АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Догматический и аскетический смысл Воскрешения Лазаря


Чтец Димитрий Воеца студент 2-го курса (Отделение церковной истории)
Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме в Лазареву субботу 27 марта 2010 года
27 марта 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Все  мы знаем, что нет такого события в Евангелии и тем более из числа наиболее важных, которое по отношению к нам не имело бы смысла, причем как догматического, то есть вероучительного, так и аскетического, то есть применимого к жизни абсолютно каждого из нас. В связи с этим, соответственно, напрашивается вопрос - а каков же смысл сегодняшнего Евангельского чтения, в котором говорится о воскрешении Лазаря? - Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чудо? Ради одной ли дружбы к Лазарю? Или, быть может, ради слез печальных сестер умершего?- Совсем нет. Согласно голосу Церкви, догматическим смыслом этого события является указание на то, что Христос - Бог, что Он воскресил другого, а значит, может воскреснуть и Сам. Кроме того, это событие должно также напоминать нам и об  общем воскрешении мертвых, потому что как и воскрешение Лазаря, всеобщее воскресение произойдёт в одно мгновение ока. Вспомните, как описывается чудо в Евангелие, - еще не выветрился из пещеры смрад разлагающегося тела, как Лазарь, повинуясь властному слову Господа, вышел навстречу потрясенным иудеям, вышел живой, здоровый, наполненный жизненными соками. Вот также и мы,  во мгновение ока восстанем или изменимся.

Что же касается аскетического смысла, то есть применимого к жизни, каждого из нас, то здесь, конечно, мы должны понимать, что Лазарь, четверодневный обитатель мрачной страны мертвых, есть образ нашей души, мертвой добродетелями и издающей смрад греховных навыков, а его воскрешение - есть символ воскрешения нашей души от смерти. Смерть души, как мы знаем - это порабощение души грехом. И если мы каемся, приносим Богу покаяние, то тогда, конечно, мы можем говорить о том, что происходит воскрешение нашей души, умершей от греха. Но чтобы это сделать, нужно, конечно, решиться бесприсстрастно, как бы со стороны,  заглянуть в свою душу, посмотреть на то ее состояние, в которое мы ее ввергли. Вспомните, Марфа так и не решилась открыть пещеру, боясь запаха смердящего трупа, но если бы этого так и не было бы сделано, то что было бы с Лазарем?

Вот именно поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, мы должны проявить свою волю и найти в себе решимость, взглянуть на свою собственную душу, то есть отвалить тот камень, которым эта пещера нашей души закрыта. Сделать это тяжело, но в помощь нам дано надежное, проверенное средство, которым является общение с нашими ближними. Действительно, легко находясь в уединении и спокойствии, когда тебе никто ни в чем не мешает, и тебя никто не трогает, говорить и помышлять о том, что ты любишь ближних, что ты терпелив и не раздражителен, что никого не осуждаешь и так далее. Но стоит лишь нам побыть с ближним или с окружающими нас людьми, как мы сразу замечаем, что этот плохо на меня посмотрел, этот плохо ответил, другой поспать не дал, третий меня раздражает своим поведением,.. и так до бесконечности…На самом же деле, все это ясно показывает, что как раз через ближних, обнаруживаются и раскрываются  дремлющие в нас страсти. Они, ближние, задевая нас, разбивают всякие оболочки, которыми мы закрываемся. И тогда отваливается камень, открывается душа, и мы видим, что наша сущность больна грехом и гордости и осуждения и раздражительности… В общем каждому из нас лучше знать - чем именно, а кто не знает, то средство узнать  это и возможность проверить - есть у всех.

Также, дорогие отцы, братья и сестры, хотелось бы указать на то, что сегодняшнее повествование является предостережением для нас.  Вы наверняка обратили внимание на то, что, как сказано,  Господь плакал у гроба Лазаря. Конечно, мы можем думать о том, что плакал Он о Лазаре, или о печали его близких. На самом же деле, плакал он  об ожесточении людей, которые видя такое свидетельство Божественной силы Христа, не прониклись верою и горячей благодарностью к Нему. Он плакал и о нашем ожесточении, потому что до сих пор мы живем в сомнении и нерадении,  которые, проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.

Вспомните,  дорогие отцы, братья и сестры,  притчу о богаче и нищем Лазаре, когда умершему богачу, попавшему в мир иной и жалеющему о своих братьях, Авраам ответил безнадежными словами: «Аще Моисея и пророков не послушают, то аще кто и от мертвых воскреснет, не имут веры». Эти строгие слова силою своей мысли, вероятно, смутили многих слушателей Господа, смущают и сейчас читателей Евангелия, представляясь преувеличением, пока они не подтвердятся действительными событиями. И, вот, они подтвердились. Не приточный Лазарь - бедняк, а иной Лазарь, известный всем иудеям друг Христов, явно, на глазах у большой толпы народа, воскрес из мертвых, пробыв четыре дня бездыханным смердящим трупом. «Тогда – как сказано - многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали». Многие, но не все!

Таким образом, слова, вложенные Господом в уста Авраама о степени человеческого жестокосердия, оправдались во всей своей ужасающей точности: кто не хочет слушать Моисея и пророков, тот и воскресшему мертвецу не поверит.

По мысли митрополита Антония Храповицкого, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, которое  не уступило  столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине, что и выразилось в настроении первосвященников и всего народного множества на суде Пилатовом.

Евангелист Иоанн во всех пяти своих творениях раскрывает читателям именно эту главную мысль, что мир, то есть человеческое упорство и злоба, как со Христом боролся, хотя правда Его светила миру, как солнце, так и с Его последователями борется, ненавидя их праведную жизнь, так и будет до конца мира ненавидеть Бога и Его служителей, не взирая на явные дела Его могущества и праведного воздаяния (Откр. 9, 20 и др.). Неверие ожесточенных иудеев воскресшему Лазарю подтвердило это изречение с такою силою, что уже теперь никто не может считать его за преувеличение.

Итак, дорогие отцы, братья и сестры, празднуя сегодня воскрешение из мертвых праведного Лазаря, укрепим свою веру воспоминанием этого чуда так, чтобы и капля сомнения или нерадения не проникли в наши сердца и души. А  веру в будущее воскресение будем не просто содержать в уме, как некое отвлеченное знание, но и жить ею, понимая и осознавая, что благодаря нашей жизни, доброй или злой, наше воскрешение будет или «воскрешением живота», или «воскрешением суда» (см. Ин. 5, 29). Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.