АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О маловерии


Проповедь произнесенная в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника на всенощном бдении 26 июня 2010 г.
26 июня 2010 г.

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня на воскресном богослужении Церковь предлагает евангельское повествование о явлении Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус.

Пожалуй, редкие события Священной Истории описаны с такой необыкновенной живостью, тонкостью, проникновенным чувством и полнотой изображения со всеми его внутренними переживаниями и движениями души. Два ученика, Лука и Клеопа, шли по дороге в Эммаус, рассуждая между собой о всех печальных событиях, связанных с последними днями земной жизни Господа, которые тяжестью легли на их души. Беседовали они и о событиях этого дня, когда жены-мироносицы были у гроба и видели явление Ангелов, возвестивших, что Господь воскрес.  Однако эти свидетельства не смогли утвердить в них веру в истину воскресения Христова,  что выдавало их печальное настроение.  На пути Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, направляющегося той же дорогой. Господь спросил, о чем их беседа. В своем ответе ученики выразили  помимо всего прочего, разочарование во Христе как Спасителе.  Их слова обнаруживали глубокую душевную рану. Конечно же, они знали о чудесах, которые сотворил Господь в истории богоизбранного народа. Знали, что пророк Илия воскресил сына вдовы, знали, что мертвец, которого бросили во время бегства на гробницу пророка Елисея, ожил. Но стоит ли говорить о столь древних ветхозаветных событиях. Достаточно вспомнить чудеса, которые Господь совершал прямо на глазах учеников.  Воскресли и Лазарь (Ин.11), и дочь Иаира (Мф.9,23—25), и сын вдовы наинской (Лк.7,11—16). Только что лежали бездыханными, и встали, возвратились в круг живых, и каждый мог их видеть. Однако столь яркие события были вытеснены, подавлены в сознании учеников видом уничиженного состояния их Божественного Учителя.

Вот здесь то и поднята одна из главных проблем препятствующих полноценному развитию духовной жизни— маловерие. Господь, конечно же мог одним мгновением развеять все сомнения учеников, открывшись им сразу. «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лк. 24:16). Когда они говорили между собой, то, наверное, как это бывает между своими, говорили полусловами, полунамеками. А Господь, задав вопрос, заставил собраться с мыслями и все изложить последовательно. Вроде бы для Него, а на самом деле для самих себя. И лишь когда они высказали все, что знали и о чем недоумевали, Господь стал говорить Сам. Он стал говорить на их языке, отвечать именно на их недоумения, продолжать именно с того, на чем они остановились.  Господь хотел, «чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство»[1], так рассуждает об этом блж. Феофилакт Болгарский.  Господь давал им понять, что причина их неопределенного духовного состояния в них самих — в их неосмысленности и в косности их сердец. “Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?” — Он прямо называет Учителя их Христом и объясняет, что все произошло в полном согласии с ветхозаветными пророчествами о Христе, что именно через страдания Мессии и надлежало “войти в славу Свою” — славу Своего духовного, а не земного царства.

Это развитие событий является весьма назидательным для нас. Почему не сразу  Господь дал узнать Себя? Цель явления Его была — объяснить ученикам, как сбылись на Нем все ветхозаветные пророческие писания. Порывистая радость, которая несомненно овладела бы ими, если бы они сразу узнали Его, могла бы только помешать спокойному размышлению об истине Его воскресения и убеждению в действительности его. А так Господь постепенно довел их до глубокого убеждения в этой истине, заставив, по их собственному признанию, гореть сердца их, и напоследок открылся им, воспламенив их таким образом горячей верой, уже недоступной никаким сомнениям и искушениям.

Вот так Господь приготовил души учеников: напитал истиной, зажег огнем любви, пробудил волю. И только после этого открылся. И только к такой душе приложимо пророчество Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется»( Иоиль, 2: 32).

На примере этих двух учеников мы можем увидеть путь обретения веры. Это приобретение веры требует личных усилий в нравственном отношении со стороны человека. Этому способствует искреннее покаяние, молитва, чтение Священного Писания. Сам Господь для свидетельства о необходимости Своих страданий, крестной смерти, и истинности Своего Воскресения разъясняет ученикам Священное Писание. Крепкая вера в человеке не дает повода для сомнений в истинности бытия Бога, тем более в истине Его Воскресения. Человеку предоставляется возможность самому сделать шаг навстречу Богу, ради Господа оставить греховные наклонности, страсти. Тогда Господь будет совсем рядом. Сам Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Аминь.



[1] Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелия и Апостол: руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, М.: ПСТГУ, 2005 г., - 848 с., с. 201.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.