АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Информация и межличностные отношения


Доклад, прозвучавший на XVI конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубна. Конференция на тему «Человек перед вызовом новейших информационных и коммуникативных технологий» проходила 21–22 октября 2013 г.
06 ноября 2013 г.

Когда я учился на факультете ВМК МГУ в 1980-е годы, мы часто в студенческой компании поднимали разные философские вопросы. И вот одной из таких тем, которая переходила из одного разговора в другой, был вопрос, материальна ли информация. Нам, студентам-компьютерщикам была, конечно, очень ясна важность и значение информации не только в компьютерном мире. Но, будучи воспитаны в школе в духе марксистско-ленинской философии с ее приматом материи над духом, мы с трудом себе представляли, как нематериальная сущность (информация) может через компьютеры влиять на движение ракет и самолетов, на социальные и экономические процессы и т.д. Кстати, таким же ударом по материализму, вернее по декларируемому им тотальному детерминизму, стало для меня знакомство с основами квантовой механики, где случайность вполне рядовое явление.

С тех пор прошло не так уж много времени, но общество стало настолько информационным, что порой уже кажется, что более важную роль играют не сами вещи и события, а то, как они представлены в информационном пространстве.

Суть информационного общества.

Строящееся информационное общество декларируется как современный этап развития цивилизации, в котором доминирующую роль во всех сферах человеческой деятельности и общество в целом играют знания и информация. Более того, информация и знания являются главными продуктами производства этого постиндустриального общества.

Одной из отличительных черт информационного общества является, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Идеология информационного общества провозглашает создание оптимальных условий для реализации прав граждан на свободный доступ к достоверному, исчерпывающему и своевременному знанию во всех видах человеческой деятельности и, соответственно, на расширение свободы. Таким образом, идеологи современногопостиндустриального-информационного общества провозглашают его обществом безграничных возможностей, чуть ли не реализованным раем на земле. Однако реальная картина далеко не так радужна. Здесь уже озвучивались такие парадоксы информационного общества, декларирующего общедоступность информации, как понижение общей образованности, стереотипное и клиповое мышление. Еще один вызов тотальной информатизации – информационные войны,массовое манипулирование поведением и сознанием людей.

И здесь дело не только в использовании ложной или выборочной информации. Вспомним, что в истории Церкви ересиархивсегда пытались использовать для обоснования своих учений Священное Писание. И ныне католики, протестанты разных деноминаций, дохалкидонские Церкви читают и чтут одну Библию, основывают на ней свое, отличное от других христианских конфессий, учение. Вспомним, как в полемике о известной панк-группе все стороны в большей или меньшей степени ссылались на Библию, но каждая сторона выдавала в полемике свой набор цитат.

С формальной точки зрения текст Библии – это довольно большой набор информации . И опытом работы с этой большой информацией Церковь может поделиться. Можно надергать цитат, противоположных друг другу и из Библии. Но правильно ли такое отношение к священному тексту?

Церковь по другому относится к своему Священному Писанию. Приведу пространную цитату святителя Иоанна Златоуста, которая будет неожиданной особенно для протестантского понимания.

«По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставления чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо Писаний даровать благодать Духа. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь общения Бога со святыми был гораздо лучше, послушай, что Он говорит через пророка: заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…, вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иерем. 31, 31-33). И будут все научены Богом (Ин. 6, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон,написанный не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие — от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размыслите, какое будет безрассудство, если мы, которые должны были жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг предоставлять сердца Духу, — если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, и этим вторым врачевством».

Итак, даже буквальное знание Священного Писания не гарантирует нас от неправильного понимания его из-за нашей греховности.

