|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Сошествие Святого Духа на апостоловПроповедь произнесенная в неделю
Пятидесятницы в Покровском храме Московской духовной академии, 7 июня
2009 года 22 мая 2010 г.
Сегодня, — дорогие отцы, братья и сестры, — Святая Церковь празднует Сошествие Святого Духа на апостолов. Это событие произошло в праздник Пятидесятницы, когда в Иерусалимском храме народ Израильский приносил Богу жертву за собранный урожай. В праздник Пятидесятницы евреи торжественно вспоминали, как Господь вывел их по обетованию из Египетского рабства, даровал Заповеди и заключил с народом Своим завет на Синайской горе. В течение многих лет исполнение заповедей Божиих оберегало еврейское общество от духовного разложения и уклонения в идолопоклонство, способствовало сохранению единства народа. Из среды этого народа должен был родиться Спаситель, обещанный Мессия. Поэтому праздник Пятидесятницы был днем особой радости. Иудеи со всего мира стекались на эти дни в Иерусалим. Как сказано в Книге Деяний святых апостолов, в тот день в городе Иерусалиме «находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом». В эту пору ученики Спасителя с Матерью Божией пребывали все вместе в Сионской горнице, в единодушии и молитвах. И произошел в то время шум как бы ветра несущегося с неба и в виде огненных языков на собравшихся в Сионской горнице снизошел Святой Дух. И тогда они исполнились Духа Святого, и начали говорить на языках разных народов. Дорогие отцы, братия и сестры! Первые слова, которые звучат в устах ребенка — это имена самых дорогих, близких людей — прежде всего отца и матери. Первыми словами апостолов в день Пятидесятницы, в день рождения Церкви, были слова о Христе. Вдохновленный Духом Святым, святой апостол Петр рассказал о Том, Кого видел своими очами, Кто заботился о нем, Кто напитал его Своим Пречистым Телом и Кровью и отдал за него Свою жизнь. Он рассказал о нашем Спасителе. Однажды Спаситель сказал Своим ученикам, что Святой Дух научит их всему и напомнит им обо всем, что Он говорил им. «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам, — так сказал Спаситель о Святом Духе. — Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит Вам» (2 Иоан. 16:15). Святой Дух приходит к человеку, чтобы человек мог прийти ко Христу. Святой Дух соединяет нас с Сыном и Отцом. Святой Дух и доныне живописует взору всего человечества благодеяния Божии от начала творения мира до времени, когда откроется Царство будущего века. Бог сотворил мир, Он украсил его и ввел в него человека. Когда же человек отпал от Бога, то Бог не отступил от него «вся творя» — Он посылал пророков, даровал заповеди, наконец, послал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сын Божий стал человеком и разделил с нами все условия человеческого существования — радость рождения и ужас смерти, труд ремесленника и ответственность учителя, разделил горечь предательства со стороны самых преданных и счастье любви, смиряющейся до страдания и смерти. Все это испытал наш Спаситель, устрояя дело нашего спасения, «дондеже нас на небо возвел еси, и Царство даровал еси будущее». Своей Кровью на Кресте Единородный Сын Божий начертал новый завет с человеком и этот завет печатлеется и будет печатлеться из рода в род — силой Святого Духа, «не на каменных скрижалях, но в сердце человека». Святой Дух, явленный в таинстве Евхаристии, напоминает нам о совершившихся ради нас благодеяниях Христа — воплощении, кресте, гробе, тридневном воскресении, восхождении на небеса и седении одесную Бога Отца, а также о тех, которые будут явлены в последний день, когда грядет второе и славное пришествие Христа. Начиная с самого дня Пятидесятницы, когда около трех тысяч человек покаянием и крещением заключили новый завет с Богом, Святая Церковь щедро раздает «огненные языки — дары Святого Духа» всем людям, приобщая мир Господу Иисусу Христу и преображая его. Дух один, однако дары Его различны — это потому, что Сам Господь хочет, чтобы мы не замыкались на себе, но служили друг другу — каждый всем, что имеет, и таким образом все вместе составляли Едино Тело Христово — Святую