|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Первоверховные апостолы Петр и Павел: жизни, сотканные из добродетелейЧтец Павел Смирнов, студент 3-го курса (Бакалавриат) Проповедь произнесена в Покровском академическом храме на Всенощном бдении 11 июля 2014 года. 12 июля 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Каждое время года освящено своими праздниками, которые так или иначе связаны с подготовкой к ним. Как разумные хозяева стараются прибрать и украсить свою горницу перед приходом долгожданных гостей, так и верные сыны и дочери своего Небесного Отца идут на небольшой подвиг в преддверии великих торжеств: весной мы усиливаем молитву во время Великого поста, чтобы встретить Пасху Господню; при сборе плодов очищаем свою душу постом Успенским и празднуем Пасху Богородичную; зимой пришествие в мир Спасителя мира соединяем с Рождественским постом, а пост Петров (или апостольский) увенчиваем памятью первоверховных апостолов Петра и Павла. Кто же были эти ученики Христовы, в честь которых Церковь установила многодневное воздержание, и почему они стоят выше других, первыми из первых? О жизни святых апостолов мы знаем сравнительно немного. Говоря современным языком, апостол Петр занимался промыслом рыбы, а апостол Павел был ремесленником с хорошим религиозным образованием. Апостол Петр имел жену, которая сопровождала его во время проповеди, апостол же Павел жил один. Мало сходства можно найти и в том, как каждый из них пришел ко Христу. Апостол Петр уверовал в Мессию благодаря своему брату Андрею, которого Господь первым призвал на апостольское служение; апостол Павел обратился чудесным образом от небесного света и гласа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). Апостол Петр (по-арамейски – Кифа) получает свое имя от Самого Христа при первой встрече со Ним на реке Иордане; апостол Павел, никогда не видевший Христа, начинает так именоваться лишь через некоторое время после Крещения апостолом Ананией. Не находя единства во внешнем, обратимся ко внутреннему. Как известно, апостол Петр возглавил проповедь слова Божия в иудейской среде, а апостол Павел – среди язычников. Нам трудно понять, как эти два смертных человека смогли стать столпами, основателями христианской Церкви, о которой Господь сказал: «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Это происходит оттого, что наша поврежденная грехом природа постоянно вносит разлад в нашу жизнь, разделяет ее на две части, уводит от целостности. Мы считаем себя православными, и в то же самое время находим утешение в мирских забавах и пустых удовольствиях. Часть дня мы пытаемся посвятить некому духовному деланию, а другую часть нашего дня заполняют дела суетные со всеми их скорбями и радостями. И необъяснимой становится не «первоверховность» апостолов, а жизнь современных верующих в двух непересекающихся сферах. Главная наша беда в том, что христианство не пронзает все наше весьма короткое пребывание на земле, как солнечный луч рассекает все атмосферные слои и достигает поверхности земли. Вера же апостолов Петра и Павла в своего Учителя не была похожа на нашу; она была центром их жизни, а не одной из многих составляющих. После проявления минутной слабости и отречения от Христа при Его распятии апостол Петр, опомнившись и осознав глубину своего падения, «плакал горько» (Мф. 26:75) не минуту, не час и не день, а всю оставшуюся жизнь. Вне зависимости от времени суток, услышав пение петуха, он вставал на молитву и слезно просил о прощении, от чего у него под глазами образовались две борозды. Апостол Павел же в Послании к галатам говорит о себе такие удивительные слова: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19–20). Обретя веру, укрепленную благодатью Крещения, он умирает для прошлой жизни и простирается лишь вперед, лишь к единению со Спасителем; помышляет только о духовном, отвергнув плотское. Это ощущение жажды Христа и Его благодати является неотступным и верным спутником апостола. Как нам уразуметь сказанное, когда мы в духовном плане подобны слепым котятам, ползающим наощупь? Как стать орудием Христовым, чтобы спастись самим и, подобно апостолам, обратить ко спасению ближнего своего? Прежде всего, нужно посмотреть на себя, а не на соседа по огороду или лестничной клетке. Необходимо «внять себе» (Втор. 15:9), трезво заглянуть в самые потаенные уголки своей души, а также полностью, без остатка вверить себя благодати Божией. Лишь при таких условиях к нам придет понимание нашей беспомощности и мелочности нашей мирской суеты. – Духовная высота не достигается по-другому. Только признав себя духовным бедняком и положив ни много ни мало, а целую жизнь для борьбы со своими греховными наростами души, можно достичь обителей горних, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». «Да, – подумает кто-то, – какой сложный и тернистый путь! Опасно к нему и приближаться…» Но христианин – человек не робкого десятка; он знает, на кого и на что следует положиться. Когда молитвенное правило становится формальностью, пост или постный день – периодически оставляемым бременем, а посещение храма и участие в богослужении – обыденностью, мы усердно взываем ко святым – нашим ходатаям перед Престолом Божиим. И в числе первых среди них пребывают от своей мученической кончины в Риме в 67 г. до скончания века первоверховные апостолы Петр и Павел, память которых мы сегодня светло празднуем. Паки и паки, снова и снова соборно помолимся этим великим светильникам нашей веры: «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Аминь. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|