Святоотеческая мысль ориентирует человека не на учение, хотя и христианское, и даже не на Священное Писание, а на благодать Святого Духа, которая бы «служила» «вместо книг». Вместе с тем она предупреждает, что сердце, не «исписанное Духом» и оставшееся наедине с Писанием, но не в живом единстве со Христом, неизбежно подвергается заблуждениям, от которых, как ни казалось бы это странным для тех, кто привык искать Божественную истину в книге, а не в жизни, Священное Писание, хотя оно и является Божественным Откровением, не может удержать. «Священное Писание, — замечает по этому поводу преп. Викентий Лиринский, — по причине возвышенности его не все понимают одинаково, но один толкует его изречение так, другой — иначе; так что почти сколько голов, столько же, по-видимому, можно извлечь из него и смыслов... Еретики заметь, рыщут по всем книгам Божественного закона… При своих ли или при чужих, частно или публично, в устных ли беседах или в сочинениях, в домашних ли собраниях или в общественных сходках они никогда почти не говорят о своем ничего такого, чего не старались бы оттенить вместе с тем и словами Писания. Возьми их сочинения — и ты увидишь в них несметное множество свидетельств; не найдешь ни одной почти страницы, которая не была бы подкрашена и расцвечена изречениями Нового или Ветхого Завета. Всякий раз, — продолжает преп. Викентий, — как только лжепророки или лжеапостолы или лжеучители приводят изречения Священного Писания, чтобы превратным истолкованием их подтвердить свои заблуждения, они несомненно подражают лукавым ухищрениям руководителя своего, (т.е. диавола), к которым тот, конечно, никогда не прибегал бы, если бы не знал по опыту, что когда надобно подвести обольщение неподобным заблуждением, то нет более легкого пути к обману, как ссылка на авторитет слова Божия... Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 5-6). Чего же не сделает бедным людям тот, кто на Самого Господа величества напал свидетельствами из Писаний?»

Приведу в пример еще одно неправильное отношение к Библии. Один священник рассказывал о своей покойной родственнице-филологе, которая всю жизнь изучала Псалтырь, чуть ли не знала ее наизусть на нескольких языках, но лишь только в конце жизни поняла, что псалмы – это молитвы, это обращение человека к Богу.

Совсем другие были способности к познанию мира у человека до грехопадения. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Быт. 2, 19-20). В этом тексте, описывающем, как Адам дает имена животным, святые отцы видели способность безгрешного человека понимать суть тварных вещей.

Сразу же после грехопадения способность к ведению вещей была помрачена. Адам и Ева скрываются от всеведущего Бога. Ева дает имя своему первенцу Каин (приобретение): Приобрела я человека от Господа говорила она по его рождении (Быт. 4, 1), т.е. приобрела того избавителя от греха, которого обещал Господь.Но она горько обманулась в своем чаянии. Перворожденный сын ее, Каин, сделался первым убийцею на земле, и не только убийцею, но и братоубийцею.

Библия еще свидетельствует о том, что познание мира должно приводить к мысли о Боге как о Творце и Промыслителе этого мира: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18, 2), невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20).Однако далеко не все ученые, изучающие законы природы, являются верующими людьми, а в недавнее время, да и часто ныне, науку стараются противопоставить вере.

Согласно Свя щенному Писанию, знать — это всегда испытать нечто на личном опыте, приобщиться. Познание на библейском языке – этоболее онтологическое, жизненное познание, нежели рационалистическое усвоение информации. Познать нечто — значит изведать нечто конкретным опытом; так познаются страдание (Ис. 53, 3:Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его) и грех (Прем. 3, 13: Блаженна неплодная неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа; она получит плод при воздаянии святых душ), война (Суд. 3, 1: И сия языки, яжеостави Господь, да искусит ими израиля, вся неведущыя бранейханаанских, токмо ради родов сынов израилевых, еже научити я брани, обаче иже прежде их не уведаша их) и мир (Ис. 59, 8: пути мирнаго не познаша, и несть суда во путех их: стези во их развращены, по нихже ходят и не ведят мира), добро и зло (Быт. 2, 9: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла); это реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия.

