|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Духовная любовь21 мая 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня святая Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Как мы с вами знаем, его еще называют «апостол любви». По преданию церковному апостол Иоанн в последние дни своей жизни говорил своим ученикам только слова: «Любите друг друга». С этими словами, вероятно, он и отошел ко Господу. Давайте с вами задумаемся над тем, что же такое любовь. Тогда мы сможем понять и великого ученика Христова – апостола Иоанна. Апостол Павел так говорит о любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»[1]. Со словами апостола Павла созвучны слова празднуемого сегодня апостола: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?»[2] и «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»[3]. Итак, через любовь, и только через нее, человек может приблизиться к Богу. Любовью является и тот свет, о котором говорит Сам Господь наш Иисус Христос: «Суд же состоит в том, чтосвет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»[4]. И еще Евангелие говорит: « В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»[5]. Итак, любовь, которая есть свет, является жизнью для людей. С другой стороны, апостол любви не зря был назван святой Церковью богословом. Как говорят святые отцы – Бог входит в человека, прежде всего через разумную часть его души. Следовательно, очищать именно эту часть души мы должны с особым тщанием. Через что же мы можем это сделать? Прежде всего – через созерцательную молитву. То есть тем действием, которое у святых отцов и называется богословием. «Тот настоящий богослов, кто пребывает в молитве» - говорит авва Евагрий Понтийский. Таким образом, мы приближаемся к Богу только тогда, когда занимаемся богословием. Тот же человек, кто отвергает своей жизнью созерцание и молитву, отвергая, тем самым, всякое подлинное богословие – такой человек не может приблизиться к Богу. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого мы сегодня празднуем, учит нас тому, как приблизиться к Богу и восклицает: «[Дети,] смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими»[6]. Какую же любовь апостол имеет в виду? Ту любовь, о которой говорит и апостол Павел: “Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»[7]. Это та любовь, которой любит нас Христос. А кто, как не Христос постоянно пребывал в общении и созерцании Бога Отца, ведь Он говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю»[8]. Следовательно, та любовь, о которой говорит апостол Иоанн – это единение со Христом и Его Отцом. А там где пребывают Христос и Отец, там пребывает и Дух Святой. Таким образом, тот, кто хочет пребывать в любви, тот должен пребывать в общении Святой Троицы. Любовь, таким образом, есть благодать и жизнь Святой Троицы, которая может войти в нас и сделать нас подобными Христу. А если же мы пребываем в житейских попечениях и оставляем созерцание и молитву, как же тогда благодать Божия может нас посетить? «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?»[9]. «Не можете служить Богу и маммоне»[10]. Так и человек всегда выбирает одно из двух: либо он посвящает всего себя Богу, ведь только так он может созерцать, а, следовательно, и сподобиться посещения благодати Божией, либо же он разменивается на земные вещи, тем самым оставаясь всегда лишенным этой животворящей благодати. «Тот настоящий богослов, кто пребывает в молитве». Тем самым, каждый из нас должен стать богословом, каким был и апостол Павел, который восклицал: «Непрестанно молитесь!»[11]. Вообще, все апостолы были единодушны и, даже более того, они были творцами единого пребывания во Христе. С тех пор, как сошел на них огонь Святого Духа, это были люди, которые не выходили из молитвы. Поэтому, конечно, и все остальные апостолы и святые отцы были, в этом отношении, не меньшими богословами, чем празднуемый сегодня нами апостол и евангелист Иоанн Богослов. Такими же богословами призваны стать и все мы. Почему? Да потому, что причаститься мы можем только к одному единственному источнику жизни – Господу нашему Иисусу Христу, Который и дает всем без лицеприятия от Своих даров. Насколько мы можем подражать святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову? Насколько жизнь и труды этого апостола Христова оказываются для нас актуальными сегодня? Не живем ли мы с вами, братья и сестры, в такое время, когда уже оказывается невозможным подражать таким мужам, каким был почитаемый сегодня Церковью святой? Поистине, нет. Мы с вами, как члены Церковного тела, становимся