|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Молитва и милостыня: чем помочь усопшимЧтец Николай Черепенин, студент 1-го курса (Отделение церковной истории) Проповедь произнесена в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника за Божественной литургией 21 марта 2015 года. 22 марта 2015 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»,- произносят верующие едиными устами и единым сердцемза каждой Литургией. Эту веру в вечную жизнь мы исповедуем каждый раз, когда произносим Символ Веры. Не случайно святые отцы, составлявшие Символ, включили в него эти слова. Без веры в вечную жизнь ни один человек не имеет права называть себя православным христианином. О вечной жизни говорит нам Сам Спаситель, как мы слышим в заупокойном Евангелии (Ин. 5:24-30). Мы верим, что жизнь человека подобна лучу, однажды начавшись, не заканчивается никогда. Но также мы знаем, что эта бесконечная жизнь не всегда одинакова: в утробе матери она одна, здесь на земле жизнь другая, а после смерти тела уже совсем иная, духовная, для нас таинственная и неясная. Апостол Павел пишет, что мы смотрим на жизнь после смерти как бы сквозь мутное стекло, гадательно(1Кор. 13:12), то есть видим лишь очертания, а детали нам неясны. Но есть и то, что о жизни будущего века Церковь может сказать совершенно определенно, не гадая. В частности, то, что человек не сможет изменить свою участь после смерти самостоятельно. Для этого нам отведено время земной жизни. Только в этой жизни возможно верующим помочь тем, кто уже ушел. И Церковь мудро пользуется этой возможностью с древних времен. Еще в книгах Ветхого Завета мы видим упоминания очистительных жертв за усопших. В частности, в книге Маккавейской мы читаем рассказ об Иуде Маккавее, который принес жертвы за погибших воинов, и был за это прославлен (2 Макк. 12, 43-45). В чинопоследованиях древних Литургий, дошедших до нас, уже включен помин об усопших. Кроме того, каждую субботу Церковь установила особенно воспоминать усопших и молиться за них, а несколько суббот в году посвятила всеобщей молитве об умерших, и назвала их Родительскими. Это дни, когда каждый может прийти в храм и помянуть своих родных и близких, а может быть даже и вовсе незнакомых ему людей. Ведь Церковь молится вообще о всех усопших православных христианах, в том числе о тех, за кого уже некому помолиться на земле. О пользе молитвы за умерших писали многие святые. Причем многие из них указывали на то, что это полезно не только тому, за кого приносится молитва, но и тому, кто молится. Святой праведный Иоанн Кронштадский даже советовал не упускать «случаев молиться за какого-либо человека … поскольку молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других: она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему». Святой Иоанн Дамаскин писал, что «все, приносимое Богу с верою, получает многократное воздаяние и для того, кем приносится, и для тех, за кого приносится». Даже в Псалтире мы читаем: «И молитва моя в недро мне возвратится» (Пс. 34, 13) Помимо молитвы, Церковь указывает еще на одно средство помощи почившим – это милостыня. Святой Иоанн Златоуст пишет о современных ему язычниках, которые сжигали имущество умершего человека вместе с ним, и ставит их в пример христианам, указывая только, что было бы гораздо лучше для почившего, если бы его имение по смерти раздавалось нуждающимся. Если умерший был грешником, то Господь по милости Своей простит ему грехи, а если он был праведником – то прибавит ему награды. Такая забота Церкви об умерших должна и нас особенно подвигать на молитву и дела милосердия ради усопших ближних. В некотором смысле молитва о мертвых даже важнее молитвы за живых. Когда мы молимся за живых, то часто просим у Господа вещей в конце концов преходящих: будь то здоровье, успехи в работе или учебе, решения каких-либо жизненных проблем. Но когда мы молимся о мертвых, то просим только одного: спасения души. «Единое есть на потребу», - как сказал Спаситель Марфе (Лк. 10:42). Ничто из нашего земного им уже не нужно: только наши молитвы и милостыня. Следуя мудрому учению Православной Церкви будем и мы по мере наших сил молится об усопших, совершать в память о них дела милосердия, а милостивые, как мы знаем из Евангелия, и сами помилованы будут (Матф.5:7). Аминь. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|