АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Деятельность Патриарха Сергия в годы войны


16 декабря 2013 г.

Великая Отечественная война началась в День всех святых в земле российских просиявших 22 июня 1941 года. Бог хотел показать подвиг верных чад Церкви в эти тяжелые времена. И мы увидели множество примеров самоотверженного служения людей, ведь Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [Мф 16:24]. Эту заповедь принял в свое сердце и патриарх Сергий (Страгородский) для служения во благо Церкви на протяжении всей своей жизни.

На момент начала войны патриарх Сергий имел титул митрополита Московского и Коломенского и с декабря 1936 года Местоблюстителя Патриаршего престола. Отслужив Воскресную Литургию, митр. Сергий узнал о случившейся трагедии и не замедлил исполнить свой пастырский долг. Он пишет послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

«…Не первый  раз приходиться русскому народу выдерживать такие испытания, ˗ писал митр. Сергий, ˗  с Божией помощью… наши предки не пали духом… Не посрамим же их славного имени и мы – православные… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставить она народа своего и теперь… Положим же души своя вместе с нашей паствой…Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».

Это были не пустые слова. Церковь наша от Местоблюстителя до простого прихожанина приложила все усилия, чтобы исполнить эти слова. Несмотря на преклонный возраст, а владыке тогда шел 75-й год, он был энергичным и деятельным пастырем. Митрополит Сергий постоянно ободрял в своих посланиях и проповедях всех ищущих утешения в Русской Православной Церкви в эти тяжелые времена.

«Надвигающаяся гроза приносит не только одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы… У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освещаем церковным богослужением?» ˗ сказал Владыка в проповеди на молебне о победе русского воинства 26 июня 1941 года.

Сам молебен проходил в Богоявленском соборе при большом стечении народа и это при том, что Церкви запрещена была любая пропаганда.

Конституция 1936 г. не допускала свободу религиозной пропаганды, а только свободу "отправления религиозных культов". И напротив – давалась свобода антирелигиозной пропаганде. (ст.124). Еще более показателен тот факт, что деятельность Церкви сужалась до «отправления культа» и за любую общественно - правовую деятельность штрафовали или отправляли на принудительные работы. Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично - правовых функций и прав юридических лиц - принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей.(ст. 125 УК РСФСР     1926 г.).

Советские власти не препятствовали распространению посланий архипастырей, возможно потому, что с начала войны была ясна необходимость отмены антирелигиозного курса, но, каким образом и в каких масштабах, еще было не продумано правительством, поэтому ограничились лишь молчанием и попущением активной деятельности Церкви.

В своих посланиях митр. Сергий призывал также помогать партизанам. Вот как он писал в январском послании 1942 года, обращаясь к жителям оккупированных территориях:

«Есть же и в ваших областях люди, готовые жертвовать своим покоем или достатком, а то и всею жизнию во имя верности Церкви и родине. Слухи о подвигах партизан доходят и до нас, немало и нас одушевляя на всенародное дело. Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга пред родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».

В партизанском движении активно участвовали и священнослужители. На оккупированных землях они часто являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали красноармейцев, отставших при отступлении от своих частей, военнопленных, сбежавших из лагерей, также вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

 «Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».

 

Митрополит Сергий не ограничивается только распространением своих посланий во все уголки страны, но и решает материально выразить помощь православных людей в общем деле Победы. В частности призывает собирать пожертвования на танковую колонну. В обращении к верующим 30 декабря 1942 г. он пишет:

 «Благословив Димитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, Преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих сподвижников из числа братьев Троицкой лавры.

Два воина немного могли прибавить силы русскому оружию. Но они были посланцы от Преподобного Сергия и его лавры. Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе, с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского.

Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины».

Но у Церкви даже не было своего счета в банке. Митр. Сергий пишет телеграмму Сталину об открытии счета в банке для Церкви.

5 января 1943 г.

г. Ульяновск

Москва, Кремль Иосифу Виссарионовичу Сталину

Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Для начала Патриархия вносит 100 тысяч рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве — 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович — 100 тысяч. Просим в Госбанке открыть специальный счет.

Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский.

На что последовал ответ:

5 января 1943 г.

г. Москва

Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано.

