|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Материалы к истории образования в селе Никитском Воловского района Тульской области во второй половине XIX векаСтатья
опубликована в общественно-политической газете Воловского района Тульской
области «Время и люди» (№29, 23 июля 2010 года) 23 июля 2010 г.
До середины XIX века в волостях Тульской губернии не было школ, поэтому за получением образования ездили в уездные города и в сам губернский город Тулу. Население Воловского района, образовавшегося в XX веке из территорий Богородицкого и Ефремовского уездов, было в XIX веке преимущественно крестьянским и остро нуждалось в школах, где можно было бы получить хорошее образование. В середине XIX века Тульской палатой государственных имуществ предложено было открыть в каждой волости по одному приходскому училищу. 6 мая 1850 года в селе Никитском Богородицкого уезда на средства графа Владимира Алексеевича Бобринского была открыта первая в Воловском крае церковно-приходская школа, в которой начали обучать крестьянских детей. В 1850–1860-х годах по решению Святейшего Синода такие же школы были открыты в селе Новгородском, Любимовке, Солодилово и Волово. В этих школах детей обучали чтению, письму, священной истории и арифметике. 5 ноября 1894 года в селе Никитское была открыта воскресная женская школа для девушек не моложе пятнадцати лет. При школе также был дополнительный класс, в котором обучались девочки младшего возраста, а преподавали девушки-крестьянки, окончившие курсы в воскресной школе. Школа была открыта по инициативе местного священника Петра Модестова на средства церковно-приходского попечительства. Главным предметом этих учебных заведений был Закон Божий, а также начальная грамотность: чтение, письмо, начальное счисление и русская история. Помимо воскресенья, занятия часто проводились и в субботу. Эту школу посещали до 120 девиц. Законоучителями в школе состояли священники Троицкой церкви Петр Модестов и Алексей Нащокин. Обучением занимались учителя земской школы: окончивший курс семинарии Василий Дмитриевский и окончивший курс земской школы и имевший звание учителя крестьянин Чуйкин, а также дочь священника Ольга Модестова. По примеру села Никитского воскресные школы стали открываться и в других селах. В 1896/97 учебном году в селе Никитском было открыто двухклассное училище Министерства Народного Просвещения с пятилетним сроком обучения. В то время как росло число школ, требовалось больше и учителей. По решению Тульского епархиального начальства в 1897 году в селе Никитском были открыты четырехмесячные курсы с целью подготовки к сдаче экзаменов на получение учительского звания. Курсы проводились в летнее время в помещениях второклассных и одноклассных школ. Учебные занятия продолжались с 20 апреля по 20 сентября. Летом слушательницы курсов ездили в Киево-Печерскую лавру, Тихонову Пустынь, на Куликово поле. В 1899/1900 учебном году после экзаменов, проведенных испытательной комиссией от Совета Тульского Епархиального женского училища, были удостоены звания учительниц церковно-приходских школ все 11 слушательниц курсов. При подготовке учителей преподавались следующие предметы: для учителей второклассных школ: 1) Закон Божий; 2) Церковная и общая история; 3) Церковное пение; 4) Русский язык; 5) Церковно-славянский язык; 6) Отечественная история; 7) География в связи с явлениями природы; 8) Арифметика; 9) Геометрия, черчение и рисование; 10) Дидактика; 11) Начальные практические сведения по гигиене; 12) Чистописание; 13) Рукоделие (для женщин); для учителей одноклассных школ: 1) Закон Божий; 2) Церковное пение; 3) Церковно-славянская грамота; 4) Русский язык; 5) Письмо; 6) Начала арифметики; 7) Рукоделие (для женщин); для учителей школ грамоты: 1) Закон Божий; 2) Чтение церковно-славянское и русское; 3) Письмо; 4) Четыре правила арифметики; 5) Церковное пение. Некое представление об уровне образования в воскресной женской школе можно почерпнуть из следующей истории. 