|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О суетливостиЧтец Кирилл Воробьев, студент 1-го курса (Отделение церковно-практических дисциплин) Проповедь, произнесенная в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника за Божественной Литургией 3 ноября 2013 года. 06 ноября 2013 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?»[1], - спросил однажды Соломон. Такой простой вопрос, но кто даст на него однозначный ответ? Изменяемость и мимолетность, тленность и бренность, конечность и бессмысленность видел премудрый царь в суетливых днях человека. Его выводы категоричны, его рассуждения безотрадны, его слова правдивы и актуальны, не смотря на желание многих не слышать их. «Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах…суета сует»[2], - заключает Соломон, который имел все мирские блага в своей жизни. Какая человеческая слава и честь стоит на земле непреложно? Какие житейские радости и печали постоянны? Одно мгновение и смерть все поглощает. Не надо быть философом и мудрецом, не надо быть богословом или иметь специальное образование, чтобы понять простую вещь: секира смерти тяготеет над каждым человеком: над начальствующими и подчиненными, над мирянами и архиереями, над богатыми и нищими, над молодыми и старыми. По мановению Божию ее лезвие готово опуститься в любой момент. И что пользы человеку от всех суетливых занятий его? Притча, слышанная нами сегодня в евангельском чтении, ясно это показывает. Жили богатый и нищий. Казалось бы, у одного было все, а у другого – ничего. Но всех постиг один конец: оба умерли. Не помогло за смертью тленное золото богачу, а нетленное богатство добродетелей убого возвело его к Престолу Всевышнего. «Все дни человека скорби, и его труды беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя»[3]. «Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий»[4]. Есть ли выход из этой суетливой круговерти? Ветхозаветный человек не знал его. Но у нас есть этот выход – Христос – Путь, Истина и Жизнь. Именно по Его зиждительному повелению появился человек. Он захотел привести нас из небытия в бытие: тело из праха взял, душу же оживотворил Своим дуновением. Почтил Господь человека образом и подобием Своим, и поставил Его владычествовать над землей. Но грехом человеческим вошла в мир смерть и суета. Но не терпел Владыка видеть Свое создание мучимым и теперь «не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца»[5]. К сожалению, этот выход многие не замечают, потому что не видят суеты вокруг и не понимают, что надо вырываться из нее. В современном мире человек вовлечен в круговорот событий и всяких дел. Он вынужден постоянно торопиться, чтобы успеть куда-то, записывать свои дела, чтобы их не забыть, постоянно думать о том, как устроить комфортней место своего пребывания на земле, которая когда-то поглотит его. Человек бежит решать суетные, тленные, преходящие дела не замечая Христа, Который всегда рядом, забывая, что «видимое временно, а невидимое вечно»[6]. Суетливость не позволяет видеть печали и проблемы ближнего, ведь кажется, что у нас много других важных дел. Суетливость не позволяет всмотреться в себя и увидеть свои грехи, ведь на это совсем нет времени. Наконец, суетливость порождает высокомерие. Многие забывают, что Господь – начальник начальствующих и все люди только Им живут, Им движутся и Им существуют. Высокий общественный статус, к которому так стремится большинство, как правило, приводит к вышеуказанной забывчивости. Но ничто не вечно: молодость увянет как цветок, силы оскудеют, красота померкнет, богатство, слава и положение могут отойти от человека в любую минуту. Когда умирал великий завоеватель всего мира - Александр Македонский - мудрец у его постели сказал: «Вчера Александр распоряжался жизнью и смертью многих людей, теперь не может преодолеть свою смерть», другой добавил: «Вчера Александр с несравненной славой ступал по земле, а сегодня земля бесславно покроет его» и, наконец, третий присутствующий, глядя на золотой гроб, сказал: «Вчера Александр закрывал сундуки с золотом, сегодня его самого закроют в золоте»[7]. Следует помнить, что наше положение в обществе, наше богатство и влияние – вск будет поглощено смертью в один миг. То, над чем столько трудился человек, разрушится как Вавилонская башня. Смерть обездвижит руки, которые что-то делали, свяжет ноги, которые постоянно бегали по суетливым делам, замкнет уста, закроет зрение, положит печать на наш слух. Останется только наше сердце, которое мы должны преобразить добродетелями для встречи со Христом, а не расходовать данные нам Богом силы и таланты на пустые и греховные дела. Мысль о том, что везде и постоянно присутствует Царь царей и все люди всецело от него зависят, позволит смирить человеческую гордость, ведь какой смысл кичиться перед прочими, когда рано или поздно земля всех сравняет. Только во Христе наши дела обретают смысл. Благодаря Ему наши добродетели переходят за гроб и возносят нас к Престолу Всевышнего. Надо лишь стяжать эти добродетели здесь в земной жизни, постоянно отрезвляясь мыслью о суете и конечности земного бытия. Время не ждет, оно неумолимо перетекает из настоящего в прошлое и никогда уже не вернется. Как сон пробуждающегося человека исчезают дни земной жизни. Если откажемся от мирской суеты и будем вечно памятовать о том, что ходим перед Богом, то тогда, с Его помощью, стяжав добродетели, будем вечно воспевать у Престола Его: «благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь»[8].
Литература: 1. Библия. М., 2008. 2. Агапий (Ландос), ин. Как спастись. М., 2013.
[1] Еккл. 1:3. [2] Еккл. 1:14; 12:18. [3] Еккл. 2:23. [4] Пс. 38:6. [5] 1 Пет. 1: 18-19. [6] 2 Кор. 4:18. [7] Историю об Александре Македонском см.: Агапий (Ландос), ин.Как спастись. М., 2013. С. 161-162. [8] Откр. 7:12. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|