|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Любовь к Богу и ближнимПроповедь
произнесенная в Покровском Академическом храме в 15 неделю по Пятидесятнице 08 сентября 2010 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь, – слышали мы сегодня слова Спасителя, ответившего законнику на его вопрос о том, какая наибольшая заповедь в законе. И далее Господь продолжает: Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22, 36-40). Вопрос о самой важной заповеди в законе не новый и не случайный во времена Спасителя. Еврейские законники и книжники постоянно препирались между собой в этом, по их мнению, важном вопросе. Одни считали самой существенной первую заповедь, другие – заповедь о субботе, третьи – об обрезании и т.д. Законник, вопрошавший Иисуса, по всей видимости, принадлежал к школе Гамалиила, которая полагала первою и большею заповедью ту, что учит о единстве Божием и любви к Богу. Спаситель не отрицает, что первая заповедь Десятословия является самой важной, но делает при этом существенное дополнение о необходимости любви к ближнему. Иудеи полагали, что они любят Бога, а те из них, которые были поставлены учителями над народом, книжники и фарисеи, совершенно искренне старались на деле доказать эту любовь: отдавали десятую часть прибытка на нужды священников и левитов, помогали нищим, старательно, даже скрупулезно изучали Закон и учили народ. Кто мог упрекнуть их, что они не чтят Бога или не заботятся о народе Его? К тому же свои «богоугодные» дела они совершали как можно более значимо, торжественно и публично, чтобы развеять малейшее сомнение в их праведности. И всем им совершенно искренне хотелось только одного: поскорее бы пришел обетованный Мессия и установил Свое Царство, в котором иудеи будут наслаждаться всеми мыслимыми, а книжники и фарисеи и немыслимыми благами. И вот Мессия пришел. И те, которые должны были по своему положению возвестить о Его пришествии, не только не приняли, но с ненавистью отвергли и убили Его. Какова причина столь трагического ослепления фарисеев, и какой любви не достало им, чтобы признать обетованного Мессию? Что это за любовь к Богу и ближним, которой не было у ревнителя Закона и гонителя христиан Савла, и которой учит тех же христиан, но уже святой апостол Павел? Любовь эта, прежде всего, жертвенная. Она не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается (1Кор.13,4-8). И есть один верный признак, по которому можно отличить эту Божественную любовь от любви плотской, человеческой. На этот признак указывает апостол любви Иоанн Богослов: «Кто говорит: ”Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4,20). Часто поверхностная, умозрительная, душевная любовь к Богу и ближним готова объять собой весь мир, все человечество, всю вселенную. Но как только возникает необходимость помочь конкретно нуждающемуся, такая любовь оборачивается в лучшем случае равнодушием, а зачастую и ненавистью. Рядом с такой «любовью» легко уживаются гордость, зависть, злоба и даже убийство. Довольно часто можно встретить людей, которые много сил и времени тратят на помощь тем, кто отвечает им благодарностью и похвалами, в то время как их собственные дети остаются брошенными, потому что просят то, что родитель обязан им дать. Очевидно, что любить Бога и не любить ближнего невозможно, так же как невозможно любить ближнего, не имея любви к Богу. Любовь к Богу и любовь к человеку взаимодополняют друг друга. Нельзя сразу полюбить Бога, невидимого и непостижимого, поэтому более доступно полюбить ближнего, который носит в себе образ Божий. Но и любовь к ближнему должна быть одухотворена любовью к Богу, ибо в противном случае грозит превратиться в плотскую, греховную привязанность. Чтобы иметь ту Божественную любовь, которую завещал нам Спаситель, необходимо заплатить немалую цену: возлюбить Его всем сердцем, всею душою, всем помышлением. Но самую большую цену заплатил Сам Иисус Христос – распялся за нас на Кресте. И Его верные последователи, как мы сегодня слышали в апостольском чтении, отовсюду притесняемы, но не стеснены… гонимы, но не оставлены… Ибо мы живые, – говорит св. ап. Павел, – непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2Кор.4,8-11). Способны ли были фарисеи, подобно апостолу Павлу, тоже бывшему фарисею, ежедневно, ежеминутно жертвовать собой ради любви к Богу и ближнему? Нет, они, подобно ветхому Савлу, дышали ненавистью и угрозами по отношению ко всему, что представляло опасность для их власти и благополучия. И даже в той области, где они считали себя наиболее искусными и просвещенными – знании Закона – оказались посрамленными от Господа, так как не понимали, что Тот Мессия, о Котором они так много и часто учили, есть не только Сын Давидов, но и Сын Божий. Способны ли мы сегодня полюбить Бога и ближнего не только на словах, но доказывая свою любовь всей жизнью? Или же мы можем только беспомощно жаловаться на свою немощь и невыносимость условий для исполнения заповедей? И не грозит ли нам опасность оказаться в положении современных Спасителю фарисеев: познать всю книжную премудрость, но, не имея силы Божественной любви, в самый ответственный момент не угадать времени посещения своего (Лк.19,44)? И здесь грозным предупреждением звучат для нас слова Иисуса Христа: А вы не называйтесь учителями, ибо Один у вас Учитель – Христос (Мф.23,8). Но в то же время указывается нам и безопасный путь ко спасению: Больший из вас да будет вам слуга (Мф.23,11). И дай Бог всем нам всеми силами удержаться на этом спасительном пути служения ближнему со смиренным признанием своего недостоинства служить Богу. Аминь
|
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|