|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О христианской свободе (по Гал 3:23 – 29)Чтец Владимир Бельский (I курс магистратуры) Проповедь произнесена в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника 29 марта 2015 года. 29 марта 2015 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа Минула середина Великого поста, и его особенности стали для нас обыденностью. Мы привыкли к постной трапезе, земным поклонам, распевам великопостного богослужения и даже молитва преп. Ефрема Сирина теперь не находит в душе тот отклик, не так умиляет сердце, как это было на первой постовой седмице. Мы включились в ритм жизни поста, а вернее – включили пост в свой обычный жизненный ритм. И именно сейчас Святая Церковь предлагает нам удивительный пример покаяния, совершая память преп. Марии Египетской, а вместе с этим примером предлагает и чтение из послания св. апостола Павла к Галатам. Из послания к галатийским церквам мы сегодня услышали такие слова: Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3:24). Закон – детоводитель ко Христу. Что означают эти слова? И какой закон имеет ввиду Павел? Законом именуются первые пять книг Священного Писания, которые мы ныне относим к Ветхому Завету. И если мы откроем эти книги, то увидим огромное количество установлений – порядка шестисот. Кроме хорошо известных нам Десяти заповедей там есть заповеди, касающиеся самых разных мелочей бытовой жизни: что можно есть и как есть с подробным перечислением годных и негодных в пищу животных, как нужно производить ритуальное очищение с подробным перечислением того, в каких случаях его надо творить, как молиться с подробным перечислением того, как и что приносить в жертву и многое другое. Со временем появилось толкование на Закон, которое Господь называл преданием старцев. Это предание в разы увеличило и без того колоссальное число заповедей. Эти заповеди был обязан выполнять каждый иудей. И апостолы, и самые первые обращенные ими христиане принадлежали к этой традиции и на первых порах эти установления строго выполняли. Выполнение правил Закона, данного Богом пророку Моисею на горе Синай, давало верующему ветхозаветной поры ощущение праведности, чувство уверенности в том, что он всё делает правильно. А если он всё делает правильно, то он угоден Богу. Таким образом, взаимоотношения верующего с Богом сводились к вполне человеческому принципу: «ты – мне, я – тебе». Такой образ отношений с Богом показался пастве галатийских церквей очень удобным, и они, прельстившись словами иудейских проповедников, возложили на себя иго закона, который, по апостольскому постановлению, могли и не выполнять. Именно поэтому св. апостол Павел обрушивается на Закон, говоря: А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно…(Гал 3:11а). Как писал о законе блж. Феофилакт Болгарский, «Обличая грехи, но не имея силы освободить от них, он по необходимости указывал на оправдывающую веру, которая была и в древности, но прикровенно, а открыто явилась впоследствии, когда и Бог явился во плоти». Итак, выполнение дел закона не делает праведным. Мы все грешны, и оправдание в грехах мы получаем только ради милости Господа нашего Иисуса Христа, единого безгрешного, омывшего наши беззакония Своею честною кровию. Но для чего же тогда нужен был Закон? А Закон – детоводитель ко Христу. Детоводителем (или по греч. педагогом) во времена ап. Павла именовался раб, который водил ребенка своего хозяина в школу и следил за тем, чтобы этот ребенок хорошо учился. Этот раб имел над своим подопечным почти господскую власть: он мог даже высечь хозяйского сына, если тот плохо прилежал к занятиям. Но проходило время, ребенок взрослел, и освобождался от власти раба-педагога. А потом этот вчерашний ребенок вступал в права наследства и мог стать даже хозяином своего педагога: теперь уже раб был во власти того, кого он когда-то наказывал за плохую учебу и поведение. Итак, омыв свои грехи в водах Крещения, получив благодать Святого Духа в водах Крещения, мы, христиане, становимся сынами Божиими по благодати и наследниками Царствия небесного (ср. Гал 3:26. 29). А сын Божий не может быть рабом Закона-детоводителя, потому что мы призваны к свободе. Но что же из этого мы можем вынести для себя. Читая послание к Галатам, сегодня, после преполовения поста, мы как в зеркале можем узнать себя в несмысленных галатах. Ведь зачастую мы придаем церковным установлениям, каковым является и этот пост, тот же статус, какой придавали ветхозаветным установлениям иудеи. Мы придаем им абсолютное значение, и они вместо того, чтобы приводить ко Христу, затеняют Его, а порой даже отводят от него. «Престаните юношествовать и мужествуйте!» Пока мы дети, мы неосознанно выполняем те или иные указания, потому что «так надо». Но наступает момент, когда мы взрослеем и совершаем наши поступки осознанно и самостоятельно. Это вовсе не означает, что не надо поститься, совершать земные поклоны и читать молитвенное правило. Если нас с детства приучают вкушать пищу ложкой, то, становясь взрослыми и самостоятельными, мы не едим руками. Это означает, что во Христе… имеет силу только вера, действующая любовью (Гал 5:6). Если наши дела устремлены к Богу, если они дышат любовью, к Нему, если закон Божий написан у нас не только в Типиконе или молитвослове, а на скрижалях нашего сердца (Иер 31:33), то наши дела и наше делание действительно суть дела любви, дела в которых есть смысл, ибо они осмысленны. Возгоримся же любовью к Богу сотворшему нас и Господу Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, искупившему нас честною Своею Кровию, дабы пост наш был и приятен для нас и благоугоден Богови. Аминь. 1. Библия. – М.: РБО, 2012. – 1296 с. 2. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Верой или делами: Проповедь//http://spbda.ru/publications/arhimandrit-iannuariy-ivliev-veroy-ili-delami/ 3. Симеон Полоцкий. Обед духовный. – М., 1681. 4. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Галатам. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|