АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Любовь к Богу и ближним


Проповедь произнесенная в Покровском Академическом храме в 15 неделю по Пятидесятнице
08 сентября 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь, – слышали мы сегодня слова Спасителя, ответившего законнику на его вопрос о том, какая наибольшая заповедь в законе. И далее Господь продолжает: Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22, 36-40). Вопрос о самой важной заповеди в законе не новый и не случайный во времена Спасителя. Еврейские законники и книжники постоянно препирались между собой в этом, по их мнению, важном вопросе. Одни считали самой существенной первую заповедь, другие – заповедь о субботе, третьи – об обрезании и т.д. Законник, вопрошавший Иисуса, по всей видимости, принадлежал к школе Гамалиила, которая полагала первою и большею заповедью ту, что учит о единстве Божием и любви к Богу. Спаситель не отрицает, что первая заповедь Десятословия является самой важной, но делает при этом существенное дополнение о необходимости любви к ближнему. Иудеи полагали, что они любят Бога, а те из них, которые были поставлены учителями над народом, книжники и фарисеи, совершенно искренне старались на деле доказать эту любовь: отдавали десятую часть прибытка на нужды священников и левитов, помогали нищим, старательно, даже скрупулезно изучали Закон и учили народ. Кто мог упрекнуть их, что они не чтят Бога или не заботятся о народе Его? К тому же свои  «богоугодные» дела они совершали как можно более значимо, торжественно и публично, чтобы развеять малейшее сомнение в их праведности. И всем им совершенно искренне хотелось только одного: поскорее бы пришел обетованный Мессия и установил Свое Царство, в котором иудеи будут наслаждаться всеми мыслимыми, а книжники и фарисеи и немыслимыми благами.

И вот Мессия пришел. И те, которые должны были по своему положению возвестить о Его пришествии, не только не приняли, но с ненавистью отвергли и убили Его. Какова причина столь трагического ослепления фарисеев, и какой любви не достало им, чтобы признать обетованного Мессию? Что это за любовь к Богу и ближним, которой не было у ревнителя Закона и гонителя христиан Савла, и которой учит тех же христиан, но уже святой апостол Павел? Любовь эта, прежде всего, жертвенная. Она не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается (1Кор.13,4-8). И есть один верный признак, по которому можно отличить эту Божественную любовь от любви плотской, человеческой. На этот признак указывает апостол любви Иоанн Богослов: «Кто говорит: ”Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4,20). Часто поверхностная, умозрительная, душевная любовь к Богу и ближним готова объять собой весь мир, все человечество, всю вселенную. Но как только возникает необходимость помочь конкретно нуждающемуся, такая любовь оборачивается в лучшем случае равнодушием, а зачастую и ненавистью. Рядом с такой «любовью» легко уживаются гордость, зависть, злоба и даже убийство. Довольно часто можно встретить людей, которые много сил и времени тратят на помощь тем, кто отвечает им благодарностью и похвалами, в то время как их собственные дети остаются брошенными, потому что просят то, что родитель обязан им дать.

Очевидно, что любить Бога и не любить ближнего невозможно, так же как невозможно любить ближнего, не имея любви к Богу. Любовь к Богу и любовь к человеку взаимодополняют друг друга. Нельзя сразу полюбить Бога, невидимого и непостижимого, поэтому более доступно полюбить ближнего, который носит в себе образ Божий. Но и любовь к ближнему должна быть одухотворена любовью к Богу, ибо в противном случае грозит превратиться в плотскую, греховную привязанность. Чтобы иметь ту Божественную любовь, которую завещал нам Спаситель, необходимо заплатить немалую цену: возлюбить Его всем сердцем, всею душою, всем помышлением. Но самую большую цену заплатил Сам Иисус Христос – распялся за нас на Кресте. И Его верные последователи, как мы сегодня слышали в апостольском чтении, отовсюду притесняемы, но не стеснены… гонимы, но не оставлены… Ибо мы живые, – говорит св. ап. Павел, – непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2Кор.4,8-11).

Способны ли были фарисеи, подобно апостолу Павлу, тоже бывшему фарисею, ежедневно, ежеминутно жертвовать собой ради любви к Богу и ближнему? Нет, они, подобно ветхому Савлу, дышали ненавистью и угрозами по отношению ко всему, что представляло опасность для их власти и благополучия. И даже в той области, где они считали себя наиболее искусными и просвещенными – знании Закона – оказались посрамленными от Господа, так как не понимали, что Тот Мессия, о Котором они так много и часто учили, есть не только Сын Давидов, но и Сын Божий.

Способны ли мы сегодня полюбить Бога и ближнего не только на словах, но доказывая свою любовь всей жизнью? Или же мы можем только беспомощно жаловаться на свою немощь и невыносимость условий для исполнения заповедей? И не грозит ли нам опасность оказаться в положении современных Спасителю фарисеев: познать всю книжную премудрость, но, не имея силы Божественной любви, в самый ответственный момент не угадать времени посещения своего (Лк.19,44)? И здесь грозным предупреждением звучат для нас слова Иисуса Христа: А вы не называйтесь учителями, ибо Один у вас Учитель – Христос (Мф.23,8). Но в то же время указывается нам и безопасный путь ко спасению: Больший из вас да будет вам слуга (Мф.23,11). И дай Бог всем нам всеми силами удержаться на этом спасительном пути служения ближнему со смиренным признанием своего недостоинства служить Богу. Аминь

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.