АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Вот, восходим в Иерусалим…» – значение Креста в контексте просьбы сыновей Зеведеевых


Иерей Александр Морозов (I курс аспирантуры МДА, Библейское отделение)
07 апреля 2014 г.

Нынешнее евангельское повествование подготавливает учеников Господа, а вместе с ними и нас с вами, к событию, которое мы называем Входом Господним в Иерусалим. Почему необходима эта подготовка? Неужели непонятно ученикам, для чего Господь идёт в святой град, ведь они пребывали с Ним три года и слышали все? Для чего Святая Церковь и нас, считающих себя учениками Господа Иисуса Христа и знающих уже, как полагаем, тайны Царствия Небесного, подготавливает к этому событию? Оказывается, что знания нашего недостаточно! Оказывается, что знание наше может быть искажено, как было искажено понимание происходящего у пребывающих со Своим Небесным Учителем будущих апостолов. Оказывается, что можно жить в Церкви под эгидой православия, с искаженным христианским мировоззрением. Подтверждение этому является сегодняшнее евангельское чтение и наша личная жизнь.

До сих пор Царство Небесное проповедовалось Иоанном и Самим Господом: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). До сих пор Господь проповедовал и благовествовал закон Своего Царствия, говоря: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). До сих пор Он призывал в Свое Царство чад своих: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас(Мф. 11:28). До сих пор Господь благовествовал силу этого Царство, воскрешая мертвых, а ныне грядёт, чтобы воспринять Свое Царство. И вот ожидающие Его Царства, ученики Его, уже подходят к Нему и испрашивают себе первых мест: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк.10:37). Что говорит им Господь: «Не знаете, чего просите» (Мк. 10:38)! «Вы не знаете Моего Царства»!  О котором Он позже скажет: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). «Царство Мое не видимо ныне и неисповедимо»!

Вместе с ученикам, мы и должны сегодня понять, что это за Царство и как в Него войти, чтобы через неделю встретить грядущего Мессию с ясным осознанием критериев этого Царства.

Из евангельского повествования видно, что Господь открывает тайну вхождения в Его Царство не всем следовавшим за Ним, а только двенадцати ученикам, говоря: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10:33-34). Восхождение в Иерусалим означает для Христа и начало Его восхождения на древо Креста. Тем самым Господь показывает, что только через Крест возможно войти в Его Царство.

 Смысл Креста недоступен посторонним, его могут постичь только ученики, верующие в Иисуса из Назарета как в Сына Божия, поскольку сказано: А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1Кор. 1:23). Как была тогда величайшим соблазном вера в распятого Бога для погрязших в казуистике своих заповедей иудеев и безумием для рационалистичных эллинов, так и сейчас люди, вроде бы готовые принять нравственные критерии христианства, не способны понять тайну Креста, открывающую путь в Царство Небесное.

Не способны, однако на данном этапе, постичь эту тайну и ближайшие ученики Господа. Мы видим, как сыновья Зеведеевы – Иоанн Богослов и Иаков, проявляя чувственное восприятие этой тайны, испрашивают себе  лучшие места в грядущем Царстве. Остальные же ученики своим негодованием также обнаруживают собственную порочность и приверженность подобному образу земного мышления – желания первенства. Но не стоит удивляться тому, что ученики Спасителя, не пережившие ещё таинство Пятидесятницы, то есть не принявшие ещё Духа Святого, Который наставляет на всякую правду (Ин. 14:26), были подвержены многим страстям и искушениям. Лучше обратить свой взор к себе, уже причастникам Святого Духа в таинствах Церкви, и подивиться личному непониманию тайны Креста и несоответствию с Законом Царства Небесного, которого хотим достигнуть.

Многие люди, особенно современные, подвержены привязанностью к благам суетного мира. Первая же из этих привязанностей – желание быть первым во всем: во мнении, в служении, в одежде, в жилищных условиях и комфорте. Дьявол искушает этой страстью всех, от мала до велика. Искушал он и Господа, но потерпел поражение. Искушал и апостолов, искушает и нас с вами, нередко одерживая победу. Уже на примере малых детей видно, как они хотят обладать чем-либо и, желая быть первыми – ссорятся. Примеры взрослых бывают куда более драматичнее…

Желание быть бóльшим есть следствие падшей природы человека и выражается в постоянном себялюбии и эгоизме, не желании уступить. Себяугождение доводит человека до помрачения, которое уже не препятствует другим страстям: раздражительности, гневу, надменности, наглости, высокомерию. Всем известно как эти страсти, проявляя себя, влияют на взаимоотношения между людьми: в семье, на работе, в любых обстоятельствах жизни. Давая этим страстям место в своей душе, человек не только разрушает свой внутренний мир, но и вызывает ответную реакцию у окружающих. Средостения, возникающие в желающих первенствовать, препятствуют их молитвам и всякому доброму делу.

Для врачевания падшей природы человека Господь уничижает Себя и, принимая «образ раба» (Флп. 2:7), восходит на Крест, совершая домостроительство нашего спасения. Только через Крест возможно войти в Царство Небесное. Сын Божий, ни в чём Неповинный, добровольно идёт на Крестные муки, страдания и смерть, отдавая Свою жизнь ради спасения грешных людей. Люди же, не понимая этой тайны Креста и желая попасть в Царство Небесное, не хотят в тоже время, распинаться за своего ближнего, наступить на свое самолюбие и отказаться от своего «я». На это непонимание и указывает Господь Своим ученикам, а в их лице и всем нам: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою (Мк.10:43). Если спросить каждого из нас – как бы вы хотели что бы с вами поступали ближние, как с низшим, высокомерно и уничижительно или хотя бы допускали мысль, что и вы являетесь образом Божиим..? Ответ, несомненно, будет дан в соответствии с евангельской заповедью: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12).

Исполнить этот закон Царства Небесного возможно только при добровольном несении Креста Христова, распиная свою плоть со страстями и похотями(Гал. 5:24), а не просто номинально считаться христианином. Иначе обратятся на нас слова, слова сказанные Господом жителям святого града, в который Он шёл: Иерусалим! Иерусалим!... сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст(Лк.13:34,35).

Ученики Христовы, став свидетелями Его Воскресения и причастниками Духа Святого в Пятидесятнице, впоследствии не только осознали значение Креста Христова, как необходимого условия вхождения в Царство Небесное, но и на деле исполнили наставление Спасителя о служении ближним с кротостью и смирением. К правильному осмыслению этой тайны Креста и критериев Царства Небесного призываемся сегодня и мы с вами, чтобы встретив грядущего Мессию, вместе с Ним войти в Его Царство. Аминь!
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.