13 июня 1897 года село Кузовку посетил епископ Тульский и Белевский Питирим (Окнов). К встрече владыки жители Кузовки готовились тщательно. Несмотря на рабочий, будничный день сельская Богоявленская церковь не могла вместить собравшихся. Кроме местного духовенства и прихожан, владыку встречало духовенство из села Малевки и Никитского, председатель земской управы граф В. А. Бобринский. Приехали сюда и ученицы и учительницы Никитской воскресной женской школы и дополнительного при ней класса. Выйдя из экипажа, владыка надел мантию и направился в храм. Звонили в колокола. У западных ворот церковной ограды владыку встретило духовенство в светлых облачениях со Святым Крестом, святой водой, хоругвями, свечами и каждением. Приложившись ко Святому Кресту, владыка, приветствуемый хлебом-солью, вошел в храм. «Достойно есть» запел хор из 65-ти человек. Владыка осмотрел алтарь и весь храм и остался доволен увиденным порядком и чистотой. Он взошел на амвон и обратился к присутствующим со словом назидания, после которого преподал каждому священнику и прихожанину благословение, отметив особенным вниманием священника села Никитского Петра Модестова. Во время благословения неумолкаемо пел местный хор, а хор учениц Никитской воскресной женской школы исполнил «Под Твою милость» (музыка протоиерея П. Турчанинова). В заключение оба хора пропели Символ Веры. Выйдя из храма, владыка проследовал в школу, где к тому времени собрались ученики Кузовского земского училища, ученицы Кузовской воскресной земской школы и ученицы Никитской воскресной земской школы и дополнительного класса при ней. Ученицы Никитской школы встретили владыку пением «Достойно есть». Владыка обратил внимание на дополнительный класс. По просьбе владыки учительница спросила одну девочку, как она молится за живых, и та ясно и громко прочитала молитву за живых, помянув сначала царя и весь царствующий дом, епископа Питирима, после него — своего духовного отца и поименно своих родных и близких. Приятное впечатление произвела на владыку детская молитва, и он, положив руку на голову девочки, приласкал ее, назвав милым и дорогим ребенком. Эта же девочка рассказала историю Рождества Пресвятой Богородицы. Рассказ был ясный, последовательный и заслужил одобрение владыки. Затем владыка обратил внимание на окончивших обучение в Никитской школе девиц, будущих учительниц женских воскресных школ. Одна из них прочитала Молитву Господню, а другая обстоятельно истолковала ее. По предложению графа В. А. Бобринского владыка задал вопросы тем же ученицам, касающиеся церковной истории. Одна из спрошенных ясно, точно и кратко ответила на вопрос о распространении христианства в Антиохии. Поинтересовался владыка и тем, как преподают в женских школах бывшие ученицы тех же школ. Учительница спросила ученицу, как она молится за умерших. Та прочитала молитву «Помяни, Господи». Затем, наводимая рядом вопросов, поставленных учительницей, она обстоятельно изъяснила учение Церкви о состоянии умерших до Второго Пришествия Христова и значении для них молитв Церкви и принесения Бескровной Жертвы Христовой. Другая девочка ответила на вопросы о Боге и Его свойствах. Поблагодарив графа В. А. Бобринского, как попечителя Никитских и других воскресных женских школ в Богородицком уезде, священников Петра Модестова и Алексея Нащокина, как руководителей Никитских школ, владыка стал благословлять учениц Никитских школ, наделяя каждую крестиком. Во время благословения, проникнутые приветливым и добрым отношением владыки, ученицы Никитской школы пели «Боже, царя храни», «Славься, славься», «Коль славен». Девочки пели совершенно свободно, в их пении и на их лицах выражалась радость и благодарность и желание сделать владыке приятное. Посетив дома местных священников и преподав им отеческое наставление, владыка около 3 часов дня выехал в село Ломовку. Около храма еще долго стояли крестьяне, провожая взглядом удалявшийся экипаж архиерея. Отцы и матери с горячим интересом спрашивали детей, о чем с ними беседовал владыка и что они отвечали ему; дети рассматривали крестики, подаренные владыкой, целовали их, вспоминая его доброту и ласку. С самыми теплыми и светлыми впечатлениями вернулись никитские в родное село. А 3 октября 1900 года в деревне Мельничной и Лопуховке прихода села Никитского произошло радостное событие, о котором жители этих деревень давно мечтали — было построено, освящено и открыто новое прекрасное здание для церковно-приходской школы. Священник Троицкой церкви священник Алексей Григорьевич Нащокин не раз обращался с просьбой о постройке школы на Мельничной слободе к графу Владимиру Алексеевичу Бобринскому. Граф, будучи почетным попечителем церковных школ Богородицкого уезда, в составе которого тогда находилось село Никитское, обратился в Святейший Синод с ходатайством о выделении 1500 рублей на постройку школы. Синод откликнулся на просьбу графа и выделил просимую