|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
«Прежде обожения, должно быть "очеловечение"»Чтец Сергей Денисюк, студент 1-го курса (Отделение богословия) Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 17 ноября 2013 года. 19 ноября 2013 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! В житии прп. Макария Великого есть один примечательный эпизод. Однажды прп. Макарий, вместе со своим учеником, шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большую вязанку дров. Ученик крикнул жрецу: «Куда ты бежишь, демон?». Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его, оставив едва ли живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Преподобный приветствовал жреца словами: «Здравствуй, трудолюбец!». Жрец, удивившись приветствием старца, подошел и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином[1]. Безусловно, прп. Макарий, как человек исключительной святости, обладал духовной мудростью и великой любовью к ближним. Но, если внимательно взглянуть на этот рассказ, то мы увидим, что святой не показал каких-то особых чудес, не явил язычнику пример какой-то великой добродетели. Он проявил элементарную вежливость, просто поздоровался. Обычное, человеческое приветствие христианина язычнику привело последнего к вере. «Мы традиционно говорим об обожении человека, о том, что Церковь существует, чтобы довести его до Царствия Божьего и на земле сделать его сыном Неба, гражданином Небесного Царства, чтобы он был благодатен и жил не по природе» [2]. Пожалуй, у всех на слуху святоотеческой изречение: «Бог стал Человеком для того, чтобы человек мог стать богом». Но, одновременно с этим, справедливо и другое высказывание: «Прежде чем становиться богом, нужно стать человеком». Эту мысль мы находим в словах ап. Павла, который отмечает, что прежде должно быть душевное, а лишь после этого духовное (См.: 1Кор 15:46). Человек существо динамичное и любое его развитие происходит постепенно. Если мы не научимся элементарным человеческим, «душевным» качествам, мы никогда не дойдем до духовных. Справедливо замечание одного из проповедников, что «прежде, чем идти на сияющие высоты христианских добродетелей, необходимо научиться здороваться с людьми на улице. Прежде, чем бросить курить, необходимо научиться окурки бросать в урну, а не под ноги»[3]. Эту мысль можно бесконечно развивать, но вся ее суть заключается в том, что прежде, чем говорить о высоких духовных явлениях, будь то борьба со страстями, помыслами, стяжание благодати Божией, практика Иисусовой молитвы, необходимо научиться правильно вести себя в окружающем нас мире и обществе. Христос говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). Без малого не может быть большого и необходимо начинать с самых простых вещей. Таким образом, наши душевные, чисто человеческие нравы; наше поведение с окружающей нас средой; наши поступки по отношению к ближним; свидетельствуют о правильности или же о неправильности нашей духовной жизни. Если мы оставляем после себя мусор, если не уступаем место в автобусе, если мы лепим жвачку под парту, если не следим за опрятностью своей одежды, если не умеем разговаривать со старшими, то ни о каком христианстве здесь не может быть и речи. Лишь тогда мы имеем право прикасаться ко Христу, к Божественному, когда прилагаем усилия на становление нашей человечности, т.е. аккуратности, честности, щедрости, мягкости в общении, приветливости, трудолюбия, исполнительности и подобных качеств. Постараемся же воспитать в себе эти черты, которые являются предшествующей ступенью для ведения подлинной христианской жизни. Будем же помнить и слова покойного сербского патриарха Павла: «Мы знаем, что никто нас не спрашивал, хотим ли мы родиться или нет, хотим ли от этих или других родителей, в этом или ином народе, в той или другой духовной обстановке. В этом нет ни нашей вины, ни нашей заслуги, но будем ли мы жить и поступать по-человечески, это зависит только от нас»[4]. Аминь[1] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди. М., 2004. С. 163. [2] Протоиерей Андрей Ткачев. Прежде чем постигать высоты добродетелей, научитесь здороваться с людьми на улице. Интернет-источник: http://www.andreytkachev.com/prezhde-chem-postigat-vysoty-dobrodetelej-nauchites-zdorovatsya-s-lyudmi-na-ulice/ [3] Там же. [4] Интернет-источник: http://www.pravmir.ru/moj-praded-patriarx-pavel/ |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|