|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Главный критерий: желание служить ЦерквиБольшое значение для развития духовного образования Русской Православной Церкви имеет студенческий обмен с зарубежными университетами. Об особенностях взаимоотношений с Фрибургским и Оксфордским университетами, о перспективах трудоустройства обучающихся в зарубежных вузах, о практике принятия иностранных студентов в России порталу Учебного комитета рассказывает секретарь Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена иеромонах Иоанн (Копейкин). 12 сентября 2013 г.
Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, о деятельности Комиссии по регулированию студенческого обмена.
Комиссия была создана в 2012 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В состав Комиссии вошли глава Учебного комитета, представители Отдела внешних церковных связей, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Московской и Петербургской академий. Председателем Комиссии назначен председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион. Первое заседание Комиссии состоялось в апреле 2012 года. На заседании были отобраны первые студенты-кандидаты на учебу за рубежом, представленные Учебным комитетом. Для чего была создана Комиссия? Если говорить о задачах, которые были поставлены перед Комиссией, то можно сказать, что главная задача прописана уже в самом ее названии: речь идет о регулировании студенческого обмена. Что это означает? Сам по себе студенческий обмен не является чем-то новым во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Студенты, отбираемые Священноначалием, отправлялись за рубеж уже в течение двадцати лет. По нашим подсчетам, сегодня от Московского Патриархата обучение за границей проходит около семидесяти человек. До сих пор процесс студенческого обмена осуществлялся, в основном, за счет обширных зарубежных контактов ОВЦС, благодаря которым студенты столичных академий и семинарий получали возможность учиться в европейских вузах. Некоторые архипастыри отправляли своих студентов, используя личные контакты с профессорами и руководством различных университетов, установившиеся за годы их учебы или служения за рубежом. В последние два десятилетия ведущие учебные заведения нашей Церкви ощутили необходимость интеграции в международную систему науки и образования. Это также повлекло за собой вовлеченность студентов в научный и образовательный обмен между вузами. Так, за последнее время определенных успехов в области международного научного сотрудничества и студенческого обмена достиг Свято-Тихоновский университет. Московская, Киевская и Санкт-Петербургская духовные академии значительно расширили сферу взаимодействия в области студенческого обмена с православными богословскими факультетами Европы. Однако сегодня пришло время качественно нового подхода к студенческому обмену. За несколько последних лет, благодаря личному примеру и усилиям Святейшего Патриарха Кирилла, произошло значительное расширение присутствия Церкви в общественной жизни - в культуре, в образовании, в науке, в публичных дискуссиях, в медиа-пространстве. Такие процессы непременно стимулируют бурное развитие институтов Церкви всех уровней, а это, в свою очередь, влечет за собой объективную потребность в большем количестве высококвалифицированных кадров. Высокая образованность, широкое мировоззрение, эрудиция, знание языков, представления о глобальных социальных и культурных тенденциях - все это становится значимым критерием наряду с неизменным критерием подбора молодых людей для служения Святой Церкви - преданностью и жертвенностью. Таким образом, Святейший Патриарх задает высокую планку новому поколению священников и мирян, вовлеченных в активное церковное делание. Те задачи, которые он ставит, требуют от человека незаурядных талантов и качественной подготовки. Этот своего рода "спрос", потребность со стороны Священноначалия в молодых образованных кадрах диктует новое отношение к их образованию. Учеба за рубежом - уже не просто предмет любознательности, интереса или увлечения. Учиться в зарубежных вузах нужно для того, чтобы быть максимально полезными у себя в Церкви. Становится ясным, что процесс студенческого обмена требует стратегического подхода. Такой процесс должен приводить к цели. При этом цель одна, как у Священноначалия, так и у студентов: Церкви нужны образованные "делатели", образованным молодым людям нужно дело. С какими учебными заведениями Комиссия осуществляет сотрудничество? Работа Комиссии ведется в первую очередь с многолетними партнерами и друзьями Русской Православной Церкви. Мы многие годы взаимодействуем с Папским советом по содействию христианскому единству. Мы сотрудничаем со многими католическими вузами Европы, среди которых особенно хочу отметить Фрибургский университет Швейцарии, профессором которого является митрополит Иларион. Многие годы руководство университета в лице ректора отца Гвидо Фергаувена, профессора фундаментального богословия, демонстрирует неподдельный интерес к богословскому