|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Проповедь на Вознесение Господне29 мая 2014 г.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь снова и снова призывает нас устремить сердца наши к небу, оторвать их от земли, страстей, преходящей красоты мира, печалей житейских и малодушия; возлюбить Господа Бога всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим. Ежедневно мы должны вспоминать: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Тогда, в день Вознесения Господня, апостолы услышали от ангелов: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». И во Святом Евангелии сказано: «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16. 27-28). И апостол Павел открывает нам: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Сол. 4, 16). Что же означают евангельские слова о пришествии Сына Божия в мир, о том, что Отец послал Его, о рождестве, о вознесении на Крест и схождении во ад, о восшествии на Небо? Говорит Господь и Бог наш Иисус Христос: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Апостол Павел продолжает: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 8-10). Мы знаем из Божественного откровения, что Бог вездесущ — он пребывает везде и всецело, все проникает и ничем неограничен. Бог есть Дух, не имеет ног, не имеет нужды в перехождении с места на место. Иногда местом пребывания Бога называется то, где особо действует божественная благодать. Схождением Бога мы называем, следуя примеру святых отцов, воплощение Сына Божия. Оставаясь неизменным, Бог становится человеком, как бы сходит с Небес на землю, рождаясь от Девы Богородицы. И мы читаем в Писании: «поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его» (Пс. 131). «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской» (Зах. 14, 4). Ногами именуется плоть Спасителя. Место, где стояли ноги Его — Животворящий Крест и гора Вознесения. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии, что Отец послал Его. Послание следует понимать также в смысле воплощения. Отец и Сын и Святой Дух — единое Божество, но воплощается только Сын, и как бы идет Своим человечеством, посылаемый Отцом, в место удаленное от Божественной Славы. Сам же, как Бог, пребывает вечно в лоне Отца, и имеет с ним одну природу и Вечную Славу. Поэтому сказано, что будучи послан, никогда не разлучался от Отца. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). «Отдал Сына» — означает принятие страданий и смерти Спасителем согласно Превечному Божию Совету. Для того и «пришел», то есть «воплотился», чтобы взять на себя наказание за грехи всего мира, и был вознесен на Крест. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14-15).Бог уже став человеком, сойдя с Небес и даровав людям Евангелие, уплачивает все долги Адама по Закону Божию, «шествует» дальше, восходит на Крест, чтобы раздавать дарования — плоды искупления — вечную жизнь. Никак иначе невозможно было отменить смертный приговор Праведного Бога, как только уплатить цену Кровию воплощенного и пригвожденного ко Кресту Сына Божия, и уничтожается приговор преизбыточествующим достоинством жертвы. Вкусив нашу человеческую смерть, которая есть разлучение души и тела, Христос своею душою сходит во ад, чтобы спасти и там находящихся верующих в Него. По Воскресении Своем Господь сорок дней являлся Своим ученикам и апостолам, уча их о Царствии Божии, подготавливая к разлуке с Ним и принятию Утешителя. Пишет прп. Симеон Новый Богослов: «Поелику Бог всего сущего, Господь наш Иисус Христос сошел на землю и соделался человеком, для того чтобы воссоздать и обновить человека, и низвесть благословение на всю тварь, подвергшуюся проклятию за человека, то, во-первых, оживотворил Он воспринятую Им душу и обожил ее, пречистое же и божественное тело Свое, хотя и соделал божеским, но носил его тленным и грубовещественным. Ибо то тело, которое вкушает пищу, пьет, утруждается, испущает пот, связуется, заушается, пригвождается ко кресту, очевидно тленно есть и вещественно, потому что все сказанное есть принадлежность тела тленного. Почему оно и умерло, и положено во гроб мертвым; после же тридневного Воскресения Господня, и тело Его воскресло нетленным и божественным. Почему когда изшел Он из гроба, не разрушил печатей, бывших на гробе, и после входил и выходил дверем заключенным. Но почему вместе с душою тотчас же и тела Своего не сделал Он нетленным и таким духовным? Потому что Адам, преступив заповедь Божию, душою тотчас умер, а телом умер уже спустя столько лет. В соответствие этому и Господь Спаситель прежде воскресил, оживотворил и обожил душу, которая тотчас по преступлении заповеди понесла епитимию смерти, а после благоволил Бог устроить, чтоб и тело Его восприяло нетление Воскресения, как и во Адаме оно спустя много лет понесло епитимию смерти. Но не это только сделал Христос, но сошел и во ад, освободил от вечных уз и оживотворил души святых, которые там содержимы были, но тел их не воскресил тогда же, а оставил их в гробах до общего воскресения всех». Хотя Сын Божий воплотился, и человечество Иисуса Христа обожилось, однако, чтобы совершить дело нашего спасения Господь добровольно принимает на себя поругание и раны, и саму смерть, даже до сошествия во ад. Он умаляется, скрывает Свою Славу, и когда приходит время не пользуется Своей силой, а предает себя в руки врагов. Но на горе Фаворской Он укрепляет Своих учеников видением сокрытой до времени Его Божественной Славы. И вот, братья и сестры, мы слышим, что Господь восходит на Небеса, где всегда был и пребывает как