сумму. Узнав об этом, отец Алексей поспешил поделиться радостью с прихожанами, которые были глубоко удовлетворены слышанным. «Я возвещаю вам радость, — сказал отец Алексей, — у вас на слободе будет церковная школа». «Помоги, Господи, осуществиться этому благому делу», — ответили мужички и, снявши шапки, истово перекрестились. Затем начались переговоры о месте, где должна быть школа, о земле, которую крестьяне должны были отдать в собственность школы. Отец Алексей обратился к мужичкам с просьбой помогать ему советами, строительными материалами и посильно деньгами. Все охотно согласились. Крестьяне выбрали из своей среды уполномоченного, который должен был быть при постройке и следить за работами, дали 150 рублей и обязались давать подводы по первому требованию священника. Поблагодарив крестьян за живое участие, отец Алексей озаботился поисками попечителя для образующейся школы и нашел его в лице Сергея Ивановича Перова, бывшего в то время управляющим имением госпожи Хомяковой в сельце Лопуховке Никитского прихода. С. И. Перов с признательностью принял это предложение, обещав помогать отцу Алексею как советами, так и материальными средствами. Подготовив все необходимое для постройки, отец Алексей назначил день закладки здания под школу. 11 июля было положено начало строительству. В село Никитское приехал из Тулы епархиальный наблюдатель священник Николай Алявдин, отслужил молебен, произнес слово, соответствующее моменту, и заложил первый кирпич… Началась горячая работа. Крестьяне часто приходили к постройке, чтобы порадоваться, а отец Алексей ежедневно посещал стройку, делая распоряжения, касающиеся строительства. Через два с небольшим месяца строительство здания было закончено. Здание было кирпичным, покрыто железом, внутри оштукатурено и обелено, длиной 26 аршин, шириной 12 аршин, высотой 4 ½ аршин, в здании было 14 окон, на юг — 6, на север — 5 и на восток — 3. 3 октября в село Никитское для освящения здания приехал из Тулы протоиерей — епархиальный наблюдатель, имя его неизвестно. Утром была отслужена Божественная Литургия, пели певчие села Никитского. По окончании богослужения из Троицкой церкви к зданию школы направился крестный ход; мальчики-ученики сами несли иконы в свою будущую школу, их лица сияли от радости в ожидании учебы в просторной, чистой, светлой школе, которая ежедневно росла на их глазах. В 12 часов начался молебен. Молебен служили: епархиальный наблюдатель из Тулы протоиерей Николай Алявдин и священники села Никитского — Петр Модестов, Иоанн Рождественский, бывший уездным наблюдателем, и Алексей Нащокин, строитель школы. На молебне присутствовали: почетный попечитель церковных школ Богородицкого уезда граф В. А. Бобринский, попечитель сооруженной школы С. И. Перов, сельские власти, купцы и почти все жители Мельничного и Лопуховского обществ. У многих на глазах были слезы радости. После молебна протоиерей Николай Алявдин сказал слово: «Приветствую Вас, друзья мои, с совершившимся торжеством! Давно ли мы полагали первый камень в основание этого здания?! Давно ли здесь на этом месте мы просили Господа Бога, чтобы Он ниспослал Свое небесное благословение на всех принимавших участие в этом поистине святом деле?! И вот ныне мы уже видим здание, совершенно законченное постройкой, освященное, здание — прекрасное, просторное, чистое, светлое и вполне удобное во всех отношениях, а главное — вполне соответствующее своему высокому назначению школы как училища веры и благочестия. Отныне ваши дети не будут испытывать тех неудобств, с которыми было сопряжено их обучение в прежнем мрачном, тесном и грязном помещении; отныне здесь, в этом здании, детские души будут более восприимчивы к принятию доброго и полезного учения, а через это будут возрастать во славу Божию, на служение Святой Церкви, Царю и Отечеству. Да благословит Господь ваших духовных отцов, неустанно и неусыпно трудящихся на словесной ниве Христовой и занимающихся научением детей истинам веры и благочестия. Воздавайте и вы им честь за их заботы о ваших детях. Говорю об этом, потому что по опыту знаю, сколь труден и тернист путь пастырского служения. Сколько забот пережил, например, отец Алексей — устроитель этого прекрасного здания. Но, слава Богу, нашлись такие люди в лице глубоко просвещенного графа В. А. Бобринского, достоуважаемого С. И. Перова и управляющего имением Бобринских-Смелянских Б. А. Бергман, которые пришли на помощь отцу Алексею и приняли деятельное