наследию Русской Православной Церкви, и ежегодно принимает по несколько наших студентов на магистерские и докторские программы. Это первый европейский вуз, с которым Русская Православная Церковь подписала соглашение о совместных образовательных программах. Благодаря этому соглашению, студенты Общецерковной аспирантуры могут обучаться одновременно в двух учебных заведениях по одной общей программе и по окончании обучения защищаться в одном из вузов-партнеров, получая два диплома: внутрицерковного и европейского образца. Благодаря деятельности Парижской духовной семинарии, у Русской Православной Церкви наладилось интенсивное взаимодействие с вузами Франции. Всего еще десять-пятнадцать лет назад мы могли похвалиться тем же в отношении Оксфордского университета. Однако в последние годы там произошла смена поколений профессоров-богословов – прежде всего речь идет об ушедшем на пенсию митрополите Диоклийском Каллисте, – а также существенное переформатирование самого богословского образования и выстроенной вокруг него инфраструктуры. «Перезагрузка» наших отношений с Оксфордом и налаживание отношений с другими вузами Великобритании станет предметом особых усилий нашей Комиссии в ближайшие годы. Тем временем, у нас развиваются и укрепляются связи с богословскими школами Ирландии. Благодаря поддержке Примаса Ирландии, Архиепископа Дублинского Диармуда Мартина ежегодно студенты и сотрудники Русской Православной Церкви проходят в Ирландии интенсивный курс английского языка. Мы также начали переговоры с ирландской стороной о возможности обучения наших студентов на долгосрочных образовательных программах. Постепенно выстраиваются отношения с различными православными богословскими факультетами Поместных Православных церквей: в Греции, Польше, Сербии и Румынии. Это направление приобретает особую значимость в наше время. Во-первых, качество образования на богословских факультетах в этих вузах заметно растет. Во-вторых, студенты, там обучающиеся, имеют возможность находиться в православной среде и, в итоге, получать диплом европейского образца. Наконец, трудно переоценить значение студенческого обмена для поддержания взаимоотношений между Поместными Православными Церквами. Кстати, говоря о взаимоотношениях с высшими православными школами, не могу не упомянуть о Свято-Владимирской семинарии. Это ведущая православная семинария, фактически академия, в англоязычном мире. Ее издательство обеспечивает православной богословской литературой всю Америку, Великобританию и многие другие страны. Не стоит забывать, что у истоков школы стояли великие богословы XX века – протоиереи Иоанн Мейендорф и Александр Шмеман. Расширение географии международного взаимодействия является важным для Комиссии. Однако первостепенная задача состоит в поддержании и укреплении уже имеющейся, весьма солидной, сети контактов. Что же касается развития новых направлений, то здесь определяющими, на мой взгляд, будут являться три фактора. Первый - потребность в специалистах со стороны богословской науки и административных структур. Второй фактор - наличие в зарубежном вузе ярких профессоров-специалистов в интересующих нас областях. Третий - наличие у нас в резерве способных и мотивированных кандидатов. Потребность в тех или иных кадрах со стороны научных, административных и социальных институтов Церкви должна определять направленность и динамику деятельности Комиссии. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что фактор востребованности той или иной специализации, формы образования или просто повышения квалификации и будет формировать повестку дня деятельности Комиссии. Поэтому, помимо решения ситуативных задач по организации стажировок или языковых курсов, Комиссия нацелена на реализацию и гораздо более долгосрочных и наукоемких проектов. Речь идет о развитии целых направлений богословской науки: патрологии, литургики, систематического и фундаментального богословия, экклезиологии, социального богословия, диаконии. Понятно, что такие проекты нас еще ждут впереди, когда задачи будут определяться на общецерковном уровне и нагрузка будет распределяться между кафедрами ведущих богословских школ нашего Патриархата. Этот процесс уже начался. Комиссия готова внести свою лепту в этот процесс, мы готовы будем помогать кафедрам в образовании их будущих научных сотрудников и ассистентов. Безусловно, ни одно наше учебное заведение не окажется способным в одиночку справиться с подобными задачами общецерковного уровня. Поэтому так важно всем заинтересованным институтам научиться работать вместе, объединяться вокруг общих проектов. Объединять усилия - это не просто тенденция последних лет, это здравый смысл. Для всех, кто вовлечен в научно-образовательную деятельность нашей Церкви – будь то администраторы, профессора или студенты – то, о чем я сейчас говорю, очень понятные вещи. Задачи, стоящие перед нами, настолько комплексны, что существование нескольких центров и установившийся принцип коллегиального взаимодействия – оптимальный modus vivendi.
