|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«Слово, воплотившись, облеклось в ризу смирения»Чтец Владимир Лихачев, студент 3-го курса (Бакалавриат) Проповедь, произнесенная в Покровском Академическом храме на всенощном бдении в канун недели по Рождестве Христовом. 15 января 2014 г.
Возлюбленные отцы, братья и сестры! В эти святые дни Православная Церковь празднует рождение Спасителя мира, Который явился не как царь и владыка, а как смиренный Человек. Можно подивиться не только смирению Самого воплотившегося Бога Слова, но и смирению Его родителей, которым было известно, что Дитя, рожденное Девой Марией, есть Тот Самый обещанный Мессия, Которого ждал не только иудейский народ, но пришествия Которого чаял весь мир. И вот вместо почестей и уважения им отказывают даже в ночлеге в гостинице, и колыбелью рожденного Спасителя мира становятся ясли, из которых питался скот. Именно смирение Христа стало тем камнем преткновения, о который споткнулись многие иудеи, не принявшие Его. Их образ Мессии, как правителя мира, который подчинит иудеям все народы, совершенно не сочетался с образом смиренного Христа, который говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Но Он не только учил смирению, но своей жизнью явил пример этого смирения. Будучи в юном возрасте, Христос трудился вместе с Иосифом как простой плотник, научая нас трудолюбию и любви к родителям. Придя в совершенные лета, Он явил пример сугубого воздержания и молитвы, когда постился в пустыне сорок дней. Господь не ограничился примером строгой уединенной жизни в пустыне, но показал истинный пример любви к ближним, живя среди людей. Он не гневался на злословящих Его, а молился за них. Не имея земных богатств, Он подавал зрение слепым, слух глухим, здравие расслабленным, а богатых учил заботиться о бедных. Заповедав нам любить друг друга, Он дал простое правило, как проявить эту любовь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Несмотря на всю простоту этих слов, они остаются весьма трудными для исполнения, если не иметь в сердце того самого смирения, которое явил миру Христос. Что же такое смирение? Ни один из святых отцов не дает нам точного определения этой добродетели. Святой Иоанн Лествечник прямо говорит, что «словами изъяснить его невозможно»[1]. Однако все святые отцы согласны в том, что смирение познается на опыте при подражании Христу. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «блажен человек, который всегда взирает на Небесного Владыку и Его страдания… и стал подражателем смирения своего Владыки»[2].Именно подражание смирению Христа дает человеку осознание высоты этой добродетели. Смирение - это вершина всех добродетелей, до которой необходимо дойти, постепенно приобретая одну добродетель за другой. Так, в беседе со своим духовным чадом известный румынский подвижник XX века архимандрит Клеопа (Илие) говорит, что смирение - «это высочайшее благо, таинственная сила, которую Бог подает человеку в увенчание всех добродетелей, то есть подает только совершенным!»[3]. Смирение - это и есть та Божественная сила, которая помогает человеку исполнить заповедь Христа о любви к ближнему; ведь через любовь к ближнему проявляется и наша любовь к своему Творцу, ибо «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Преподобный авва Дорофей научает нас, что есть два вида смирения. «Первое смирение состоит в том, чтобы считать брата своего разумнее себя и во всем превосходнее, одним словом, считать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, это совершенное смирение святых»[4]. Из этих слов видно, что первый вид смирения учит нас не превозноситься перед ближним, а второй помогает осознавать, что мы - лишь орудия в руках Всемогущего Бога, Который через Нас заботится о всех Своих творениях. На пути восхождения по лестнице добродетелей к святому смирению нас подстерегает большая опасность, которая называется гордостью. Именно гордость стала причиной падения первого среди Ангелов Денницы и первых людей, которые захотели быть «как боги» (Быт. 3:5). Гордость - это та страсть, которая лишает нас Божественной награды за все труды и подвиги. Гордость делает человека неспособным к любви к ближнему и Самому Богу. Гордость ввергает человека в самые тяжкие грехи и способна довести человека до отчаяния, так как лишает человека возможности покаяния. Именно гордостью дьявол пытается искусить даже великих подвижников, которые приобрели уже многие добродетели. Так дьявол искушал Великого Антония, говоря: "Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Но не этим ты победил меня! А смирением ты победил меня". Сказав это, он ожидал, что Антоний возгордится своим смирением. Но преподобный Антоний обладал истинным смирением, которое спасает человека от самой опасной страсти - гордости. Попытаемся всегда иметь у себя перед глазами вершину всех добродетелей – смирение - и помнить о самой страшной опасности на пути к ней – гордости. Пусть слова Священного Писания «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5) возбудят в нас крепкое желание достичь этой вершины. А как это сделать, примером Своей земной жизни показал нам родившийся Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки. Аминь. Литература: 1. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pravoslavnaya_entsiklopediya_157-all.shtml (Святые отцы о гордости). 2. http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/osipov/statyi/?ID=3361 (Каждый решает для себя сам: быть с Богом - или вопреки Ему). 3. http://www.pravoslavie.ru/put/43862.htm (Что такое смирение?). 4. Преп. Ефрем Сирин. Слово о страданиях Спасителя. 5. Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица 6. Преподобный авва Дорофей. «Душеполезные поучения». Поучение второе. О смиренномудрии. [1] Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 25, § 41. С. 170. [2] Преп. Ефрем Сирин. Слово о страданиях Спасителя [3] http://www.pravoslavie.ru/put/43862.htm [4] Преподобный авва Дорофей «Душеполезные поучения». Поучение второе. О смиренномудрии. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|