|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Интервью с доктором филологических наук, главным редактором журнала "Древняя Русь. Вопросы медиевистики" Еленой Леонидовной КонявскойНа вопросы отвечает: Елена Леонидовна Конявская 11-13 октября 2010 года в
Московской Духовной Академии проходила международная конференция «Церковь,
наука и образование в России: история и перспективы», посвященная 325-летию МДА. В работе конференции приняла участие Елена Леонидовна
Конявская, доктор филологических наук, главный редактор научного журнала
«Древняя Русь. Вопросы медиевистики», профессор кафедры истории мировой
литературы Университета Российской Академии Образования, автор множества
исследований по истории и текстологии древнерусской литературы. Елена
Леонидовна любезно согласилась ответить на вопросы сотрудника Кафедры Церковной
Истории МДА. 21 октября 2010 г.
Елена Леонидовна, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о юбилейной конференции Московской духовной академии. Я, конечно, могу рассказать только о работе нашей секции («Актуальные проблемы новейшей истории Церкви и церковно-государственные отношения»). Я потрясена такой амплитудой тематики докладов, где так разнообразно представлена историко-церковная проблематика и история духовной семинарии и академии, богословские аспекты… Мне лично было интересно. Каково, на Ваш взгляд, состояние современной церковной науки? У меня сложилось впечатление, что современная церковная наука очень много сделала в изучении ХХ века, и это понятно: открылись архивы – открылось очень многое по истории новомученичества и конечно вполне закономерно, что изучается именно этот этап. Что касается более древнего периода – возможно, придет время и для него. А сейчас все силы брошены на новый. Существует ли связь между церковной и светской исторической наукой? Конечно, существует. Например, многие из нас, ученых, пишут статьи для «Православной энциклопедии» и «Вестника церковной истории». А вообще не надо разделять науку, она едина. Мы публикуем в нашем журнале труды людей духовного сана и светских авторов, и те и другие пишут по истории Церкви. И надо сказать, довольно трудно разделить историю как таковую и историю Церкви. Это все единая наука, если подходить к истории строго научно, не усложняя ненужной идеологией. И, по-моему, сейчас этого разделения уже нет. Какой Вам видится перспектива развития церковно-исторической науки? Направление, в котором она сейчас движется – абсолютно верное. И я надеюсь, что не вернется то время, когда о чем-то можно было говорить, а о чем-то нельзя или можно говорить, но только определенным образом. Хотелось бы, чтобы теперь в духовных академиях и церковных вузах больше обращали внимания на древний период нашей истории, но, наверное, это все в перспективе. В научных кругах известны Ваши исследовательские работы по истории древней Твери. Чем вызвано Ваше внимание к этой теме? Это началось очень давно. Когда я писала кандидатскую диссертацию, у нас было что-то вроде проекта изучения региональных – областных литератур. Тогда это так называлось: не региональные, а именно областные литературы. И вот я занялась Тверью. У нас тогда были защищены диссертации по Владимиро-Суздальской, по Муромо-Рязанской, по Новгородской литературам. В целом, это дало картину литературы монгольского периода. С домонгольской литературой проще – там все едино, а вот далее литература развивалось по регионам. Для меня тут был элемент случайности: я занималась Киево-Печерским патериком, то есть южной Русью. Но, изучая самую раннюю редакцию – это редакция святителя Арсения, который в это время был епископом Тверским, – как-то увлеклась и другими тверскими памятниками литературы. Из этого получилась кандидатская диссертация, а позже – и монография. Но все-таки я не только Тверью занимаюсь, я достаточно много пишу и о Новгороде и вообще по древнерусской литературе, в частности о памятниках круга Андрея Боголюбского. Существует ли сегодня интерес у светской исторической науки к вопросам церковной истории? Я думаю, что интерес присутствует, и это очевидно. Потому что во многих институтах есть отделы, есть центры, которые занимаются историей Церкви и каноническим правом. И, по-моему, особенно, что касается канонического права, сейчас светская наука переживает некоторый расцвет. Какое место в журнале «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» отводится церковно-исторической тематике? Вот как раз у нас недавно был юбилей, и мы подводили некоторые итоги, и я говорила: может нам убрать рубрики из журнала, поскольку журнал у нас междисциплинарный и комплексное изучение феноменов древней Руси для нас принципиально?! Часто берешь статью – и непонятно в какую рубрику ее отнести. Может быть, с этим связано то, что непосредственно в рубрику «Православие и церковь» у нас попадает немного статей, потому что все они связаны с источниковедением, с историей, с культурой… Такая рубрикация остается условной. В процентном соотношении церковная тематика составляет, я думаю, процентов 40 точно. А какова доля участия церковных историков? К сожалению, у нас представители церковной науки не часто публикуются, в основном академическая наука пишет об историко-церковных сюжетах. Церковные исследователи у нас редкие гости. Я не могу сказать, что их совсем нет, но хотелось бы их видеть чаще. Мы ждем их. Что бы Вы посоветовали студентам-исследователям Московской духовной академии, которые интересуются вопросами древнерусской истории? Если с точки зрения тематики, то, как ни странно, оказалось, что у нас очень мало исследований литургической жизни наших предков, хотя я думаю, что материал-то есть. Чинопоследования, уставы – все это вроде не то чтобы в стороне интересов тех же самых историков книжности и источниковедов, но все-таки пристально не изучается. А я думаю, что здесь есть над чем поработать исследователям из духовных школ, потому что им это гораздо проще, ведь они лучше знают литургическую практику, и им надо просто учиться работать с древними рукописями, с древними текстами. Спасибо огромное, Елена Леонидовна. Может быть, в заключение Вы скажете несколько слов пожелания, поздравления в адрес Московской духовной академии, отмечающей в этом году 325-летие со дня основания. Это событие само по себе не нуждается ни в каких комментариях. Для меня большая честь, что я приглашена на эту конференцию, и я желаю Московской духовной академии расцветать и далее и радовать нас такими выпускниками, которыми можно гордиться сегодня. Беседовал И. Е. Кожевников |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|