участие в строительстве». После этого диакон провозгласил многолетие государю царю Николаю II и всему Царскому Дому, Святейшему Синоду, епископу Тульскому и Белевскому Питириму (Окнову), графу В. А. Бобринскому, С. И. Перову, Б. А. Бергман. Затем протоиерей Николай Алявдин сам провозгласил многолетие священникам села Никитского и всем принимавшим участие в строительстве школы. По окончании многолетия протоиерей Николай осенил Святым Крестом учащих и учащихся и благословил их на ученые труды. Крестьяне заранее приготовились, приобретя две иконы, и просили протоиерея Николая Алявдина вручить их в благодарность графу В. А. Бобринскому и С. И. Перову. Протоиерей Николай, вручая икону графу В. А. Бобринскому, сказал следующее: «Ваше Сиятельство! Досточтимый граф Владимир Алексеевич! Ваше усердное, бескорыстное служение делу народного образования, ваша неутомимая деятельность в деле созидания школ, ваши заботы об образовании и воспитании учителей для этих школ и, наконец, ваше внимательное и заботливое отношение к школьным делам и нуждам, — настолько велики и плодотворны, что далеко известны и за пределами нашей епархии, и я считаю себя немощным и слабым для того, чтобы вплести цветок в тот дорогой венок, который вы сами себе своим ревностным и полезным служением святому делу народного образования и воспитания. Я счастлив, что в этот знаменательный день мне дано высокое поручение от Мельничного и Луховского обществ поднести вам святую икону святителя Феодосия Черниговского, недавно прославленного Святой Церковью в лике святых. С удовольствием исполняю это поручение и при этом от души желаю, чтобы святитель Феодосий был Вам покровителем во все дни жизни вашей». Окончив слово, батюшка благословил графа и вручил ему бесценный дар крестьян. Затем батюшка обратился с приветственным словом к С. И. Перову: «Глубокочтимый Сергей Иванович! Недавно судил мне Господь познакомиться с вами, но и за это короткое время нашего знакомства я стал свидетелем того, насколько ваше доброе сердце преисполнено христианской любовью, а история возникновения и созидания этого церковно-школьного здания вполне убедила меня в том, насколько близко и дорого вам святое дело обучения детей вере и благочестию. Крестьяне Мельничного и Лопуховского обществ поручили мне от их лица выразить вам благодарность и принести вам в дар икону Покрова Пресвятой Богородицы. С великой радостью исполняю это поручение. Да сохранит вас Царица Небесная честным Своим покровом и да подаст вам и близким вашим здравие, долгоденствие и всякое благо!» Благословив Сергея Ивановича, протоиерей Николай отдал ему икону. Так торжественно и трогательно прошло торжество освящения и открытия нового здания церковно-приходской школы в приходе села Никитского. Утром у дверей школы собралось до 100 мальчиков; двери открылись, мальчики вошли в школу и, помолившись Всевышнему, принялись за благое дело изучения основ веры и благочестия. Биографические сведения о протоиерее Алексее Григорьевиче Нащокине. Отец Алексей был выходцем из духовного звания. В 1883 году окончил Тульскую духовную семинарию и служил в Троицкой церкви села Никитского младшим священником. В 1913 году был законоучителем Грачевского земского училища, заведующий Мельничной, Грачевско й, Васильевской, Двориковской, Осиновской церковно-приходскими и воскресными школами. С 1913 по 1925 год — настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Донская» в городе Туле; в 1915–1917 годах — настоятель храма Рождества Христова, что в Оружейной слободе города Тулы. Был законоучителем общины сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери, членом благочиннического совета 2-го округа города Тулы. С 1916 года — законоучитель в образцовой школе при Тульском епархиальном женском училище и в земском училище в Чулковской слободе. Награды: набедренник за одобрительное пастырское служение (1894), скуфья во внимание к выдающимся и неутомимым трудам по образованию детей своих прихожан в духе строгой церковности в местных школах (1898), камилавка за заслуги по церковному ведомству (1903), наперсный крест (1911), орден Святой Анны III степени (1915), наперсный крест с украшениями (1925). Жена — Елизавета Федоровна, дети — Владимир (д. р. — 1892), Валентина (д. р. — 1896), Петр (д. р. — 1900), Милица (д. р. — 1903), Елизавета (д. р. — 1905), Любовь (д. р. — 1907), Алексей (д. р. — 1909). |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|