|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Образ и подобие Божье в определении философа М. К. МамардашвилиАртемий Благовещенский, студент 3-го курса (Бакалавриат) 14 ноября 2014 г.
Тема философского видения Мераба Мамардашвили выбрана мною не случайно. Тот образ, который он предлагает для размышления, даёт ещё раз подумать над тем, что из себя представляет человек, и к чему он должен стремиться. Но перед тем, как говорить о его философии, следует дать краткую биографическую справку о его жизни, ведь жизнь философа и его философия - это две неразделимые вещи. Мераб Мамардашвили является уникальной личностью, которой в полной мере не удалось проявить себя, в виду того, что его философская идеология не совпадала с советским строем, и с его иными взглядами. Многие его последователи отмечали, что философия Мераба является настолько живой, что просто читать и понять её невозможно. Нужно знать, чем он жил и как мыслил. Это как со многими композиторами, которые под впечатлением происходящего в мире пишут музыку, которая или остается в прошлом, переставая быть актуальной, или же становится классикой, укореняясь во времени. Именно его жизнь и идеи, вызвали у меня интерес более подробно изучить тот взгляд на мир, который у него начал формироваться во время студенческих лет. Настолько безгранична человеческая личность и его образ, что Мераб начал изучать полностью его систему сознания и природу мышления. Но что такое человеческая личность и смысл жизни? Это те животрепещущие вопросы, на которые в полной мере ответил Мераб Мамардашвили. Его жизнь началась в грузинском городке Гори, в семье военнослужащего. Во время войны он остался с матерью. Затем, окончив школу с золотой медалью, в 1949 году поступил на философский факультет Московского университета. Именно в этот период жизни молодой Мераб Константинович начинает особенно интересоваться мышлением человека. Первое, что хочется подчеркнуть в философских взглядах Мераба, так это то, как он отвечает на данные вопросы. Все люди, по его мнению, являются философами, но не каждый может профессионально выражать философскую мысль. А мысль эта заключается в том, чтобы понять одну очень важную вещь - как исполнить человеческое предназначение? То есть, каждый человек, отвечая на этот вопрос, становится на путь формирования собственной личности. Философ предлагает ставить задачу следующим образом - стать человеком. Но чтобы выполнить какую-либо инструкцию, нужен ориентир, пример, с помощью которого будет проще дойти до заданной цели. Так и здесь, чтобы стать человеком, нужен правильный образ, благодаря которому философия становится продуктивным инструментом развития положительных человеческих качеств. Так и философ Мераб трактует высшее предназначение человека в уподоблении образу Божьему. Он говорит, что "образ и подобие Божье — это символ, соотнесенно с которым человек исполняется в качестве Человека". Как же это понять? Ответ на этот вопрос он даёт следующим образом. Мераб Мамардашвили говорит, казалось бы о простых вещах, и тут же он объясняет, что символ, это постоянное возобновление человека, чьими руками происходит непрерывное созидание, которое так или иначе имеет отражение в "образе и подобии Божием". Но когда мы говорим об этом образе, мы должны знать, откуда собственно это понятие появилось. Сперва надо отметить то, что в философии, и в жизни человека образ Божий и подобие Его - это фундамент, на котором держится единая нить вечного. А речь идёт о словах, написанных в Священном Писании Ветхого Завета: " И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их" (Быт. I, 26-27) . Именно эти строки являются основополагающими для дальнейшего философского осмысления бытия человека. А вот очень интересную мысль приводит Мераб Константинович - он говорит, что "бытие — это то, чего никогда не было и не будет, но что есть сейчас". Именно настоящий момент, настоящее, как вечное - это и есть то бытие, о котором говорит философ. Но чего в этом бытии нам не хватает, чтобы полностью осмыслить его сущность? А не хватает в этом определении, слова «любовь». Про любовь он говорит следующее - это состояние, которое не имеет временного отрезка, а наоборот, это то, что всегда новое и актуальное. То есть, бытие и любовь, по мнению Мераба Мамардашвили это одно целое, без которого невозможно постичь тот образ и подобие Божие. Но в чём же актуальность данного вопроса? А вопрос в том, что сегодня, как никогда ранее, обществу нужно напоминать о том культурном образе, который он теряет, в рутине новизны и нигилизма по отношению к прошлому. Происходит это в том, что стираются традиционные границы, установленные тысячелетиями, которые несли в себе тот заложенный Богом образ. Безусловно, во все времена у человечества были и взлёты, когда он буквально ходил перед Богом, а бывали и падения, когда человек, надеясь только на свои силы, падал так низко, что уже, казалось бы совсем потерял Бога. Для полного понимания затронутой темы приведу пример образа и подобия Божьего, и напротив, нарушения этого порядка, указав на актуальность данной темы. В Священном Писание написано: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей" (Бытие 2:24) . Это тот образ, который был заложен Богом в человека. Этот же образ сегодня, как ни в какие времена, так сильно не искажался новыми вениями, которые узаконивают многие страны - нетрадиционная ориентация. Проблема весьма животрепещущая, о которой постоянно идут споры и дискуссии. Вот и тут, приводя этот контрастный пример, можно сказать, что философия Мераба Константиновича как раз подходит и весьма актуальна. Подводя итоги этой весьма интересеной темы, хочется подчеркнуть три важных момента. Первое, это то, что философ, в столь трудное для его вопросов время, не боится исследовать проблемы, которые касаются непосредственно Библии, Бога и человека. Второе - его мышление о смысле жизни, образе и любви сформулировано так, что заинтересовывает в дальнейшем изучении данного вопроса, ведь эти три слова, человек, прожив жизнь, не может обойти стороной. Третье - это актуальность раскрытой Мерабом Мамардашвили темы. Ведь главное в философии - это актуальность. Если мудрость была бы не жизненной, то она так и осталась бы в прошлом, никем не замеченной. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|