Церковь. «Велико и поистине почти неисчислимо число мужей, жен и детей, — говорит преподобный Максим Исповедник, — которые разнятся и сильно отличаются друг от друга родом и видом, национальностью и языком, образом жизни и возрастом, умонастроением и искусством, обычаями, нравами и навыками, занятиями и положением в обществе, а также судьбами, характерами и душевными свойствами. Оказываясь же в Церкви, они возрождаются и воссозидаются Духом; Она и дарует, и сообщает всем в равной мере единый божественный образ и наименование — то есть быть и называться Христовыми. И еще Она дарует им, в соответствии с верой, единую и простую, неделимую и нераздельную связь... Это единство совершает Сам Бог. Смягчая и умеряя различия людей, Он возводит их к единству с Собой — Причиной, Началом и Концом». Пророк Моисей для описания в творении мира действий Святого Духа употребляет слово, выражающее заботу птицы, своим теплом согревающей птенцов. Нечто подобное мы видим и в Церкви — Святой Дух сообщает Церкви неисчерпаемую живоносную силу, которая проникает и определяет все ее устройство, весь ее рост и движение. Святой Дух поставляет епископов, врачует наши немощи и восполняет нашу скудость, готовит нас к сретению грядущего Христа и жизни будущего века. Родивши нас однажды в купели Святого Крещения, для жизни со Христом, Святой Дух никогда не оставляет нас, но наставляет и всегда напоминает нам о сокровенной цели всей нашей жизни. Касаясь совести, Святой Дух открывает человеку многие ошибки и недостатки, заставляет беспокоиться и вновь пытаться исправить свою жизнь. Он обличает во грехе, до тех пор пока мы совершенно совлечемся ветхого человека, тлеющего в грехах, и облечемся в нового, созданного по образу и подобию Божию. Он не добавляет к составу человеческого естества новые элементы, но существующие, — ум, волю и чувства, — приводит в порядок. Как гармония Всего физического мира обеспечивается Божественными энергиями и законами, проникающими все мироздание, так и порядок в душе созидается человеком в непрестанном соработничестве со Святым Духом. Ум, дивно очищенный и вскормленный Духом Святым через слово Священного Писания, изменяется сам и изменяет всю жизнь человека, он направляет нашу волю в неукоснительное послушание Христу. Святой Дух живописует в нашем сердце Иисуса Христа, доколе Христос не вообразится в нас, доколе мы не приобретем обновленные чувства и ум Христов, когда мы сможем сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Дорогие отцы, братья и сестры! Святой апостол Лука указывает нам характерные признаки жизни христианской общины — пребывание в учении апостолов, в общении и единодушии, в преломлении хлеба и молитвах. Святая Церковь призывает нас «собраться в единой вере и в Иисусе Христе» в таинстве Евхаристии. Святая Евхаристия принимает и освящает нас благодатью Господа Иисуса Христа, любовью Бога Отца, через причастие Святого Духа. Через Иисуса Христа, — по слову святого апостола Павла, — мы имеем доступ к Отцу. Господь наш Иисус Христос преподает нам Свои Пречистые Тело и Кровь, соединяя нас через Себя со Своим и нашим Отцом. Мы посвящаем всю нашу жизнь, отдаем самих себя Христу Богу и таинственно приобщаемся жизни, существующей в недрах Пресвятой Троицы. Наши души и телеса становятся храмами Духа Святаго, обителью Пресвятой Троицы. Можно сказать, что Литургия Святым Духом и огнем крестит человека и уже предобручает нас грядущему Царству Отца и Сына и Святого Духа. Из этой купели выходят святые, возникает рай, мы рождаемся в вечность. Дорогие отцы, братия и сестры! Каждый из нас некогда пришел в Церковь и обручил себя Христу, точнее — Святая Церковь обручила нас Святым Духом с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Крещения. Будем же хранить это обручение, будем почаще прикасаться ко Христу в молитве, в чтении слова Божия, в святых Таинствах. Будем чаще приобщаться Ему в таинстве Святой Евхаристии. Духом Святым да обновит Он, Создатель наш, наш ум и волю, всю нашу жизнь, чтобы и нам стать сожителями святых, гражданами грядущего Царства Небесного. Аминь. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|