|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Московские Духовные Академия и Семинария в первые послевоенные годы в докладах уполномоченного по делам РПЦ по Москве и Московской областиВ настоящей публикации представлены самые ранние из обнаруженных автором документов по истории Московских духовных школ, которые хранятся в фонде уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров по городу Москве и Московской области в Центральном Государственном архиве Московской области. Несомненно, они представляют определенный интерес, так как история МДАиС по документам указанного фонда почти не изучена. 04 февраля 2014 г.
В настоящей публикации представлены самые ранние из обнаруженных нами документов по истории Московских духовных школ, хранящихся в фонде уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви (с 1966 года – по делам религий) при Совете Министров по городу Москве и Московской области в Центральном Государственном архиве Московской области (Ф. 7383). Повседневная жизнь приходов, взаимоотношения духовенства и верующих с антирелигиозной государственной машиной по документам фонда уполномоченного, которым с момента возникновения должности (с декабря 1943 г.) до февраля 1984 г. являлся А.А. Трушин[1], всё активней изучаются историками Русской Церкви[2]. Послевоенная история Богословского института, пастырских курсов и возникших на их основе Академии и Семинарии так же не обойдена вниманием исследователей[3]. Сохранилось много воспоминаний учащихся Московских духовных школ[4]. Важная информация по истории Академии и Семинарии содержится в переписке Патриарха Алексия I с Советом по делам РПЦ[5]. Послевоенная история МДАиС освещена так же в специальном выпуске Богословских трудов[6]. В то же время история Московских духовных школ по документам фонда уполномоченного по делам религий по Москве и Московской области почти не изучена. Здесь можно указать только одну источниковедческую статью преподавателя МДАиС Д.В. Сафонова (ныне священника), в которой автор прямо говорит: « Фонд, хранящийся в ЦГАМО, остаётся практически неисследованным»[7]. В описи 2, полностью состоящей из дел МДАиС, хранятся отчёты об общем состоянии духовных школ за каждый учебный год, об учебном процессе и результатах экзаменов, журналы заседаний совета МДА и прочие документы. Оба публикуемых документа хранятся в описи 1 в делах, состоящих из докладов, отчётов, справок и т.п., направленных Трушиным различным партийным и советским руководителям, и являются извлечениями из документов с одинаковым названием: «Информационный доклад о положении и деятельности Русской православной церкви на территории гор. Москвы и Московской обл.»[8]. На первых листах обоих докладов стоит гриф «секретно». Документ №1 является извлечением из доклада о положении Русской Церкви в Москве и области по состоянию на 1 января 1947 года, направленного секретарю Московского областного и Московского городского комитетов ВКП(б) Г.М. Попову, председателю исполкома Мособлсовета П.С. Тарасову и секретарю исполкома Моссовета И.М. Соколову. Из сопроводительного письма к докладу видно, что направлен он «для сведения», на самом письме стоит гриф «сов. секретно». Документ №2 является извлечением из доклада о состоянии РПЦ в Москве и области по состоянию на 1 апреля 1948 года, направленного в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Заборскому[9], согласно его просьбе. Оба документа предельно сухи, не содержат никаких сведений из биографий конкретных учащихся или преподавателей, нет характеристик на них – нравственного облика, политической «неблагонадёжности» и проч. Такая информация появится в дальнейших, более пространных докладах Трушина. Документы по истории Академии и Семинарии присутствуют в архиве МДАиС, «Трушинском» фонде ЦГАМО, в фонде Совета по делам РПЦ при СНК (СМ) СССР в ГАРФ (Ф. 6991) и в других архивах. При этом речь не только о разных документах, но и об одних и тех же, изготовленных в нескольких экземплярах и разосланных по разным адресам[10]. Такие материалы могут уточнять и дополнять друг друга. Это относится и к настоящей публикации[11]. *** Орфография документов сохранена. Внешние особенности текста отражены в текстовых примечаниях, обозначенных русскими буквами и следующих за каждым документом. Комментарии обозначены арабскими цифрами полужирным шрифтом и следуют после обоих документов. Все подчёркивания сделаны составителем документа машинописью. [ ] – добавлено публикатором, < > – предположительное чтение.