И. Сталин

 

Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлева:

«В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход - деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате - 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».

  На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей.

7 февраля 1944 г. армии была передана армии танковая колонна «Димитрий Донской». На этом мероприятии по поручению патриарха Сергия выступил митрополит Крутицкий Николай. За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Димитрия Донского из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР.

 Верующие нашей страны также внесли средства на эскадрилью самолетов имени другого русского святого князя – Александра Невского. 23 марта 1944 г. духовенство и верующие церквей только Москвы внесли на постройку самолетов 1 млн. руб.

Всего РПЦ за годы войны внесла на нужды фронта более 300 млн рублей, не считая драгоценностей.

К 1943 году сложился ряд факторов, который обусловил кардинальные перемены в характере отношений между Советским  правительством и Церковью. В этом ряду нужно упомянуть активную патриотическую деятельность Церкви и в частности самоотверженная деятельность митрополита Сергия; также требования европейских и американского правительств об улучшении положения Церкви в СССР (посол Рузвельта передал ноту такого характера Сталину); и в заключении стремления Советского правительства создать положительный имидж политики СССР. Вот эти факторы и послужили стимулом к «повороту» религиозной политики Кремля.

Как мы уже говорили, первым шагом правительства было не препятствие патриотической деятельности Церкви. Новым шагом была необходимость юридически закрепить новый статус Церкви в СССР. Ярким выражением этого нового курса была возможность встречи руководства СССР с первоиерархами, которая состоялась 4 сентября 1943 года. В Кремль приглашены были: Местоблюститель Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский), Алексей (Симанский) – митр. Ленинградский и Николай (Ярушевич) – митр. Киевский и Галицкий, экзарх Украины. Итоги встречи очень удивили митрополитов. На все вопросы Сталин давал свое согласие. Обсуждались такие вопросы, как: открытие семинарий и библейских курсов (Сергий положил много трудов для их открытия, но не дожил до этого момента всего месяц),возобновление издания ЖМП (закрытого в 1935 г.), открытие заводов свечных и церковной утвари, Сергий представил список заключенных епископов. Сталин выделил как резиденцию дом в Чистом переулке. Но главное – это вопрос о патриаршестве. Разрешено было созвать Собор и избрать патриарха, причем в кратчайшие сроки, 3-4 дня (как выразился Сталин – «надо применить большевистские темпы»).

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор. На нем присутствовали 19 архиереев. Митрополит Алексей (Симанский) в речи сказал: «у нас уже имеется определенный, единственный кандидат на Патриаршее место». В ответ раздались возгласы «Аксиос, аксиос, аксиос». Так был избран патриархом Сергий Страгородский спустя 18 лет со смерти патриарха Тихона Беллавина. При патриархе был создан Синод. По выражению митрополита Николая (Ярушевича), «наша Церковь вновь засияла во всей полноте своего иерархического чина»[1].

Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась 12 сентября в Богоявленском соборе в Москве. Поздравительные послания по случаю своего избрания Сергий получил от Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархов, что означало установление связей РПЦ МП с восточными поместными церквами.

Особое внимание в современной историографии уделяется причинам такой резкой смене курса в религиозной политике Кремля. Традиция с начала 90-х годов, когда стали общедоступны множество раннее засекреченных документов, предлагает такую систему взглядов на проблему. (Шкаровский М.В., Васильева О.Ю., Алексеев В.И., Якунин В.Н., Одинцов М.И.). Сталин давал свободу Церкви строго в ограниченном количестве, исходя из задач, которые ставились перед Церковью. Чтобы легче понять – нужно задать вопрос «Что нужно было Сталину от РПЦ?». Самое главное – это использование института Церкви для создания положительной оценки политики СССР среди европейской и американской общественности. Можно привести пример: визит английской делегации во главе с архиепископом Йоркским Гарбетом 16 сентября 1943 г. Поэтому Сталин так торопил созыв Собора (3-4 дня на сборы). Вернувшись в Англию архиеп. Гарбет с удовольствием рассказывал прессе о теплом приеме и что Церковь в СССР имеет не просто свободу, но и привилегированное положение. Спустя некоторое время 27 ноября состоялась Тегеранская международная конференция на котором ставился вопрос об открытии второго фронта, в этот момент как никой другой необходима была поддержка Сталину.

