|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О внутренней славе христианинаЧтец Павел Лизгунов студент 5-го курса (Духовная семинария) Проповедь, произнесенная в Покровском Академическом храме за акафистом
16 декабря 2009 года. 07 мая 2010 г.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. «Вся слава Дщери Царевы внутрь», - говорит пророк о Божьей Матери. Свт. Филарет Московский обращает внимание на парадоксальность этих слов. Обычно славой называется внешнее выявление чего-то сокровенного: сила, влияние человека; свет, исходящий от ангела. Однако в отношении Божьей Матери Дух Святой научает нас искать Ее славу внутри[1]. В самом деле, живя у Иосифа, Дева Мария ничем особенным не выделялась. Она трудилась в доме, общалась с домочадцами, навещала родственников. Как и все прочие, молилась и читала Священное Писание. И была незаметна. Кто мог увидеть в Ней тогда мать Мессии, мать Бога, честнейшую херувимов и серафимов? Она и сама видела себя совершенно обычной женщиной, мечтала быть служанкой матери Мессии. Мало кто видел ту Ее славу, которая внутри – и уж совсем никто не разумел силу и степень этой славы. Если бы мы встретили Божью Матерь, мы бы едва ли Ее узнали. Ведь чего мы ждем от людей? Мир ищет внешнего: славы человеческой, богатства, внешней привлекательности. Но и мы, как правило, тоже ищем внешнего. Каким мы ожидаем увидеть подвижника? Худым от поста, молитвенно сосредоточенным, суровым или, наоборот, до крайности любвеобильным и чтобы обязательно говорил: «Радость моя, Христос воскресе». Но подлинные подвижники редко были заметны. Крестьянин не узнал преп. Сергия: «Я пришел к великому старцу, а ты – простой мужик»[2]. Чекисты закрывают Оптину пустынь. Подходят к старцу Нектарию. Нервные, раздражительные: ожидают увидеть сурового аскета, который будет проклинать их и грозить вечными муками. Встречают чудаковатого старичка с детскими игрушками, который загадочно улыбается и играется с фонариком: зажигает, гасит. Они смягчаются. Спрашивают: «Ты что, ребенок, что ли?» Он говорит: «Да, я ребенок»[3]. Мы можем каждый день проходить мимо великого подвижника, здороваться с ним – и так никогда и не заметить его: он ведь ничем не выделяется. Спокойно делает свою работу. Попросишь о помощи – постарается помочь, если может. Ест не очень много, но вроде ест, как все, спит. Лишнего обычно не говорит, но и на молчальника не очень похож. Без особых порывов. Никого не учит, не обличает, ничего особенно умного не говорит. Обычный человек. Мы ведь не знаем, что у него внутри. Авва Дорофей говорил про таких подвижников, идущих царским средним путем, что подвиг их незаметен со стороны, но имеет свою цену пред Богом[4]. Поэтому надо нам стараться быть очень осторожными и внимательными при общении с другими людьми, особенно при оценке их. Мало кто из нас духовен – значит, и духовного мы вряд ли разглядим (см. 1 Кор. 2,15). И особенно надо стараться относиться с должным уважением к тем, кто, по Апостолу, живет тихо, делает свое дело и работает своими собственными руками (1 Фес. 4,11). «Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет 3,3-4), - говорит Апостол христианским женщинам, да, наверное, и всем христианам. С другой стороны, какой славы мы ищем себе самим? Мир ищет внешнего: богатства, удовольствий, развлечений, славы человеческой. Не насыщаясь этим, он ищет приключений: в горах, лесах, морях и пещерах. Будоражит нервы просмотром страшных кинофильмов. Мы-то как будто знаем, что не в этом суть. Однако и мы, христиане, зачастую ищем не там. Часто мы хотим особых духовных восторгов и наслаждений, стремимся к чрезмерным подвигам, боремся с врагами Церкви – часто вымышленными. Будоражим нервы чтением страшных пророчеств и дешевых брошюр о всеобщем отступлении. Точно так же, как мир, устав от рутины, хотим каких-то перемен, ярких событий в своей жизни. При этом мы забываем о той тихой радости, какую приносит обычная ровная христианская жизнь: когда спокойно делаешь свое дело, помогаешь ближним, чем можешь, по силе молишься, стараешься соблюдать во всем умеренность и постоянство, не кидаясь из стороны в сторону, каешься в повседневных грехах. Когда не берешься за что-то недосягаемое, но стараешься, по возможности, ходить пред Богом, помнить, что каждый день, каждая ситуация ставит тебя перед выбором: идти вверх или вниз, быть со Христом, в малом исполняя Его заповеди, или удаляться от Него, выбирая служение себе и греху. Забываем о том, какую при этом радость со временем дает Господь: радость тихую, ровную, совершенно незаметную, неведомую гордому миру. «Радуйся, тайное веселие», - слышали мы сегодня. Опытно познавшие радость молитвы уже не хотят перемен, – сказал преподобный[5]. «Вся слава Дщери Царевы внутрь», - говорит пророк. Давайте же стараться, отцы, братья и сестры, вести ладью своей христианской жизни тихо и ровно – и постепенно, незаметно для окружающих и для самих себя, приобщаться той славе, которая внутри нашего сердца, подражая этим Божьей Матери, чья внутренняя слава когда-то была незаметна и непритязательна, а ныне освещает всю вселенную. Аминь. [1] См. Филарет (Дроздов), свт. Слава Богоматери – М.: Елеон, 1996, глава 2. [2] См. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Месяц сентябрь – Барнаул: Издательство прп. Максима Исповедника, 2003-2004. [3] См. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди. Мои духовные встречи – М., 1997, глава 2. [4] См. Преподобного Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка – М.: Правило веры, 2003, с. 157. [5] См. Глинская мозаика. Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942-61) – М.: Паломник, 1997. По письмам о.Серафима Романцова, с. 211. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|