|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«...В темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25:36)Денис Глазистов, студент подготовительного отделения (Бакалавриат) 15 июля 2014 г.
Всеблагой, непостижимый Промысел всемогущего Бога довлеет[i] над жизнью каждого отдельно взятого человека и судьбами всего мироздания в целом. Именно Божественной всемогущей дланью[ii] возникают и иссыхают моря, рождаются и гибнут цивилизации. И каждый, даже самый малый, эпизод нашего жития не в силах укрыться от Его Отеческого взора[iii]. Каждое событие, которое происходит, казалось бы, благодаря свободной воле и произволу[iv] человека, на самом деле имеет силу осуществиться только в силу попущения Бога[v] Вседержителя. 11 июля 2014 г. Миссионерская группа из Московской духовной академии во главе с иереем Иоанном Корешковымпосетила Исправительную Колонию №2 г. Рыбинска, где в тюремном храме была совершена Божественная литургия. После Литургии все приложились к привезенному кресту-мощевику, подаренному академии бывшим ее выпускником. Посещение наших братьев во Христе, в заключении сущих, оставило после себя светлое впечатление. Небеса радуются «о единем грешнице кающемся»[vi], а в колонии их сотни. И этим людям даровал избавление Христос: «людие, сидящие во тьме, видеша свет велий; и сидящим во стране и сени смертней, свет возсия им».[vii] Каждый из нас в жизни совершал какие-либо грехи, и лишь мера беззакония отличает нас (людей граждански честных) от них (осужденных). Но кто знает, окажись мы, одержимые нашими страстями, в подобных им обстоятельствах, не пали ли бы мы куда больше? Потому очень радостно, когда видишь, что каждого – и их и нас – Господь зовет ко спасению[viii]. Все искренне кающиеся получают прощение[ix], и могут от всего сердца воскликнуть: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»[x]. Это удивительная милость Божия. Если бы не спас нас Господь, то все мы достойно шли бы во ад[xi]: как уголовники, так и «честные люди». Несмотря на то, что многие не совершали преступлений, наказуемых законом, и выглядят благочестивыми, но в душе, к сожалению, преисполнены всякого греха, и лишь в силу обстоятельств не имеют возможности его совершить.[xii] И идут в ад кажущиеся «хорошими» люди, отвергающие Христа[xiii]. Среди заключенных поразительно отличались лица, глаза – церковных, кающихся людей и нераскаянных безбожников[xiv], стоявших в стороне и лишь издали наблюдавших за происходящим у храма. Как тут не вспомнить двух разбойников? [xv] иеромонах Никодим (Шматько) в своих семинарах по тюремному служению рассказывал[xvi], что вырваться из «черной иерархии», круговой поруки, и больше не участвовать в делах тьмы (и при этом остаться в живых), можно только действуя ради двух целей: Бога и матери. И тех, которые не испугались и пошли за Христом[xvii], Господь преображает — как их самих, так и все окружение. Такие заключенные сами вешают на стены иконы. Приходя в Церковь (в тюремном храме ежедневно заключенные совершают общие молитвы), они обретают истинную свободу[xviii], которую у них никто не может отнять[xix]. Заключенные становятся свободнее тех, кто, хотя и находится вне тюрьмы, но, живя во грехе, скован его тяжким ярмом.[xx] Тюремное служение нелегко, и немногие занимаются им.[xxi] Каково это — общаться с людьми, впадшими в тяжкие грехи? Наверное нигде, кроме тюрьмы, мы не сможем найти такого пламенного покаяния[xxii], преображения души и искренней молитвы, которая в скорбях особенно сильна[xxiii]: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды….Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию»[xxiv] — каждое слово «звенит» в тюремной церкви, чувствуется от всей души мольба ко Творцу, которая, конечно, не может быть отвернута[xxv]. Все мы, православные христиане, — кающиеся грешники.[xxvi] Всех нас Господь собрал во единую Церковь по Своему неизреченному человеколюбию, видя нас во грехах погибающих. Он не отверг нас, смилостивившись над нашим покаянием.[xxvii] Поэтому и всем нам, православным христианам, подобает навещать собратьев по вере, в заключении сущих, страждущих, плененных. Таково дело христианской любви[xxviii], и многие святые и праведные усердно совершали его. Всем, кто вступил на путь покаяния, нужна духовная поддержка. Враг, страшно разъяренный тем, что его добыча ускользнула, всячески старается отомстить[xxix]. Подобное происходит и на войне: находящийся в плену медленно погибает, вырвавшийся же из плена и взявший в руки оружие, сталкивается уже с ожесточенным сопротивлением врага[xxx]. Не будем оставлять тех, к кому Господь нам заповедовал придти[xxxi]. Будем также возвещать[xxxii] свет Евангелия тем, кто еще не обратился к покаянию; тем, чья жизнь все еще омрачена игом греха и страданий; тем, кто еще не изведал светлой радости Воскресения Христова, и кто еще так и не знает, сколь благ Господь.[xxxiii]