№1 VI. О духовных учебных заведениях. С июня 1944 года Правительством разрешен к функционированию в гор. Москве Богословский институт1, рассчитанный на 3 года обучения, и 2-х годичные Богословско-пастырские курсы. С начала 1946-1947 учебного года институт и Богословско-пастырские курсы при нем переименованы в Московскую духовную семинарию с 4-х годичным курсом обучения и в Московскую духовную Академию так же с 4-х летним курсом. Духовная Семинария есть среднее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать богословское образование и подготовлять священно-церковнослужителей православной церкви для епархии2. Духовная Академия есть высшее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать высшее богословское образование и подготовлять богословско-просвещенных пастырей церкви и преподавателей духовно-учебных заведений. В административном отношении оба учебные заведения[,] ввиду неполного состава академии и общего для них помещения,3 на предстоящий учебный год объединены под руководством одной администрации4 и содержатся на средства епархии5. Обучение в Духовной семинарии и академии бесплатное. Для материально не обеспеченных учащихся учреждаются стипендии и общежитие. В духовные учебные заведения принимаются лица православного исповедания, мужского пола, не моложе 18 лет, прошедшие общеобразовательную подготовку не менее неполной средней школы для семинарии и средней школы для академии. К испытаниям, которые проводились с 2-го по 23-е сентября 1946 года[,] в духовные учебные заведения было подано 208 заявлений. В результате испытаний принято в семинарию – 83 чел., в академию – 3 чел., остальные 122 чел. были отсеяны по разным причинам. В настоящее время Московская духовная семинария работает в составе всех 4-х классов с общим количеством учащихся 130 человек, а Московская Духовная академия в составе 1 и IIа курсов с общим числом студентов 14 человек. Таким образом[,] в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947 года обучается 144 чел., из них:
Общее число профессорско-преподавательского персонала в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947 года 18 человек, из них:
ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 11. Л. 34-36. Машинописный отпуск.
№2 IV. О духовных учебных заведениях. С июня 1944 года Правительством разрешены к функционированию в гор. Москве Богословский институт, рассчитанный на 3 года обучения и 2-х годичные Богословско-пастырские курсы. С начала 1946-1947 учебного года институт и Богословско-пастырские курсы при нем переименованы в Московскую духовную семинарию с 4-х годичным курсом обучения и в Московскую духовную академию так же с 4-х летним курсом. Духовная семинария – есть среднее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать богословское образование и подготовлять священно-церковнослужителей православной церкви для епархии. Духовная академия – есть высшее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать высшее богословское образование и подготовлять высшее духовенство церкви и преподавателей духовно-учебных заведений. В административном отношении оба учебные заведения[,] ввиду неполного состава академии и общего для них помещения[,] до настоящего времени объединены под руководством одной администрации6 и содержатся на средства епархии5. Обучение в Духовной семинарии и академии бесплатное. Для материально не обеспеченных учащихся учреждаются стипендии и общежитие. В духовные учебные заведения принимаются лица православного исповедания, мужского пола, не моложе 18 лет, прошедшие общеобразовательную подготовку не менее неполной средней школы для семинарии и средней школы для академии. К испытаниям, которые проводились в сентябре месяце 1947 года[,] в духовные учебные заведения было подано 173а заявления. В результате испытаний принято в семинарию – 65 чел.7, остальные 108 чел. были отсеяны по разным причинам. В настоящее время Московская духовная семинария работает в составе всех 4-х классов с общим количеством учащихся 162 чел., а Московская Духовная академия в составе 1 и II <и III?>б курсов с общим числом студентов 24 чел. Таким образом в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1948 года обучается – 186 чел., из них:
Общее число профессорско-преподавательского персонала в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947в года 18 человек, из них:
ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 14. Л. 30-31. Машинописный отпуск.
