АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Пути православия в Дании


20 апреля 2010 г.

Копенгаген встретил дождливой погодой… Отец Сергий Бондарев – настоятель датских православных приходов – отличающийся от обывателей-датчан благообразием лика православного священника, встретил в аэропорту. Он сразу стал вводить в курс дела: говорил о своеобразии христианской жизни русских «датчан»; говорил об особенностях взаимоотношений в датско-русских семьях, об отношении датских мужей к христианской жизни своих русских жён; о том, что необходимо проявить максимум снисходительности к верующим Дании; об особенностях исповеди верующих из датчан, об их своеобразии; и вообще, о непростом состоянии религиозного сознания секуляризованных европейцев… Батюшка обрисовал сложную перспективу недельного служения.

Не скрою, поначалу стало немного некомфортно ощущать себя в такой безразличной среде, и радужные мечты о «красной» Пасхе, об игре красок природы в пасхальные дни, разбились о серость неприветливого, дождливого Копенгагена с его, казалось бы, безразличными жителями...

Однако, датское солнце узнало мои переживания и долго не заставило себя ждать, раскрасив сказочное королевство Данию многообразием цветов. Наверное, только в Копенгагене можно увидеть малахитовые медные крыши замков и дворцов, малахитовые шпили башен и огромное количество конных и не только конных памятников в такой же цветовой палитре. Славен Копенгаген своими историческими памятниками архитектуры! Множество других достопримечательностей: парков, садов, старинных кирх, каналов, живописных набережных, просто пешеходных улочек, привлекает и радует глаз гостя в ослеплённой солнцем столице.

ПУТИ ПРАВОСЛАВИЯ В ДАНИИ

И между тем, Королевство Дания было и продолжает оставаться христианским европейским государством с богатой историей. Дания – страна с населением преимущественно лютеранским. Есть немного католиков, и совсем немного православных.

История распространения христианства в скандинавских странах, как и в любой другой стране, весьма интересна. Известно, что вера Христова утвердилась в странах Северной Европы в X-XII веках. Первые миссионеры, миссия которых ещё не имела особого успеха, были из соседней Фрисландии. Торговые связи с Англией и городами на Балтике, связи с Новгородом Великим также способствовали распространению христианства среди викингов.

И только в правление императора Людовика Благочестивого (814-840), сына Карла Великого трудами и усилиями одного человека была основана целая епархия.

Известно, что просветителем предков датчан был Св. Ансгар (801-865) (лат. Ansgar, Anskarius; отсюда современное имя Оскар). Этот Святой ещё неразделённой Церкви по праву назван «апостолом Севера» за проповеднические и миссионерские труды в Дании и Швеции. Его служение в действительности было делом смертельно опасным. Борьба между датскими конунгами, усобицы между наследниками империи Карла Великого, происки знати, разбойнические разорительные набеги викингов – всё это препятствия на пути христианской миссии, которые Святителю Ансгару удалось преодолеть. И этот подвиг православного служения принес свои плоды: Дания, как и Швеция, в конце концов стала христианской страной.

Именно поэтому, у стен одного из главных лютеранских соборов Копенгагена «церкви Фредерика», среди статуй известных датчан, имевших отношение к Церкви, почти у самого входа помещена статуя св. Ансгара. Имеются иконы с его изображением и в католическом храме и в православном храме святого благоверного князя Александра Невского.

Религиозные войны периода разделения Церквей, периода Реформации, накал страстей, связанный с этими событиями, происходили вне границ Дании. Датчан беспокоили прежде всего безопасность и благополучие их маленькой страны, защищенной морями и проливами, но все же лежащей на географическом перекрестке судеб Европы и Скандинавии… Несмотря ни на что, политическая обстановка приняла более или менее постоянные формы, нравы вчерашних данов, свевов, викингов и других народов смягчились, церковные традиции устоялись, датчане стали христианами. В средневековой Дании Церковь была, пожалуй, единственной консолидирующей структурой, объединявшей острова страны.

Однако, христианство в этом королевстве в силу особых на то причин и в условиях определённых обстоятельств со временем далеко отошло от существовавшего когда-то принесённого св. Ансгаром Православия.

РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ДАНИИ

И вот однажды оно вернулось на землю этой маленькой, ставшей лютеранской, страны. Это случилось в эпоху пост-петровскую, в эпоху «германизации» Руси. Первый храм Русской Православной Церкви в Копенгагене начал свое существование во второй четверти XVIII века при резиденции посла России в Королевстве Дания. Однако с 1780 по 1809 гг. в провинциальном городе Хорсенс (Horsens) существовал и другой храм, при резиденции принцессы Екатерины Антоновны Брауншвейг-Люнебургской.

Большой православный храм, воздвигнутый в конце XIX века в самом центре Копенгагена на улице Бредгаде, совсем недалеко от комплекса королевского дворца, существует и действует по сей день. Это церковное здание - приход в честь святого благоверного князя Алекандра Невского, в силу сложившихся обстоятельств бывший в лоне Русской Зарубежной Церкви, по своей архитектуре является строением вполне скандинавского типа. Но при этом, весьма необычно для Дании и так «по-русски» на фоне копенгагенских крыш и шпилей золотом сверкают три православных купола с восьмиконечными крестами.

Строительство русского Александро-Невского храма в центре столицы Дании было осуществлено на средства российской Императорской семьи. Храм был освящен 29 августа 1883 года в присутствии российского Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны, — урожденной датской принцессы Дагмары, дочери Короля Дании Христиана IX. Причем, не обошлось без курьёзов: рассказывают, что император Александр III выбрал совершенно другой участок, незастроенный жилыми домами (сейчас там находится англиканская церковь), но получилось всё иначе – православный храм был построен в ряду городских строений. Ныне, из-за плотности застройки совершенно нет возможности совершать крестный ход вокруг храма. Поэтому ход совершается вокруг целого квартала!

По воле исторических перипетий ХХ века приход благоверного князя Александра Невского после 1917 года несколько раз менял свою юрисдикцию – был он и введении Константинопольского Патриархата, и в ведении Русской Церкви Заграницей. В апреле 2000 года, а фактически еще раньше, часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и вернулась в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Этот акт был утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 апреля 2000 года. Так начал свое существование приход Московского Патриархата в честь святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.

Огромную роль в становлении нового прихода, в признании его датскими властями и общественностью сыграла княгиня Татьяна Сергеевна Ладыженская. Приход был зарегистрирован и из Москвы был прислан священник.  

Новая волна эмигрантов из стран СНГ привнесла в жизнь Православия в Дании ряд новых веяний: здесь стали открываться новые приходы. Практически одновременно с организацией прихода в Копенгагене возник приход во втором по величине городе Дании Орхусе. Немногим позже на острове Фюн, в предместьях родины Ганса Христиана Андерсена, в поместье Хесберг, в старинном замке трудами насельницы Шамординсокго монастыря монахини Амвросии (Гараевой) открылся домовый храм в честь святых Царственных Страстотерпцев. Не так давно православной общиной было приобретено здание бывшей пятидесятнической церкви и обустроен православный храм в городе Хобро. Теперь здесь достаточно регулярно совершаются богослужения.

Почему «достаточно регулярно»? Дело в том, что все эти приходы окормляются сегодня одним человеком – священником Сергием Бондаревым. Выпускник нашей Академии, после аспирантуры был направлен в Данию на должность настоятеля прихода в Копенгагене с обязанностями окормлять все остальные приходы Московского Патриархата. Вот и переезжает батюшка Сергий с острова на остров, перевозя дежурный набор всего самого необходимого для службы, совершает богослужения по местам, встречается с прихожанами, представителями всех русскоговорящих диаспор, беседует, приобщает церковным Таинствам, исповедует, назидает и наставляет, утешает и напутствует. Один он совсем! Дания хоть и небольшая страна (за 4 часа можно проехать её всю с востока на запад), но одновременно в разных местах, где ждут жаждущие души, оказаться, вопреки законам физики, невозможно.