Кто уже сегодня может стать соискателем стипендии, какими качествами они должны обладать? Существуют ли какие-то критерии отбора студентов? Главный критерий был и остается неизменным: это готовность работать и находиться в распоряжении Священноначалия Русской Православной Церкви. Просто «одарённости» и «желания выучить иностранные языки» недостаточно. Поэтому первостепенное внимание Комиссия уделяет не тем соискателям, у которых есть только формальная рекомендация со стороны архиерея, ректора или иного начальственного лица, но к тем, на кого действительно возложены определенные надежды и от кого ожидается полноценная отдача по окончании обучения. Комиссии важно, что усилия и ресурсы, которые будут затрачены на образование соискателя, будут компенсированы за счет его деятельности на том или ином поприще в Церкви. Здесь важно отметить, что Комиссия не сконцентрирована лишь на подборе потенциальных ученых. Мы не меньше заинтересованы в образовании будущих администраторов, церковных дипломатов, специалистов по связям с общественностью, миссионеров и специалистов в социальной сфере. Соответствующие программы нетрудно подобрать. Предполагается ли приглашать иностранных студентов для обучения в отечественных духовных школах? Это уже происходит. В настоящее время в Общецерковной аспирантуре, Московской и Санкт-Петербургской духовных семинариях и академиях в общей сложности обучается более полусотни студентов из-за рубежа. География обширна: помимо студентов из ближнего зарубежья, в духовных школах Московского Патриархата обучаются студенты из Финляндии, Польши, Румынии, Словакии, Болгарии, Сербии, Македонии, Греции, Кипра, Германии, США, Японии, Филиппин, Мьянмы, Китая, Северной Кореи. Привлечение иностранных студентов к учебе в Московском Патриархате является особым предметом заботы Комиссии. Как показывает опыт, полноценное обучение за рубежом не только знакомит человека с иной традицией и культурой, но и навсегда связывает его узами дружбы с профессорами и коллегами. Осознавая это, мы понимаем, что инфраструктура нашего образования должна быть привлекательной. И здесь многое зависит от самих наших школ. Начинать, конечно, нужно с предоставления качественного интенсивного курса русского языка. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. В частности, в Санкт-Петербургской академии ежегодно предлагается курс русского языка для иностранных студентов. В Общецерковной аспирантуре такой курс создан год назад и уже сегодня приносит плоды. В частности, за прошедший год для полноценной учебы в аспирантуре и магистратуре подготовлены студент из Японии, студент из Словакии и два студента из Болгарии. В языковой курс входили не только ежедневные занятия в классе, но и экскурсии по музеям и достопримечательностям Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и других городов России с целью приобщения к культурному наследию. В этом году мы ожидаем студентов из Польской Православной Церкви и Америки для учебы в академиях Москвы и Петербурга. Что ожидает студентов по завершении учёбы? Существует ли механизм их последующего трудоустройства? Общего механизма, как такового, на данный момент не существует. Да и было бы крайне неразумным на сегодня применять в отношении распределения выпускников зарубежных вузов унифицированный подход. Во многом это связано с тем, что Комиссия нацелена на взаимодействие только с теми кандидатами, которые рекомендуются Священноначалием: епархиальными архиереями, ректорами и главами синодальных учреждений. А это, в свою очередь, предполагает, что рекомендующая к обучению сторона заинтересована в возвращении студента. И потому студент или сотрудник, направляемый на обучение или стажировку, по сути, должен знать, для чего и для кого он туда едет и куда и зачем ему нужно вернуться. И сегодня, в отношении тех студентов, которые были отправлены за рубеж в рамках деятельности Комиссии, этот принцип вполне реализуется. Но если в каком-то случае такой «естественный» механизм не сработает, Комиссия будет готова принять участие в поиске дальнейшего трудоустройства выпускника. Не следует забывать, что председатель Комиссии очень внимательно относится ко всем нашим соискателям и студентам, а многих из них он знает лично. Наш Святейший Патриарх регулярно интересуется судьбой дипломированных специалистов, возвращающихся на Родину. Подобная заинтересованность Священноначалия Церкви не оставит без внимания молодых талантов.
Портал Учебного комитета |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|