Еще один момент вызывает интерес: Секретное постановление Государственного комитета обороны 5 июня 1943 г. «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к категории советской внешней разведки[2]. Так, например, обращение Собора епископов 1943 г. "Ко всем христианам мира". В нем был призыв "к направлению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества... удесятерить свои силы для помощи фронту, для полной победы над гитлеровскими полчищами". В дальнейшем с подобного рода патриотическими обращениями неоднократно выступали патриарх Сергий и митрополиты Алексий и Николай. Их антифашистские обращения имели большой политический резонанс.

Несмотря на такое пренебрежительное отношение Советского правительства к РПЦ Патриарх Сергий всегда старался следовать заветам Христа. Все мероприятия он связывал с вопросом полезности для церковной организации, для каждого православного христианина, какими бы тяжелыми и неоднозначными эти мероприятия (восхваление Сталина, книга «Правда и религии в России») ни были. Думается, патриарх все прекрасно понимал, что все подчинено интересам политики Кремля, и в любой момент эта дарованная свобода может отняться (а так и происходило, начиная с 1948 года). Но это нисколько не мешало, а наоборот помогало бодрствовать, и исполнять главную задачу Церкви – доносить слово Евангелия до каждого сердца, погрязшего в болоте атеизма. В 1943 году патриарх Сергий писал, что когда началась война, то у него не было никаких сомнений – какую позицию должна занять Русская Православная Церковь, она всегда была с народом.

В заключение доклада хочется разобраться с вопросом, который невольно возникает при знакомстве с деятельностью патриарха Сергия: почему же патриарх Сергий и дальше продолжал идти по предначертанному пути, видя такое отношение со стороны государства, что долгожданного облегчения для Церкви и духовенства не наступает?

В 1927 году вышла статья Николая Бердяева «Вопль Русской Церкви». В ней автор, рассуждая о деятельности тогда еще митрополита Сергия, дает такой ответ на этот вопрос: “Героическая непримиримость отдельного человека, готового идти под расстрел, прекрасна, полновесна и вызывает чувство нашего восхищения. Но там, в России, есть еще другой героизм, другая жертвенность, которые люди не так легко оценивают. Патриарх Тихон, митрополит Сергий — не отдельные, частные лица, которые могут думать только о себе. Перед ними всегда стоит не их личная судьба, а судьба Церкви и церковного народа как целого. Они могут и должны забывать о себе, о своей чистоте и красоте и говорить лишь то, что спасительно для Церкви. Это есть огромная личная жертва. Ее принес Патриарх Тихон, ее приносит митрополит Сергий. Некогда эту жертву принес святой Александр Невский, когда ездил в Ханскую Орду. Отдельный человек может предпочесть личное мученичество. Но не таково положение иерарха, возглавляющего Церковь, он должен идти на иное мученичество и принести иную жертву”.

Скончался патриарх Сергий 15 мая 1944 года в возрасте 77 лет. Погребен в Николаевском приделе Богоявленского собора.

 

Литература:

1. Васильева О.Ю. Митрополит Сергий (Страгородский). Штрихи к портрету // Альфа и Омега. 2002. № I. С. 136-163.

2. С именем Димитрия Донского// Церковный вестник № 8 апрель-май 2005.

3.Страж дома Господня: Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский): Жертвенный подвиг стояния в истинном Православии / автор-сост. С. Фомин. М., 2003.

4. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010.

 


[1] Речь митр Н произнесенная 9 янв 1944г при служении патр Сергия с духовенством Москвы//ЖМП 1998 №1.

[2] Кнышевский П.Н. Истоки тотального шпионажа// Гос безопасность и демократия. 1993. №2 С 45.

Командир 5-й партизанской бригады Герой Советского Союза Константин Карицкий вручает медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику Федору Пузанову. Ленинградская область, 1944 год. Фотограф В. Капустин.Священник Федор Пузанов (1888-1965):«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».
Командир 5-й партизанской бригады Герой Советского Союза Константин Карицкий вручает медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику Федору Пузанову. Ленинградская область, 1944 год. Фотограф В. Капустин.Священник Федор Пузанов (1888-1965):«Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны».
См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.