|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«Насколько велика Первая мировая война, настолько она и трагична»04 августа 2014 г.
Ровно сто лет тому назад, 1 августа 1914 г., Германия объявила войну России. Началась Первая мировая война. Поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство. 23 июля Австро-Венгрия, заявив, что Сербия стояла за убийством Франца Фердинанда, объявляет ей ультиматум, в котором требует от Сербии выполнить заведомо невыполнимые условия, в том числе: произвести чистки госаппарата и армии от офицеров и чиновников, замеченных в антиавстрийской пропаганде; арестовать подозреваемых в содействии терроризму; разрешить полиции Австро-Венгрии проводить на сербской территории следствия и наказания виновных в антиавстрийских действиях. На ответ было дано всего 48 часов. В тот же день Сербия начинает мобилизацию, однако соглашается на все требования Австро-Венгрии, кроме допуска на свою территорию австрийской полиции. 28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну. Австро-венгерская тяжёлая артиллерия начинает обстрел Белграда, а регулярные войска Австро-Венгрии пересекают сербскую границу. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. 29 июля Николай II отправил Вильгельму II телеграмму с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию» (в международный третейский суд в Гааге). Вильгельм II не ответил на эту телеграмму. 31 июля в Российской империи объявлена всеобщая мобилизация в армию. В тот же день в Германии было объявлено «положение, угрожающее войной». Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию, или Германия объявит войну России. Франция, Австро-Венгрия и Германия объявляют о всеобщей мобилизации. Германия стягивает войска к бельгийской и французской границам. 1 августа Германия объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объявления войны вторглись в Люксембург. О Первой мировой войне рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии Алексей Константинович Светозарский. В духовных учебных заведениях тема Первой мировой войны является заключительным этапом в изучении церковной истории. К сожалению, студенты не имеют возможности подробно изучать события столетней давности, и, на мой взгляд, необходимо это исправить, внести соответствующие изменения. Иначе Первая мировая война является лишь прологом к революции 1917 года, когда студенты приступают к изучению послереволюционной поры: начало гонений на Церковь, кровавые события Гражданской войны, кощунственные вскрытия мощей, изъятие церковных ценностей. В преподавании церковной истории есть своя специфика, ведь тема гонений на Церковь затмевает масштабные события Первой мировой войны, сыгравшей огромную роль в дальнейшей жизни России. Однако даже в советское время те военные события занимали огромное место в сознании людей, несмотря на то, что о них не принято было говорить, и Первая мировая война именовалась не иначе, как империалистическая. Но, тем не менее, память о тех событиях хранилась в сердцах русских людей. Для меня память о той поре, прежде всего, связана с моей семьей, ведь многие мои родные сражались на той войне. Я вырос на старинных фотоальбомах, где были люди с Георгиевскими крестами на груди. Я думаю, что, насколько масштабна и велика Первая мировая война, настолько она и трагична. Я вспоминаю как доблесть русских солдат, так и просчеты нашего командования, ведь нужно быть предельно объективными. Конечно, был поворотный момент в той войне, когда ухудшилось снабжение нескольких российских городов, наступил перелом в сознании людей, даже одетых в военную форму. Не зря говорят, что до 1916 года - это одни офицеры, а после той поры воины стали уже другими. Конечно, неудачи Первой мировой войны повлияли на падение монархии, но, с другой стороны, присутствовал психологический момент: русские солдаты и офицеры не были приучены к окопной войне, к долгому позиционному сражению. Накопилась неимоверная усталость от пребывания в тяжелых условиях. На переднем фронте борьбы люди жили, зарывшись в землю. Война затянулась, не будучи победоносной, и надо было проявлять терпение. Многие люди в тыловых гарнизонах подверглись пропаганде не только большевиков, но и других различных радикальных партий. Специфика той войны заключается в том, что сражение велось на окраинах Империи, и у солдат не было ощущения, что они защищают родную землю, даже местные жители не были похожи на русских людей. Для солдат такая обстановка была не по сердцу. Что это была за местность?! Например, нынешняя западная Украина, Прибалтика и Царство Польское. Поэтому у русских воинов не было чрезвычайной мотивации, такой, какая позже была, у наших дедов, защищавших страну в Великую Отечественную войну. Не было у воинов в Первой мировой войне того святого чувства, что они защищают свой дом, своих ближних, свою Родину. Хотя в начале военной кампании был небывалый патриотический подъем, в разгар Первой мировой войны рождались мальчишки-идеалисты, которые убегали на фронт, боясь, что не поспеют к окончанию войны. Каждый гимназист или воспитанник реального училища носил с собой календарь-памятку о Великой войне. Маленькая гимназическая книжица была оформлена как памятное издание с фотографиями Государя, Верховного Главнокомандующего, и с объяснением, что происходит на фронте. Мне такие книжечки довелось держать в руках. Каждый юноша должен был понимать, что наступило важное событие, несмотря на то, что он находится далеко от фронта. Но простой народ не понимал, что происходит, ведь уходили кормильцы, которых убивали или превращали в инвалидов. Обычный крестьянский подход вступил в противоречие с соображениями общегосударственного характера. Как провести этот памятный день православному христианину?! Нужно помянуть наших павших воинов: дедов, прадедов. Мне кажется, стоит провести этот день с неким чувством вины перед погибшими, потому как эту войну всячески старались забыть. Я счастлив, что ныне восстановлены памятные знаки той войны. Мне, как москвичу, сугубо приятно, что на территории уничтоженного большевиками братского кладбища восстановлены монументы, а ведь большевики уничтожали это место, когда были свежи могилы и живы родные погибших. Предлагаю посетить это место, побродить по аллеям, где лежат десятки тысяч наших соотечественников. Можно постоять у возвращенных памятных монументов, постоять в тишине, подумать о том времени. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|