Бог, а значит теперь возносится туда Своим человечеством, Своею душою и телом. Пришло окончание времени земного пребывания Спасителя, конец снизхождению и добровольному уничижению и страданию. Пришло время восхождения Пречистою Своею Плотию к Славе Царствия Своего. Христос вознесся и сел одесную Отца — значит, что теперь и его человеческая душа и тело, которые, в отличие от Божества, могут переходить с места на место, перешли в неизреченное состояние пребывания в Божественном Неприступном Свете. Слава Божия сокрыта от нас, и невозможно остаться в живых и видеть ее, она будет судить нас, и все недостойное будет опаляться огнем Божества. Если бы Христос пришел сразу во всей Своей Славе, тогда бы никто не спасся. Сын сначала соберет всех разбежавшихся овец своего стада, число которых известно Всеведущему Богу, и потом приведет всех ко Отцу, и тогда всех озарит Божественный Свет, Бог откроется миру, и ничего не останется сокрытым. Яркий свет, как молния, явится ночью, и будет тогда светлее самого ясного дня. И настанет непрекращающийся и незаходимый День Господень. Первый раз приходил Господь, чтобы спасти, а во второй раз придет, чтобы судить. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лк. 24, 26). И вот сегодня, братья и сестры, мы слышим в церковных гимнах, что ангелы в изумлении взирают на Вознесение Христа Бога. Потому что, удивительное чудо, видеть человека восходяща превыше самих святых ангелов, выше Небес, к Самому Престолу Божию, в место вечного пребывания Превечного Бога. Они видят теперь, что Человеческая природа Христа находится одесную Бога Отца. И вот, братья и сестры, нам надо снова и снова понудить себя устремить свой взор к небу, там Христос с Богородицею, множеством ангелов и со всеми святыми. Там наше Отечество. По слову апостола Павла: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3, 20). «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3, 1-4). Христос первый, кто вошел в самое Небо, и нас с собою приведет туда, и в нас просияет Свет Лица Его. Апостолы жили постоянным ожиданием любимого Учителя - Владыки Христа. Который, по слову ангелов придет также, как и уходил, шествуя на облаках небесных, и в сопровождение бесчисленного сонма ангелов. Желаем ли мы всем сердцем этой встречи? Готовится ли кто-нибудь к тому, что уже этой ночью придет Христос? Любим ли мы его хотя бы также как этот мир? Да, мы взыскали спасения и пришли в Церковь, но порой огонь любви к Богу угасает, так и не разгоревшись. Полагаем так: «мы на земле, а Бог далеко на Небе», и очень часто непонятен нам Его Промысл. «Буду жить здесь, устраиваться поудобнее, приживаться». На каком этапе каждый из нас остановился, считая для себя достаточным, то земное служение, которым занимается: один трудолюбец, другой семьянин, третий монах или священник. И все успокоились, так как нам кажется, что уже долго ждем Второго Пришествия, или своей смерти. а может и не начинали еще по настоящему ждать и надеяться на Царство Небесное. И мало-помалу мы забываем о Христе. Мы скорбим, что мир не таков как нам хочется, забывая евангельские слова: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Мы любим людей более, чем Бога, так как о них думаем чаще, они нас волнуют; мы смотрим новости и тревожимся о благополучии мира. Как бывает тяжело у нас на совести, если обидим напрасно другого человека. Как пленяется наше сердце пристрастием к человеку, становится подвижным в непрестанном вращении около человеческих дел; мы судимся, развлекаемся, утешаемся, боремся за справедливость для этого мира. Но при этом тоска, глубокая скрытая тоска не проходит. А если завтра придет Христос, чтобы всех забрать в лучший и прекраснейший свой мир, мы будем не готовы, и окажемся в числе «юродивых» дев, не взявших с собою елея: добрых дел, благодати и простой любви к Богу. Призывает нас Святитель Иоанн Златоуст: «Вверх гляди, – туда, где находится награда: самый вид награды усиливает решимость, боязнь поражения не дает чувствовать усталости, и делает то, что долгий путь представляется коротким. Какая же это награда? Не финиковая ветвь, но что? Царство небесное, вечный покой, слава со Христом, наследие, братство, бесчисленные блага, каких невозможно выразить. Нельзя изъяснить красоты этой награды: постигает ее только тот, кто получил ее, и тот, кто имеет получить ее. Она не из золота, не из драгоценных камней, но гораздо драгоценнее их: золото пред этой наградой – грязь, драгоценные камни пред красотой награды – кирпичи. Если ты, удостоившись ее, отойдешь на небо, то великой честью будешь пользоваться там; с такой наградой будут почитать тебя и ангелы, с великим дерзновением ты будешь обращаться со всеми» (Ин. Златоуст. Беседы на послание к филиппийцам). И если мы постараемся таким путем пойти, каждую ночь перед сном будем встречать с трепетным ожиданием пришествия Христова, каждое утро будем, вслед за апостолом Петром говорить в молитвах «Господи … повели мне прийти к Тебе по воде» житейского моря. В течении дня будем в мыслях держать: «Господи не дай мне забыть о Тебе в этой суете»; тогда какую мы найдем неизреченную радость, проживая каждый день, каждое мгновение этой жизни с благодарностью, не считая ее бесполезной и потерянной для себя. И когда Он придет, какой будет в нас трепет и безмолвие. И великое утешение будет для тех из нас, кто услышит блаженный оный глас Владыки Христа: «прiидите, благословéннiи Отцá моегó, наследуйте уготóванное вáмъ цáрствiе от сложéнiя мíра». Аминь. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|