|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Воспоминания Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии о митрополите Зиновии (Мажуга)Чтец Зиновий Чесноков студент 5-го курса (Духовная семинария) В рамках написания дипломной работы студент 5 курса Московской духовной семинарии Зиновий Чесноков
побеседовал со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии,
Архиепископом Мцхетским и Тбилисским Илией II. Беседа была приурочена к 25-летию со дня кончины святителя Зиновия (в схиме
Серафима Мажуга).
09 апреля 2010 г.
8 марта 2010, по случаю 25-летия со дня кончины святителя Зиновия (в схиме Серафима Мажуга), прошли большие торжества в Глинской Пустыни и в Грузии, в стране, в которой старец Зиновий провел большую часть своей жизни. Торжественное Богослужение состоялось в храме св. Александра Невского (г. Тбилиси), в котором Владыка Зиновий прослужил 35 лет. В этот день в храме собралось множество духовенства и мирян, которые являлись духовными чадами Владыки. К этому дню приехал из г. Краснодара и его последний келейник, ныне протоиерей, Александр Чесноков. После Божественной Литургии была отслужена лития, которую возглавил Святейший и Блаженейший Католикос-Патриарх Илия II, духовный сын и постриженник митрополита Зиновия. 25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых схимитрополита Серафима (Мажуга)[1]. По постановлению Священного Синода его память совершается в день празднования Собора Святых Преподобных отцов Глинских – 9 сентября (22 сентября по н. ст.). Святейший и Блаженейший Католикос-Патриарх Илия II по этому случаю 7 марта 2010 г. сказал, что митрополит Зиновий провел большую часть жизни на Иверской земле, поэтому в ближайшем будущем канонизация будет и в Грузинской Церкви[2]. Стоит отметить и то, что 25-летие со дня преставления митрополита Зиновия (в схиме Серафима) отмечено в календаре Русской Православной Церкви за нынешний год в числе памятных дат. Со временем осмысляется светлый жизненный путь Владыки Зиновия, а также понимается промыслительное попечение Создателя и Его великие дары человеку, отдавшему свою жизнь на служение Всеблагому Богу. Для святых нет национальных границ, но чистое служение Богу и ближнему, которое совершил в своей земной жизни митрополит Зиновий, стяжавший «венец правды», уверяет нас в том, что он имеет высокое дерзновение молиться у Престола Божия о своих духовных чадах и о всех, в молитвах к нему прибегающих[3]. Честные останки святителя Зиновия (в схиме Серафима Мажуга) покоятся в Иверии, в г. Тбилиси, в храме святого благоверного князя Александра Невского, напротив левого придела в честь святителя чудотворца Николая Мирликийского. На гробнице Владыки сделаны две надписи: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и «Высокопреосвященнейший Зиновий митрополит Тетрицкаройский в схиме Серафим» А в нише стены храма над надгробием под стеклянную дверцу вставлена его келейная икона - копия Глинской чудотворной иконы Рождества Божией Матери[4]. «Память о Владыке Зиновии будет всегда жить в сердцах многих и многих людей. Он поистине подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст Господь, Праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4, 7-8)»[5]. Чудесные действия совершаются как на могиле, так и от вещей, принадлежавших ему при жизни. А многие люди исцеляются и получают просимое по молитвенному обращению к изображениям святого старца-святителя Зиновия на иконах.