ПАСХА В ХЕСБЕРГЕ

Приглашение меня, академического иеромонаха, в качестве помощника отца Сергия на дни Страстной Седмицы, Пасхи и Светлой Седмицы – это крик начинающих уже отчаиваться душ – не могут православные русские, украинцы, белорусы, немцы, датчане – всё православное многонациональное сообщество Дании без молитвы и богослужения в эти святые дни.

Православный женский монастырь в Хесберге – это пока что единственная насельница, старшая сестра матушка Амвросия. Монастырь – это замок середины XIX-го века, немного разрушающийся, в скандинавском стиле с домовым храмом, обустроенном в одной из зал. Здание с некоторым участком земли – поместьем – было собственностью православного датчанина, в прошлом лютеранского пастора, библиотекаря Копенгагенского Университета, Йоргена Ларсена Вига. Именно он явился инициатором создания в его поместье монастыря. В 2000 году сюда приехали монахини Шамординской обители, и с этого времени началась долгая история становления общины Хесберга.

Увы, мистер Виг скончался в 2005 году. До сего дня его поминают как раба Божия Георгия. После кончины Вига матушка Амвросия осталась в замке совершенно одна. Одна она вычитывает весь суточный круг богослужения по монастырскому уставу, одна она топит многочисленные печки в неотапливаемом замке, одна она готовит пищу для прихожан. Раз в несколько месяцев из России, из Шамордино приезжает машина с сестрами и паломниками, чтобы хоть как-то поддержать жизнь в обители, хоть как-то поддержать подвижнические труды насельницы этого необычного монастыря.

Однако, матушка Амвросия совершенно не ощущает себя в полном уединении. Благодарные прихожане приезжают к хлебосольной монахине, которая по-сестрински выслушает, посочувствует проблемам и неурядицам, накормит блюдами монастырской кухни и напоит чаем любого  пришедшего к ней. Замок никогда не бывает пуст.

Не был он пустым и в дни, когда мне довелось там жить и служить. За каждым богослужением Страстной Седмицы, Пасхальным богослужением, богослужениями Светлой Седмицы молились прихожане. Они исповедовались и причащались целыми семьями. Естественно, среди них были люди других национальностей: болгары, сербы, датчане, армяне, немцы… За Пасхальной Литургией в нашем храме не читалось евангелие на греческом и латыни, не читалось оно и на современном русском – церковный народ услышал евангельскую весть на церковно-славянском, на датском и на норвежском языках. И все народы, присутствовавшие в храме, внимая чтению, понимали, о каких возвышенных истинах говорил евангелист Иоанн.

Православные датчане не делают из языкового барьера при богослужении проблемы. Вероятно, что-то другое: дух богослужения, молитвенный настрой, единый сердечный порыв в общей молитве, ведёт их в православный храм. Есть прихожанин храма в Хесберге, датчанин, крестившийся в Румынской Православной Церкви с именем Серафим, почему-то в честь преподобного Серафима Саровского. Он не пропустил ни одной службы. С завидной стойкостью отстаивал он продолжительные службы Великой Пятницы, Великой Субботы, ночное Пасхальное богослужение, молился за всеми службами Светлой Седмицы. Конечно, исповедовался и причащался. Исповедовался на датском языке. Даже для меня, незнающего этого языка, было совершенно понятно, что Серафим каялся абсолютно искренне.

Вот такие люди в Дании. Расставаться с ними неделю спустя после нашей встречи было делом трудным. Осознаёшь, что это наши чада, также как и те, кто живёт на Родине, нуждаются в пастырской заботе, нуждаются в полнокровной христианской жизни. Они совершенно не хотят забывать русскую речь, русские традиции и обычаи, и в большей степени не желают, чтобы их дети – датчане по рождению и по крови – забывали язык и культуру их русских бабушек и дедушек. Вот такие пути Православия – проторенные, или ещё неизведанные в этой европейской стране.  

… И всё то же датское солнце до самого аэропорта провожало меня, целиком погруженного в эти раздумья, лаская нежным теплом и расцвечивая всё вокруг всем многообразием красок эту страну из сказок Андерсена.

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.