|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Гипотезы происхождения катакомбСерафим Думитрович (бакалавриат МДА) 11 июля 2014 г.
Катакомбы, в современном понятии, это подземные ходы и помещения первых христиан, которые были в разных городах. Само слово «катакомбы» (итал. сatacomba; лат. catacumba) в первый раз встречается у святителя Григория Двоеслова (папа Римский, VIв.), так он назвал подземелье под базиликою святого Севастиана в Риме. Венецианский историк ХІ века Иоанн Диакон называл эти подземные захоронения «неаполитанскими подземелья»[i]. Если же переводить с греческого: «κατά κύμβας» или «κύμβους», то дословно будет звучать как «возле ям»[ii]. В современном мире слово катакомбы ассоциируются с жизнью первых христиан. История захоронений в подземных лабиринтах начинается задолго до появления христианства. Большинство исследователей утверждают, что катакомбы христиане только обустроили для религиозных нужд. Традицию хоронить умерших в гротах и под землей первые христиане приняли от иудеев. Священное Писание повествует, что именно так некогда был похоронен Лазарь Четверодневный, воскрешенный Спасителем. Так был погребен и Сам Господь, когда после Своей крестной смерти, обвитый пеленами, Он был положен в пещеру. Но, если иудеи, в большей части, использовали пещеры природного образования, то катакомбы первых христиан, по своим размерам и с целой системой ходов, стоят уровнем выше. Относительно причин, которые понудили первых христиан спустится в подземные катакомбы, существуют разные мнения. Первая гипотеза, которой придерживается большинство исследователей, гласит о том, что такой причиной были гонения, воздвигнутые на христиан со стороны римских правителей. И катакомбы служили неким убежищем. Вторая точка зрения заключается в том, что римские христиане, будучи до этого язычниками, переняли древнюю языческую традицию захоронения в катакомбах. А спускались в них также и для того, чтобы почтить память христианских мучеников. И даже совершали богослужения на могилах мучеников. Именно тогда берет свое начало христианская традиция, которая впоследствии стала условием совершения Божественной литургии на мощах святых.[iii] Согласно последней версии подземные захоронения стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб[iv]. Его начали изучать еще в эпоху Высокого Возрождения, когда в XVI в. случайно обнаружили подземные христианские кладбища II — IV вв. Наиболее известные римские катакомбы вдоль Аппиевой дороги. Но следует обозначить, что сами римляне не использовали термин “катакомбы”, а называли данные захоронения словом “цеметерий” (лат.coemeterium), что в переводе на русский обозначает “покои”. Существуют разные точки зрения происхождения катакомб. Одни исследователи считают, что римские катакомбы – это заброшенные древние каменоломни. И это мнение имеет место быть. Почва в Риме вулканической породы – туф. Он легко поддается обработки, и в тоже время не осыпается. Зачем первым христианам выкапывать подземные сооружения, когда можно использовать уже существующие? Совсем противоположную гипотезу выдвигает итальянский христианский археолог и эпиграфик ХІХ в. Джованни Баттиста де Росси. Он и его последователи утверждают, что древние подземные катакомбы являются делом рук именно первых христиан. Как аргумент он приводит размер ходов, которые были бы слишком малы для извлечения камня, а также уже в то время вряд ли туф использовался как строительный материал.[v]Но профессор Папского Лютеранского университета Фрэнсис Мерфи (1915-2002) говорит, что именно характер почвы в римской сельской местности сделал возможным выкапывание подземных катакомб, так как низкие холмы состоят из туфа, мягкой глины, которая при высушивании становится твердой как камень. Выкапывание делалось со всеми строительными расчетами и с стратегической перспективой, что, как показывает результат, дало возможность соорудить катакомбы в два, три, или четыре уровня[vi]. Современник Де Росси протоиерей Павел Матвеевский утверждает, что именно эти пустоты в земле, образовавшиеся в земной коре, после изъятия строительного материала, и послу жили помощью в сооружении первых подземных христианских храмов. Ссылается отец Павел на размеры катакомб Прискиллы и Агнессы. Первыми христианами в Риме были люди с довольно низким социальным статусом. В основном они и работали в каменоломнях, поэтому им не составляло большого труда добраться до них. Кроме того