более похожими на Христа тогда, когда пребываем в единении с Его святыми. Апостол же и евангелист Иоанн – это не просто один из святых, на которого мы с вами можем быть похожими в какой-то мере. Нет, он был тем, кто возлежал на персях Христа во время Тайной вечери, он был тем, кто упокоил Божию Матерь в старости, приготовив Ее к славному успению, он был созерцателем Божественного света на горе Фавор, был тем, кто стоял на другой горе, Голгофе, когда иудеи распинали нашего Господа. Можем ли мы, братья и сестры, во всем уподобиться даже хотя бы этому «рабу Бога». К этому, однако, нас призывает святая Церковь, когда приглашает нас с вами припасть, подобно ему, к лону Христову. Да, мы можем не носить с вами тех отличительных черт апостола Иоанна, которые отличают его от остальных апостолов, а также и от всех остальных христиан, но мы можем заиметь тот дух, которым обладал чествуемый сегодня апостол Христов. Что это за дух? Дух любви. Именно благодаря тому, что апостол Иоанн как никто другой был носителем этого духа, его приблизил к Себе Христос, его и удостоил быть участником славных событий «странствия Отча». Но мы могли бы сказать: ведь уже нам никак не войти в то время, когда бы мы могли еще успеть сравняться с апостолом Иоанном в любви, чтобы стоять по другую сторону Креста Христова. И, чтобы нам не оправдывать себя этими словами, Церковь говорит нам вместе с апостолом Павлом: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения»[12]. А точнее, не столько просто говорит, сколько более повелевает реально становиться теми, кто мог бы достойно пребывать со Христом как в Его страдании, так и в Его славе. Так и мы должны, не теряя благоприятной возможности стать рядом с великим Христовым апостолом Иоанном, приобщаться к той любви, которой нет предела. Апостол Иоанн возлежал на персях Господа нашего Иисуса Христа и поэтому был возлюбленным учеником Христа, или, что, то же самое, потому он возлежал на персях Христа, что был его возлюбленным учеником. Таким образом, нам, чтобы оказаться любимыми Богом, надо желать возлежать на Его персях. Через это возлежание мы сподобляемся величайшего причастия Его благодати. Однако чтобы быть достойными этого возлежания, а более того, чтобы вообще желать возлежать на персях Господа, нам необходимо отринуть всякое плотское стремление. Ибо «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»[13]. Мы оказываемся в одном из двух состояний – мы, либо прилепляемся плоти и имеем ее как главный объект своего стремления, либо прилепляемся духу и его имеем как главный объект стремления. Таким образом, то, что определяет все наше существо, все наши действия и состояния – это либо дух, либо плоть. Так как тому и другому свойственно существенно влиять на нас, захватывая как центр нашего существа, так и его периферию. Но дух и плоть не могут действовать в нас одновременно, так как между ними идет непрерывная борьба. А целью этой борьбы является человек. И мы, следовательно, можем стать только кем-то одним – либо человеком плотским, либо же человеком духовным. И через то и через другое становление мы приобретаем себе соответствующих помощников. Когда мы стали плотскими, мы отпали от Бога, войдя в ряды отпавших. А когда стали духовными, Бог вернулся в наш мир, пронизав его Своей всемогущей силой, и подарив нам соответствующих братьев и сестер. И более того, когда мы бываем плотскими, то и тех, кто пребывает вокруг нас, мы осознаем как плотских и, следовательно, требуем от них только плотского. Такое мироощущение можно назвать плотским. А когда мы стремимся к духу, то все люди вокруг нас превращаются в духовных, и мы общаемся с ними на правах святости. И такое мироощущение можно назвать духовным. Оно то и будет характеризоваться принципом жертвенной любви, когда «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»[14]. Кто же эти братья и сестры по духу? Так как дух порождает плод любви духовной, то и те, кто ему причастны, именуются святыми. Таким образом, когда мы желаем духа, а не плоти, мы пребываем в любви и имеем своими братьями и сестрами святых. Апостол Иоанн Богослов может быть для нас ярким выражением духовного человека. Подражая ему, мы сами становимся духовными и сподобляемся возлежания на персях Господа в неизъяснимом причастии Его благодати. Аминь. [1] 1 Кор. 13, 1-8 [2] 1 Ин. 3, 17 [3] 1 Ин. 4, 8 [4] Ин. 3, 19 [5] Ин. 1, 4 [6] 1 Ин. 3, 1 [7] Рим. 5, 5 [8] Ин. 5, 17 [9] Иак. 3, 11 [10] Мф. 6, 24 [11] 1 Фес. 5, 17 [12] 2 Кор 6, 2 [13] Ин. 3, 6 [14] Ин. 15, 13 |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|