[i] Довлеет (церковно-слав.) = господствует [ii] Длань (церковно-слав.) = рука [iii] «Тебе, Господи, Сущаго по всей твари, грешнии камо бежим; на Небеси Сам живеши, во аде попрал еси смерть. Во глубины морския; тамо рука Твоя, Владыко» (Воскресная стихира 6 гласа) «Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо - Ты тамо еси, аще сниду во ад - тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря - и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя»(Пс 138:7-10) [iv] Произволу (устар.) = произволению [v] «…у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк 12:7) [vi]« Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии … сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:7,32) [vii] Мф 4:16 [viii] «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земле поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению» (Молитва службы Часов) [ix] «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как вóлну убелю.» (Ис1:18) [x] Возглас перед Великим Славословием на Утрене, по старопечатным книгам – припев к хвалительным псалмам. [xi] «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.» (1Кор15:17) [xii] «лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27) «Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы» (Пс 54:22) «такая…, хотя бы никого не уязвила …, подвергнется величайшему наказанию. Она уже приготовила отраву, растворила яд, но только никому не успела поднести отравленной чаши, или вернее, - она уже и подносила эту смертоносную чашу, но только не нашелся желающий выпить ее» (Златоуст.Беседа 17) [xiii] «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.» (Пс 72:27) « те же, которые вне Церкви… гибнут безвозвратно". (прп. Варсонофий Оптинский) [xiv] «это печать греха…на лицах нераскаянных душ» (Кондак 12 акафиста «Слава Богу за Все» митр. Трифона (Туркестанова), редкая редакция) [xv] « Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчащуся от прегрешений к познанию Богословия. Христе Боже, слава Тебе.» (Кондак на «Славу» 9-го часа) [xvi] иеромонах Никодим (Шматько), семинары по тюремному служению (http://www.mpda.ru/missioner/news/text/650741.html) [xvii] «…те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр14:4) [xviii] «…познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин8:32) [xix] «…радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин16:22) «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим8:38-39) [xx] «…истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34) [xxi] «…тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф7:14) [xxii] « Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать.» (Рим5:20) [xxiii] «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой.» (Пс129:1) «Что касается тюремной истории отца Иоанна (Крестьянкина- прим.), то меня всегда поражало, как он отзывался о времени, проведенном в лагерях. Батюшка говорил, что это были самые счастливые годы его жизни. «Потому что Бог был рядом!» — с восторгом объяснял батюшка»…«Почему-то не помню ничего плохого, — говорил он о лагере. — Только помню: небо отверсто, и ангелы поют в небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет» (архим. Тихон Шевкунов о архим. Иоанне Крестьянкине, цит. по газете «Известия»,http://www.hram-evenkya.ru/novosti/otets-ioann-krestyankin-nazyival-vremya-provedennoe-v-lageryah-samyim-schastlivyim-v-ego-zhizni) [xxiv] Последование Литургии, Великая ектиния. [xxv] «проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Лк11:9) «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф18:19-20) [xxvi] «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Мк 2:17, Мф 9:13, Лк 5:32) [xxvii] « Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.» (Пс 50:13) [xxviii] «… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф 25:40) [xxix] «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.» (Лк 11:24, Мф 12:43) [xxx] «(Один) бывший кришнаит… когда он был кришнаит …– у него постоянный пост был: очень мало пищи и много работы. У него не было никаких плотских позывов! А когда он перешел в Православие, на него все это вдруг обрушилось! … (Архим. Кирилл Павлов) сказал, что когда (он) был кришнаитом, бил в барабан и прославлял этого синего Кришну… его целомудрие оберегали бесы!» (Прот. Олег Стеняев, Беседы на кн. прор. Даниила, лекция 9) [xxxi] « Благо ходити в дом плача, нежели ходити в домъ пира» (Еккл.7:2) …в темнице был, и вы пришли ко Мне.(Мф 25:36) [xxxii] «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак 5:20) [xxxiii]«Вкусите и видите , яко благ Господь» (Пс 33:9) |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|