свидетельства о наличии катакомб в Риме есть и у авторов, которые жили до появления христианства в городе. Об этих древних каменоломнях писал древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон. Он описывал их как “некие песчаные ямы, образовавшиеся от выемки земли, песка и других строительных материалов, необходимых для городских нужд”[vii]. В ямы, в которые бросали всякие нечистоты, кидали и тела беднейших умерших рабов и преступников. Сюда же, без сомнения, язычники сбрасывали и тела святых мучеников, а христиане, со своей стороны, здесь их хоронили. Но этим дело не ограничивалось: появилась традиция собираться в дни кончины мучеников, называвшиеся на древнем церковном языке “днями их рождений”, т.е. днями памяти их перехода в Жизнь Вечную. Эти собрания, обыкновенно, происходили у захоронений мучеников. Далее у христиан появилось желание — удостоиться быть погребенным в катакомбах с костями святых мучеников, и вот возникла мысль устроить необходимое для всего этого помещение в земле. Благодаря неровностям и извилинам в каменоломнях легко могли прятаться первое время и работники и следы их работы. На сегодняшний день в Риме открыто около 63 подземных катакомбных систем общей протяженностью более 300 км. В плане протяженности возникает сложный вопрос, поскольку во множестве подземных лабиринтах побывали только исследователи, а нам остается только верить их сведениям, по этой-то причине цифра протяженности на сегодняшний день достигает 500 км подземных ходов. Но если начало первых катакомб и относят к древним каменоломням, то форма позднейших катакомб и состав земли, в которой они вырыты, достаточно ясно показывают, как говорит французский архитектор Огюст Перре[viii], что “катакомбы – это результат христианской мысли и труда исключительно христианского”[ix]. Ряд древних историков и археологов, исследовавших катакомбы, предполагают, что древние христиане пользовались катакомбами особенно охотно во времена гонений, и притом не только для погребения своих сродников по вере, но и для молитвенных собраний и совершения богослужений. Но, стоит упомянуть и о том, что мнение о том, что первые христиане скрывались в катакомбах от гонений со стороны римских властей, уже веками развивает полемику среди знатных историков и археологов. В частности, профессор Фр. Мерфи утверждает: “В письменных памятниках первых трех веков нет никаких свидетельств того, что катакомбы строились или использовались как убежища в периоды гонений. И только в IV-м веке, когда культ мучеников стал высокопочитаемым, катакомбы начали использоваться для почитания памяти мучеников”[x]. По причине любви верующих к этим мрачным и извилистым подземельям, Минуций Феликс, писатель начала III века, называл христиан “народом, бегущим от света и пристрастным к местам потаенным”[xi]. Катакомбы были местом погребения первых христиан. Ряд ученых последнего столетия утверждали, что катакомбы могли служить общим кладбищем для всех бедных жителей без различия культов: это мнение в данное время не выдерживает критики. В продолжение тридцати пятилетней энергичной работы в катакомбах найдены тысячи могил, но ни один из археологов все время ни разу не встретил ни одного языческого захоронения. Поэтому можно смело сказать, что они были предназначены исключительно для христиан. Вследствие вышеизложенного, можно отметить, что церковная археология нуждается в новых трудах по вопросам происхождения и употребления подземных катакомб. Поскольку на сегодняшний день открытия множества новых артефактов и достижения науки этим исследованиям только способствуют. [i] Матвеевский П., прот. Катакомбы. М., 2012. – С. 3. [ii] Хрушкова Л.Г. Катакомбы.// Католическая энциклопедия. М.: 2005. – С479. [iii] Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997. [iv] Западноевропейское искусство.http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva/11.htm ( дата обращения: 20.03.2014.) [v] Голубцов А.П. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб / / Богословский вестник 1897. Т. 2. № 4. С.69. [vi] Murphy Fr. Catacombs.// New Catholic encyclopedia.—2nd ed. Р.222. [vii] Матвеевский П., прот.. Катакомбы. М., 2012. – С.5-6. [viii] AugustePerret (1874—1954) [ix] Матвеевский П., протоиерей. Катакомбы. М., 2012. – С. 7. [x].Murphy Fr. Catacombs.// New Catholic encyclopedia.—2nd ed. Р.223 [xi] Матвеевский П., прот. Катакомбы. М., 2012. – С. 7. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|