1 Богословский институт и курсы открылись 14 июня 1944 года в Свято-Успенском Новодевичьем монастыре.2 В МДС готовили священно- и церковнослужителей, конечно же, не только для Московской епархии, но и для всей Русской Церкви. Это тем более актуально для описываемого периода, в связи с отсутствием в большинстве епархий духовных учебных заведений.3 Академия и Семинария занимали на тот момент Лопухинский корпус, храм Преображения Господня и Успенскую трапезную церковь. Патриарх Алексий I ещё 15 августа 1945 года ходатайствовал перед Советом по делам РПЦ о передаче Московской Патриархии зданий Академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Уполномоченный по делам РПЦ при СНК Г.Г. Карпов в своём ответе сообщил, что ходатайство удовлетворено, сроки передачи будут установлены позднее, о чём Патриарх будет уведомлён. (См. Письма Патриарха Алексия I… Т. 1. С. 67-69). Переезд Академии и Семинарии из Новодевичьего монастыря в Лавру состоялся в октябре 1948 года.4 С 23 октября 1946 по 7 февраля 1947 года ректором Академии и Семинарии был протоиерей Николай Чепурин. 5 О финансировании семинарии из средств епархии говорит так же исследователь истории Ставропольской семинарии свящ. Евгений Шишкин, (см. Ставропольская Духовная Семинария в 1946-1960 годах: http://history-mda.ru/konf_25_26_dek_2010/stavropolskaya_duhov_112.html). В статье автор указывает, что с 1953 года финансирование стало централизованным и затраты были распределены между всеми епархиями. Полагаем, что МДАиС в данный период содержались не только за счёт средств Московской епархии, но, как столичные, финансировались и из Патриархии.6 С 14 ноября 1947 по 15 августа 1949 года ректором Академии и Семинарии был епископ Гермоген (Кожин). 7 М.Х. Трофимчук в своих воспоминаниях пишет, что после окончания Семинарии в 1947 году 9 человек поступили в Академию. Количество учащихся Академии увеличилось в период между составлением отчётов на 10 человек. Однако пропущен ли в докладе только 1 человек, поступивший в Академию не из семинарии, или нет сказать трудно, т.к. нам неизвестно точное количество студентов, покинувших в этот период Академию.
[1] Трушин Алексей Алексеевич (1912–?). Как и уполномоченный по делам РПЦ во «всесоюзном масштабе» Г.Г. Карпов, до назначения на должность уполномоченного являлся сотрудником органов госбезопасности. [2] Сергий Голубцов, протодиак.Церковная Московия в 1935-1965 годах // Церковно-исторический вестник №11 М. 2004, С. 4–71, Елсуков А.В. Приходские организации РПЦ в 1945 – 1964 гг.: религиозная и гражданская деятельность (на материалах г. Москвы и Московской области), дисс. к.и.н. Иваново. 2012 и др. [3] Светозарский А.К. Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году.http://history-mda.ru/publ/vozvraschenie_moskovsk_47.html, Пушков Сергий, священник.Начальный период возрождения Московских духовных школ (1944–1964 гг.). Профессорско-преподавательская корпорация. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Машинопись. С.Посад, 2002.[4] Митрополит Питирим (Нечаев). Воспоминания. Богословский институт. http://www.pravoslavie.ru/put/051205120343.htm, Трофимчук М.Х.Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. 1944-2004. СТСЛ, 2005. Фрагмент воспоминаний о Московских духовных школах в Новодевичьем монастыре опубликован в Московских епархиальных ведомостях №7-8 2008. Воспоминания заслуженного профессора МДА К.Е. Скурата http://www.bogoslov.ru/text/2820070.html.[5] Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг. в 2 тт. / ред. Н.А. Кривова;отв. сост.Ю.Г. Орлова. М. РОССПЭН. 2009-2010. [6] Смирнов Вадим, прот.Святейший Патриарх Алексий и Московские духовные школы // Московская духовная академия 300 лет (1685-1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986. [7] Сафонов Д.В. Обзор архивных источников по истории Московских духовных школ в послевоенный период. Богословский вестник МДАиС, № 11-12, М., Сергиев Посад, 2010. С. 644-645. Автор справедливо придаёт этому фонду важное значение: « Изучение фонда уполномоченного, безусловно, даст много ценных сведений об истории МДА в советский период» . Там же. С. 645. [8] Эти экземпляры документов, идентичные отправленным и оставшиеся в фонде отправителя, мы, в соответствии с правилами источниковедения, называем отпусками. [9] Должность, имя и отчество установить не удалось. [10] Кроме ЦГАМО Ф. 7383. журналы заседаний Совета МДАиС естественно находятся и в архиве МДАиС (см. Сафонов Д.В. Указ. соч. С. 625). [11] По справке, находящейся в ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 37. Л. 142 (см. Сафонов Д.В. Указ. соч. С. 639), на 1 января 1947 г. в Академии и Семинарии было 17 преподавателей, в то время как в публикуемом ниже отчёте на 1 января 1947 г. подробно расписан состав из 18 преподавателей.
а Цифра II напечатана буквой П. а На месте последней цифры впечатано 2 и 3. б Из-за прошивки дела наличие или отсутствиеиIII определить невозможно . Предположительное чтение добавлено по смыслу, см. документ №1. в Так в документе, следует 1948. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|