Понятно, что огромное количество прочитанных книг о голоде ничего не дадут человеку в опыте познания чувства голода.

Общение между людьми – это опытный путь познания другого человека . Познать человека – значит вступить с ним в личные соотношения, которые могут принимать многоразличные формы и достигать разных степеней (Быт. 4, 1:Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина; Быт. 4, 25: И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф).

Христос говорит, что внешняя видимость и декларация добрых намерений не должны вводить нас в заблуждения. За благочестивыми словами зачастую стоят противоположные намерения: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7, 15-20).

С другой стороны Господь предупреждает Своих учеников, что давать суд о человеках – дело ответственное. Адекватную оценку может дать только человек, сам потрудившийся над собой, очистивший свою душу от грехов. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 1-5).

Действительно, орган познания, духовные очи являются зеркалом души. Если душа погрязла в страстях, то и в познании другого человека можно ошибиться. Блуднику свойственно всех подозревать в нечистоте, вор всегда будет опасаться, что его самого ограбят, пьяница будет осуждать трезвенника и т.д.

Общение человека с Богом , то есть познание Бога налагает еще более высокие требования к человеку. Это и очищение от грехов – Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Но надо понимать, что в богопознании Бог – не объект в деле изучения человеком, а Сам субъект обоюдного процесса откровения–богопознания.

Много можно знать и о Боге. Но это не есть еще истинное богопознание. Такое отвлеченное знание божественных истин даже опасно. Об этом предупреждает апостол Павел: Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8, 1-3).

В Новом Завете Господь Иисус Христос ставит, по существу, знак равенства между знанием Бога и спасением, т.е. обрете нием вечной жизни: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди ного истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему это откры вает, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения.

Святые Отцы говорят, что не может быть подлинного богословия без внутреннего безмолвия (ησυχια,отсюда исихазм) и сердечной тишины.

У Псалмопевца мы слышим: Остановитесь и познайте, что Я – Бог (по славянски:Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог) (Пс. 45, 11). Действительно, подлинное богословие – это не только разговор о Боге, но и слушание Бога, которое подразумевает безмолвие. Свт. Григорий Богослов на вопрос: «Когда же можно заниматься богословием?» отвечает: «Когда мы бываем свободны от внешней тины и мятежа… Ибо действительно нужно упраздниться, чтобы разуметь Бога».

Перехожу к заключению . Человечество всегда имело дело с информацией, всегда работало с ней, всегда была опасность манипулирования информацией власть имущими или стремящимися к власти.

Ныне, возможно, огромное увеличение объема информации, которое обрушивается на человека часто подобно цунами, заставляет видеть эту проблему в апокалиптическом ракурсе.

Умение плыть и находить путь в океане информации, действительно, дело не простое и чреватое разными опасностями, в том числе и духовными.

Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице (Притч. 30, 18-19), говорит премудрый Соломон.

По крайней мере, в двух из перечисленных случаев не всегда можно управлять своим путем – корабль во время бури может не слушаться своего капитана, мужчина часто может ошибаться, представляя себя активным началом в отношениях с женщиной. Так и человек может думать, что свободно управляет свой путь в информационном море, а на самом деле неосознанно или осознанно следует за «информационно-коммуникативными пастухами». В любом случае человек свободно избирает  и свою несвободу. Апостол Павел говорит об этом так: будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3).

Однако не будем унывать. Господь дал нам Свои заповеди, и их надо соблюдать не только в реале, но и в виртуале. Злоба и ненависть остаются реальными и в сети, а от виртуального кормления кого-то блинами, никто сыт не будет: Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 15-17).

Господь дал нам покаяние, есть богатейший человеческий опыт аскетики, самоограничения, родительского ограничения и родительского контроля. Не будем бояться. Господь не оставит Свою Церковь, не оставит людей, за которых отдал жизнь. Попуская новые испытания, новые вызовы, в том числе и информационные, Он пошлет нам и Свою помощь в их преодолении.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.