. Разве можно ожидать что-то хорошее от человека, которого никто не уважает? И её осудили за неправильный поступок с напрасной тратой мира, но то, что она носила при себе благоухающее миро, показывает нам её внутреннюю чистоту, о ней говорится в трипеснце прп. Андрея Критского «целомудренная блудница»[7]. Иуда же, будучи апостолом, имел власть совершать чудеса, был всегда рядом с Учителем, несомненно и на него смотрели как на благочестивого последователя Христа, но что было у него внутри? Там было всё отравлено ядом сребролюбия, он смердел изнутри, что другие конечно не замечали, но Господь видел это и различными способами взывал к совести Иуды. Но он был так бесчувственен, что все вразумления на него не подействовали. Он, став апостолом, не поборол свою воровскую натуру, которая во главу угла ставит наживу.

Иуда – образ людей, которые ради денег готовы предать Бога, преступить заповеди. Ради суммы 30 сребреников, он готов на предательство. Но деньги не принесли ему счастья. В этом и для нас пример, что грех стяжания — не в богатстве самом по себе, ведь и бедный человек может быть сребролюбив до той степени, которая приводит к погибели.

Когда денег мало и нет опыта обеспеченной жизни, создается иллюзия, что обладание богатством принесёт счастье. Но если причина печали не бедность сама по себе, а страсть сребролюбия, то она не может быть удовлетворена. Сколько бы её не ублажали, человеку всегда будет мало, наоборот страсти имеют свойство только усиливаться, если с ними не бороться. Ещё более сугубым этот грех может стать для пастырей Церкви.

«Сребролюбием недуговав омрачашеся». Слово «омрачение» — от слова мрак, затмение, погружение во тьму. Действительно, сребролюбие так затмевает разум, что человек как бы живёт во тьме, думает только о наживе и не думает о последствиях, как будто его дела совершаются в темноте. Так и Иуда только потом понял, что натворил, также и воры, казнокрады, мошенники обогащаются, не думая о наказании, которое за этим следует.

Святые Отцы указывали на сребролюбие, как корень других зол. В «Лествице» прп. Иоанна Лествичника сказано: «Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник».[8] « Волны не оставят моря; а сребролюбца не оставят гнев и печаль».[9]

Авва Дорофей говорил «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия»[10]. Свободны ли мы от сребролюбия? Чтобы нам не дойти до Иудиного умопомрачения, нам надо обнаружить в себе эту страсть и не питать её. Не позволять ей управлять нами, отсечь её в начале, на уровне помысла. Когда появляется помысел о возможности неправедного прибытка нельзя даже рассуждать над этим помыслом, а сразу его отклонить молитвой. Действовать нужно противоположно этой страсти, обратить внимание на нуждающихся людей вокруг себя. По расположению сердца помогать материально тем, к кому имеется благосклонность. Камертоном в деле милосердия будет сердечное чувство. Если на душе светло и радостно, значит, тот дар милостыни идёт от нашего сердца и искренен. Если же есть смущение и сомнение, значит что-то не так.

Свт. Игнатий Брянчанинов указывает на добродетели противоположные страсти сребролюбия: «Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Безпопечительность. Мягкость сердца».[11]

Женщина, возлившая миро на главу Спасителя, сделала самое ценное, что могла, мы же что можем ценного дать Господу? Только себя — своё служение, будем служить Ему и Его Церкви, и, не имея перед собой Спасителя, будем помогать другим людям, которые носят на себе образ Божий.

Аминь.

Список использованной литературы:

1.     Священное Писание Нового Завета.

2.     Постная триодь.

3.     Беседы о предательстве Иуды. Свт. Иоанн Златоуст.

4.     Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1.

 


[1]  Ин.12:6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

[2]  Тропарь Великого Четверга “Егда славнии ученицы”

[3]  Беседы о предательстве Иуды. Свт. Иоанн Златоуст.

[4]  Ин. 12:5

[5]  Антоний Сурожский митр. «Пути христианской жизни», 2001 г.

[6]  Беседы о предательстве Иуды. Свт. Иоанн Златоуст.

[7]  Песн 8. трипеснец, творение господина Андреа Критскаго. Глас 2.ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК,ПОВЕЧЕРИЕ ВЕЛИКОЕ

[8]  Слово 16. О сребролюбии. Прп. Иоанн Лествичник “Лествица”.

[9]  Слово 17. О нестяжании. Прп. Иоанн Лествичник “Лествица”.

[10]  Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 9. С. 126.

[11]  Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том первый.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.