Воспоминания Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II о Владыке Зиновии[6] Говорить о Владыке Зиновии можно очень много. Во-первых, Грузия спасла от преследования глинских монахов, когда они остались без монастыря. Некоторые из них приехали в Грузию. Святейший Патриарх Каллистрат их принял с любовью и, фактически, Святейший и Блаженнейший Патриарх спас глинских монахов, в том числе и Владыку Зиновия. Все титулы, которые он имел, он получил в Грузии: архимандритство, епископство, митроплитство. Он был выдающимся человеком и очень мудрым, корректным. Он знал, где что сказать. Он принял участие в моем восхождении по духовной линии. Когда я прибыл сюда будучи студентом 2-го курса Московской духовной академии для пострига, то Святейший и Блаженнейший Патриарх – Католикос всея Грузии Мелхиседек III поручил Владыке Зиновию совершить мой монашеский постриг. Это было 16 апреля 1957 года. Тогда ещё грузинских монахов не было. Ни один грузин не участвовал в моем постриге. Матушки были, особенно выделялась матушка Феофания. Они меня покрывали мантией. Они все были приезжие. Во время преследования как-то в Грузии легче было. И вот, я ждал, каким именем назовут меня, и услышал имя Илия. Был Ираклий, а стал Илия. Ираклий – это сила физическая, Геракл отсюда происходит, а Илия – сила Божия, духовная. Духовная сила заменила физическую. Постриги Владыка совершал в Александро-Невской церкви. Святейший Патриарх звонил ему. Когда Владыка меня постригал, то перед этим Патриарх позвонил Владыке Зиновию и сказал: «К вам придет студент духовной академии. Совершите постриг». Я помню, думал, что меня оставят на ночь после пострига в Александро-Невском храме. Кончился постриг. Мне было очень тяжело. Какая-то борьба была внутренняя. Я чувствовал, что все, уже мир закрыт от меня. Мы зашли в келию Владыки. Он мне подарил скуфью, четки и сказал: «вызовите такси, чтобы он поехал на квартиру». Я приезжаю. Я ушел светским человеком, а пришел в рясе, в подряснике, в клобуке. Наша родственница посмотрела на меня и говорит: «Ты во что оделся?» Она была верующей, но не знала церковных обычаев. Это был вторник Страстной недели, а в четверг Святейший и Блаженейший Мелхиседек рукополагал меня во диакона. В среду утром Владыка Зиновий меня представил Патриарху. Ему очень понравился этот молодой человек. И Святейший сказал: «Если бы я имел 10 таких же молодых монахов, то я был бы самым счастливым». Но, к сожалению, я был один. После рукоположения вся эта тяжесть ушла. Как будто у меня выросли крылья. Я не хотел уходить из Сионского Собора. Все ушли, а я остался. Я все убрал в алтаре, потом вышел, чтобы приложиться ко кресту святой Нины, клобуком задел лампаду, и вся лампада вылилась на меня. С одной стороны, мне говорили, что это благодать сошла, а я переживал – как я поеду в академию в масленом подряснике, рясе и клобуке? Что интересно, я приехал домой к этой нашей родственнице, вытер чистым полотенцем, и никакого пятна не осталось. И в этой рясе и подряснике я окончил академию. Это было чудо. Масло всегда оставляет пятна, но ни одного пятна не осталось. Владыка Зиновий был очень милостивым. Он помогал студентам, и мне в том числе. Когда приходили к нему, то он обязательно подарит деньги, четки или еще что-то. Когда умирал Святейший Патриарх Давид, то Владыка позвонил мне, еще когда Святейший болел. Я в Боржоми отдыхал в гостинице. Он сообщил, что Патриарху плохо и сказал: «приезжай». Действительно, Патриарх лежал в больнице. У него была гангрена ноги – ему собирались отрезать ногу. Несколько епископов было. Я был митрополитом и Владыка Зиновий тоже был митрополитом. Мы им сказали: «Вы можете представить себе Патриарха без ноги? - нет! И если вы сделаете операцию, то сколько процентов вы даете, что он будет жив?». Врачи сказали, что один процент из ста. И он скончался. Это были очень тяжелые дни. Во-первых, такое горе, во-вторых, некоторые хотели захватить Патриархию. Владыка Зиновий принимал активное участие против таких поползновений. Я стал Местоблюстителем Патриаршего Престола. На заседании Священного Синода Владыка первым назвал меня как кандидата в Патриархи. Был очень милостивым. Когда мы были студентами, он присылал нам посылки с фруктами, с сушеным инжиром. Мы действительно нуждались во фруктах. В России мало было фруктов. Владыка был большим молитвенником, духовным