АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Святейший Патриарх Кирилл: Духовные школы должны быть признаны государством и обществом как научно-интеллектуальные гуманитарные центры


21 июня 2013 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.Открывая заседание, Святейший Владыка представил собравшимся повестку дня, а также поделился мыслями о путях развития системы духовного образования в Русской Православной Церкви.
21 июня 2013 г.

Самой главной темой у нас сегодня выступает тема образовательной реформы в Русской Православной Церкви. Сейчас июнь, это разгар выпускных и вступительных экзаменов. И светские, и православные высшие учебные заведения, духовные школы начинают кампанию по привлечению абитуриентов. Самое время нам с вами обсудить проблемы, связанные с жизнью наших духовных учебных заведений.

Напомню, что необходимость реформирования системы духовного образования была прочувствована Церковью еще в 1990-х гг., поскольку сфера образования во всем мире стремительно меняется, и Церковь не может стоять в стороне от происходящих процессов.

Будущий священнослужитель выходит из стен семинарии или академии не в вакуум и не в прошлый век — он идет навстречу современному обществу с его вызовами, с его темпом жизни, с его скоростями передачи и обработки информации. Он должен быть обеспечен необходимым корпусом знаний и навыков, чтобы быть не только чадолюбивым пастырем (что в первую очередь необходимо сформировать в личности священника), но и интеллектуально соответствовать ожиданиям общества.

Одному философу приписывают слова: «воспитание дело трудное, и улучшение его условий одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних». Развитие духовного образования, превращение нашего духовенства еще и в «интеллектуальный класс» нашего общества — это священная обязанность всех нас. И все это не ради некоего интеллектуального эстетства, не ради того, чтобы мы как участники общественного дискурса убедительно выглядели, — все это ради спасения души современного человека, для которого убедительны только те слова, которые способны произвести впечатление и в интеллектуальном плане.

В светском обществе можно порой встретить мнение, что наше духовное образование качественно уступает светскому, что оно слишком специализировано, оторвано от современности, что выпускник даже самой лучшей духовной академии не может стоять на одной планке с выпускником светского университета. Это, конечно, стереотипное мышление, которое сформировано определенным недоверием части общества и академической среды по отношению к системе духовного образования. Отказ видеть в духовных школах полноценных научных и педагогических партнеров нередко происходит по идеологическим соображениям. Ведь реально мы ведем диалог с небольшим кругом ученых; и с теми, с кем диалог ведется, никаких проблем нет, там всё на виду. А вот в среде тех, с кем мы диалог не ведем, такие стереотипы формируются. Думаю, это досадная инерция советского времени, примеры которой мы видим на различных этажах российского общества. Но в духовном образовании есть, конечно, и объективные проблемы, которые нужно безотлагательно разрешать.

Невзирая на то, что думают о духовном образовании люди чрезвычайно от него далекие, может быть, никогда в руках ни один богословский текст не державшие, нам необходимо стремиться к ситуации, когда наши православные институты, университеты, духовные школы будут входить в перечень лучших высших учебных заведений страны. Наши труды призваны приблизить время, когда мы сможем претендовать на место в мировом рейтинге вузов; и эту работу мы должны начинать сейчас, без промедления.

Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом — как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев. Именно к такому результату должна привести образовательная реформа.

Мы не должны замыкаться на гуманитарных науках. Как для физиков может оказаться полезным знание о теологии (по крайней мере, прикосновение к этому знанию поможет разрушить те самые стереотипы и рудименты атеистического прошлого, о которых я говорил), так и выпускникам семинарии нужно понимать, какова современная научная картина мира, каковы современные достижения в теоретической физике и во многих других областях светских знаний, которые имеют очень значительные философские имплементации в жизни.

Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке. Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях. Со своей стороны мы также готовы, откликаясь на соответствующие просьбы, читать лекции или даже курсы в тех светских вузах, включая вузы технические, у которых есть интерес к получению сведений о современной богословской науке.

Наше общество сегодня многого ждет от священников. Образцового поведения, высокой культуры мысли, высокой культуры слова. Умения давать ответы на острые вопросы нашей жизни — морально-этические, общественные. Конечно, не надо потакать попыткам создавать образ идеального священнослужителя. Это не так, и так никогда не будет. Священники — люди, и они совершают ошибки. Это люди, которые обладают разными талантами, разными способностями, разными знаниями, разным уровнем образования. Но если священник, особенно выступающий публично, плохо образован и при этом еще и стремится поучать всех и вся, общество сразу формирует карикатурный образ. Мы не намерены оправдывать недостойное поведение наших собратьев, но считаем необходимым делать все для того, чтобы повышать духовный, культурный уровень нашего духовенства.

Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них — большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, …охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.