|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Проповедь в Великую субботу20 апреля 2014 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. После крестных страданий и смерти Господь наш Иисус Христос полагается во гроб. Во гробе Господь, по выражению богослужения Великой Субботы, субботствует плотию до дня Своего Воскресения. Субботствовать – значит находиться в полном покое. Но в покое ли находился Господин субботы?! Во время Своей земной жизни Господь неустанно проповедовал, не зная покоя. И после смерти Его божественная душа не знала отдохновения, продолжая возвещать Царствие Божие уже душам умерших людей. «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38) – говорит Господь. Живы были для Бога не только те, чьи имена оставались в памяти людей – Авраама, Исаака, Иакова и многих других праведников – но и те, о которых на земле забыли, о ком не осталось никакой уже земной памяти, как будто и не жили эти люди никогда на земле. Но не были эти души забыты Богом, живы они были для Него и равным образом любимы. Если ради живущих и будущих поколений Господь сошел на землю, то ради умерших и прошлых поколений Господь снизошел даже до глубин ада, где, казалось бы, не может быть никакой жизни, а лишь тоска и томление духа. Как добрый пастырь, Он оставляет на время уже искупленное человечество и спускается в ров преисподний, дабы спасти еще одну потерянную, а вернее сказать похищенную у Него паству. И что же Господь увидел в аду? А увидел Он то, что и там жила надежда и ожидание своего Искупителя. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси (Пс 138, 8) – взывает пророк Давид, который подкреплял надежду праведников пророчеством о том, что однажды вечные и несокрушимые врата ада падут перед Царем славы и Он выведет ожидающих Его пришествие в вечную жизнь: Возьмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечные, и внидет Царь славы (Пс 23:7) – говорит пророк. В аду также ожидал Искупителя пророк Исайя, который когда-то слышал Господа, говорящего: « …медные двери сокрушу и запоры железные сломлю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства » (Ис 45, 2-3). И вот, по слову пророка, людям, сидящим во тьме и сени смертной возсиял Божественный Свет (Ис 9, 2), и восприняли они сокрытое от них богатство – Царство Небесное. В аду содержался древний праведник Иов, которого некогда вопросил Господь: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной» (Иов 38, 17). И вот праведник сам воочию увидел силу Сокрушителя ада и смерти. Пророк Осия некогда возвестил людям слова Господа, говоря: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос 13:14). И вот власть ада и смерти пала и праведники призываются в вечную жизнь. Наконец последний из ветхозаветных пророков и первый евангельский проповедник Христа святой Иоанн Креститель возвестил находящимся в аду скорое пришествие Спасителя. Его отец – праведный Захария – предвидел Духом Святым и эту миссию Своего сына, а потому и пророчествоовал при его рождении, говоря: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа – просветить седящих во тьме и сени смертной(Лк 1, 76-79). Седящие во тьме и сени смертной услышали проповедь Предтечи и трепетно ожидали Агнца Божия, который взял на себя грех мира. Но все ли обитатели мрачного ада избавились от уз и вошли с Господом в радость вечную? Надо полагать, что из ада вышли не все души, но только те, кто ожидал Своего Искупителя. Великой тайной остается то, каким образом Господь, сойдя, проповедовал духам, находищимся в адской темнице (1 Петр. 3, 19:20)? В божественной ли славе, или, как на земле, в смиренном виде? Но ведь если проповедь Спасителя на земле была, по слову апостола, в «образе раба» (Фил 2, 7), а сошествие во ад было продолжением Его божественного «истощания», то и там Господь мог сокрыть до времени Свою Божественную славу, дабы призвать людей не силою необходимости, а святостью и правдой Своего слова. Итак, духи праведные, видя чистоту Божественной души Спасителя, разглядели в Нем своего Бога и Искупителя. Духи же мрачные, гордые и неимеющие упования увидели в Господе всего лишь очередную душу, которая сошла во ад для вечного в нем пребывания. Ведь они знали, что врата ада открывались только для того, чтобы впустить душу человека, но никогда не открывались, чтобы душа покинула вечную преисподнюю. Но когда Господь обрел свое погибшее овча, ад не смог устоять перед силой Божьей и пал перед Царем славы. За Царем славы шли праведные души и повторяли пророческие слова Осии «Смерте, где твое жало! аде, где твоя победа!» (Ос 13:14). И мы, живущие, не должны терять надежду, даже когда наше внутреннее устроение похоже на ад! Порой, как будто некие темные облака находят на душу и не дают ей увидеть свет. Тьма погружает душу в тяжелое состояние томления и тоски, делает ее неспособной к доброму делу и к духовному подвигу. Душа впадает в некое оцепенение и безразличие. В этом духовном сне нет ни покаяния, ни печали по Бозе, ни духовной радости, ни чувствования благодати Божией. Как будто и нет души вообще. Эта адская полусмерть очень опасное состояние. И, конечно, состояние это не случайно. На всё есть причины. И главной причиной этого пагубного состояния является пренебрежение Богом и Его заповедями. Надо всегда помнить, что Бог за немногий духовный труд дает воздаяние во сто крат превосходящее всякий труд. И главным воздаянием является мир души и спокойствие духа. Когда душа впадает в этот ад, не надо терять надежду. Искупитель человека всегда рядом. Нужно всего лишь из глубины сердца воззвать к Нему и помощь свыше незамедлительно придет. Господь и сейчас готов спуститься в ад человеческой души, вывести ее из этого пагубного состояния и привести к божественному свету. Господь прикасается к душе Своей благодатью и она становится способной к жизни. Душа освящается благими помышлениями и устремлениями. Она пребывает как бы в постоянной бессловесной молитве и в благодарности. Прерванная связь души с Богом восстанавливается, и душа как бы воскресает от своего смертного сна. В этом состоянии наиболее чутко переживается Воскресение Христово. Ведь именно благодаря Воскресению Христову, мы получили возможность воскреснуть душой, а в конце времен и телом. Восстанем, братия и сестры, от сна греховного! Отложим суету житейскую! Обратимся к Богу-Искупителю с сердечной молитвой как дети к любящему Отцу! Да воскресит Он нашего мертвого внутреннего человека! Да соделает сердце наше живоносным гробом, где не мертвец обретается, но откуда исходит Воскресший Господь! Да ликует сердце наше в предвкушение Пасхи Христовой, к которой нас предуготовляет сегодняшнее богослужение. И да воззовем ко Христу вместе с Церковью: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». Аминь. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|