человеком. И его помощь я и сейчас чувствую. Это выдающаяся духовная личность. Много можно говорить и очень много воспоминаний. Он был как ребенок, такой чистый. Я спрашивал его: «Ну как Владыка вы себя чувствуете?». А он говорит: «колотит» - значит холодно ему. У меня есть две панагии и крест. Он подарил их мне с подписью ко дню интронизации. Я очень рад, что он находится у нас, и мы очень его почитаем. Матушка Нина была хранительницей его. Но я не помню, чтобы она мне хоть раз отказала. Многие хотели посетить Владыку, а она не пускала. А когда я приду, она сразу пускала. Однажды был случай. Когда я был рукоположен, я вернулся в академию. Мне было 24 года тогда. Через некоторое время получаю телеграмму: «По благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека III приезжайте в Тбилиси. С братской любовью, епископ Зиновий». Тогда я подумал, что значит с братской любовью? Я диакон, а он – епископ. Оказывается, хотели меня рукополагать в епископа, но некоторые члены Синода сказали: «зачем отрывать его от учебы? Он учится хорошо. Пусть заканчивает учебу, а потом будем думать о епископстве». Вместо меня рукоположили епископа Наума в Кутаиси. На кутаисскую кафедру хотели меня поставить в 24 года. Патриарх Антоний из царской семьи стал в Патриархом в 21 год. Можно быть пожилым и неготовым к этому. Слава Богу, что все было по воле Божией. Главное, Церковь не была готова. Кончина Патриарха – это очень ответственный период. Патриарх должен думать о том, чтобы подготовить Церковь к смене Патриарха и он должен оставить завещание, тогда смена Патриарха более безболезненно происходит. У нас по Уставу Патриарх пишет завещание, кто должен стать Местоблюстителем Патриаршего Престола. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Давид мне почему-то говорил: «Я написал завещание на тебя». Я ему сказал: «зачем вы мне это говорите?». А когда умер Патриарх, то завещания не оказалось, поэтому были такие люди, которые хотели захватить Престол, писали телеграммы в Москву Брежневу, Куроедову о том, что Илия – это антисоветский элемент и так далее. Владыка Зиновий всегда меня поддерживал. Он был очень дальновидный человек. Он не имел высшего образования, но был очень мудрым, бесконфликтным человеком. Всегда, если что-то не так, то он промолчит. Я помню одно из заседаний Синода, на котором встал один митрополит Шио и потребовал лишения сана Владыки Николая и Владыки. Он так громко говорил, а Владыка обратился ко мне и сказал: «Какой он жестокий». Владыка Зиновий был милостивым человеком и милосердным. Он был в ссылке, но не рассказывал мне о ссылке. Мы говорили о будущем, о настоящем. У нас есть две иконы: святителя Николая и святого великомученика Георгия. Я их называю членами Синода. Они всегда стоят на столе, и мы на них всегда смотрим и молимся. Я помню, что за такие грубые выпады этого митрополита мы хотели снять его с Батумской кафедры, и он что-то громко говорил, а я посмотрел на икону святителя Николая и в душе сказал: «ты сам управишь!», и он встал и вышел. Украинская Церковь причислила его к лику святых еще в прошлом году (25 марта 2010 года) вместе с отцом Серафимом и отцом Андроником. Митрополит Зиновий провел большую часть жизни на Иверской земле. В будущем и у нас канонизация будет. Так что большие воспоминания о Владыке. Владыка Зиновий всегда меня поддерживал. Владыка Зиновий – мой духовный отец. И сейчас он, я повторяю, помогает мне в несении этого тяжелого креста. г. Тбилиси 07.03.2010г. [1] Архив комиссии по канонизации Украинской Православной Церкви. Заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года. Журнал № 9. [2]Илия II (Гудушаури-Шиолашвили), Католикос-Патриарх всея Грузии. Воспоминания, 2010 г. Аудиозапись. Архив автора. [3] Чесноков Александр, протоиерей. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий. – Краснодар, 1998. – С. 68-69. [4] Чесноков Александр, протоиерей. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий. – Краснодар, 1998. – С. 69. [5] Чесноков Александр. Старец-святитель Зиновий // Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков: Дисс. … кандидата богословия. Приложение: Т. 2. – Загорск, 1990. – С. 89. [6] Расшифровка аудиозаписи воспоминаний Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II из архива автора. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|