|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Православный храм и чрезвычайные ситуацииДоклад иеромонаха
Герасима (Дьячкова) на XVIII международной научно-практической
конференции «Культовые здания, сооружения и мероприятия с массовым пребыванием
людей как объекты защиты от пожаров и чрезвычайных ситуаций» 10 февраля 2009 г.
в Академии гражданской защиты МЧС России 03 марта 2010 г.
Уважаемые руководители и сотрудники Академии гражданской защиты! Уважаемые участники конференции! Вопросы сохранения жизни человека, а также храмов в случае чрезвычайной ситуации очевидны и весьма актуальны. Православный храм относится к общественным сооружениям, а богослужение, совершаемое в храме, носит общественный характер. Вначале о причинах возникновения пожара в храмах. Причины самые разные: неосторожное обращение с огнем, замыкание электрической проводки, несоблюдение правил пожарной безопасности при проведении строительных и реставрационных работ, при топке печей и т. д. Расположение рядом с горящими лампадами и свечами изделий из ткани и других легковоспламеняющихся материалов создает опасность возникновения пожара. При сквозняке, при открытии и закрытии дверей ткань легко может попасть на пламя свечи и загореться. Наконец, причиной пожара может быть даже солнечный луч, сфокусированный через трещину в стекле или прозрачный сосуд. В одну из поездок в г. Ярославль в 2006 г. в одном из зданий Афанасиево-Кирилловского монастыря, тогда еще не переданного Церкви, нам пришлось наблюдать как солнечный луч, фокусируясь через трещину в стекле, нагрел вату, находящуюся в оконном проеме, она стала тлеть и дымиться. Пожара не случилось, но случай — показательный. Попытаемся спрогнозировать возможность возникновения и развития чрезвычайной ситуации в храме. Во время богослужения или вне богослужения в храме наблюдается массовое скопление людей. Это старики и дети, родители с грудными детьми, инвалиды. В храм приносят усопшего для отпевания. При возникновении нештатной ситуации, возгорания, обрушения сводов и т.д. может начаться паника и движение народа в сторону выхода. Традиционно в храмах устраиваются три выхода: с западной, северной и южной стороны. В храмах, устроенных на подклете, может быть два и более выходов, но может быть и менее. В храмах, расположенных на втором этаже, чаще всего бывает один выход. Ограниченное количество выходов, наличие решетчатых дверей, открывающихся против хода эвакуации, может привести к уплотнению движущегося потока людей, образованию давки и полному блокированию выхода. Устройство окон в храмах тоже вариативно. Окна могут располагаться на высоте, превышающей рост человека. Наличие зарешеченных оконных проемов приведет к сильному задымлению, особенно если учитывать то, что в храме находятся легковоспламеняющиеся – лампадное масло и воск. Иконостас чаще всего выполняется из сухого сгораемого материала. По иконостасу прокладывается электрическая проводка. Здание имеет большую высотность, особенно в средней части, представляющей сложную куполообразную конструкцию, выполненную из металлических и деревянных изделий. Доступ в верхнюю часть, поэтому, ограничен и обеспечивается лишь люком ограниченных размеров, находящимся снаружи, в кровле купола. Загорание в кровле купола может привести к свободному, неконтролируемому горению с быстрым обрушением купола. Возникают сложности и с подачей водяных стволов на высоты здания. Деревянные полы, нахождение под полом складских или других помещений, проведение реставрационных работ, – все это является факторами, усугубляющими чрезвычайную ситуацию. Присутствие большого количества людей не только ограничит свободный доступ к месту загорания пожарных расчетов, но и не позволит применить своевременно первичные средства пожаротушения. Действия при чрезвычайных ситуациях. В «Учительном известии», составленном митрополитом Петром Могилой в XVII в., предлагается ряд предписаний при чрезвычайных ситуациях. Все они относятся к действиям священника при богослужении. Митрополит Петр пишет, что если во время Литургии будет совершено нападение и служба не может далее продолжаться, то священник должен потребить Святые дары и бежать, если возможно, но лучше сотворит, если не отступит: «ибо аще убиен будет, мученический венец приимет». Если же нападение имеет целью поругание православной веры, и это явно видно, то иерей должен не отступать от службы, но продолжать ее совершение, если даже ему придется претерпеть и убийство, «аще бо убиен будет тогда, с мученики причтен будет». В случае возгорания храма, разрушения его бурей или какой-либо другой стихией, священник, служащий Божественную Литургию, согласно указанию митрополита Петра, должен взять антиминс и Святые Дары, выйти из церкви и на другом достойном месте завершить Божественную Литургию. Эти указания митрополита Петра Могилы относятся к совершению Божественной Литургии. При совершении всенощной и других служб суточного круга указаний относительно чрезвычайных ситуаций нет. Это, вероятно, оставлено на усмотрение священника. Указания «Учительного известия» могут служить отправной вехой в совместной, руководства православного прихода и МЧС, разработке плана ликвидации чрезвычайной ситуации. Серьезным моментом при ликвидации чрезвычайной ситуации является сохранение ценностей храма. Необходимо не только нанесение на план ликвидации пожара расположения здания, подъездов к нему, источников наружного пожаротушения, мест обесточивания здания и т. д., но и указание мест нахождения культовых ценностей – Святых Даров, антиминса, Евхаристических сосудов, чудотворных и местночтимых икон, святых мощей, т. е. того, что должно быть спасено в первую очередь. В случае чрезвычайной ситуации при отсутствии священника или невозможности его пройти в алтарь мирянин, работник МЧС, может вынести из алтаря святыни, прикосновение к которым в обычном случае не допускается. Предупреждение чрезвычайной ситуации. Выполнение Правил пожарной безопасности, отраженных в соответствующих законодательных актах, сводит к минимуму возможность возникновения чрезвычайной ситуации и обеспечивает ее ликвидацию с наименьшими потерями. Однако и здесь есть вопросы. Все храмы, национализированные после 1917 г., являются государственной собственностью и передаются в безвозмездное пользование общине по заключении охранного договора с Министерством Культуры Российской Федерации. Приход при содействии и контроле соответствующего противопожарного подразделения МЧС России несет ответственность за сохранность здания и соблюдение правил пожарной безопасности. Однако в этом взаимодействии существуют противоречия. Например, службами МЧС России предписано настоятелю, как руководителю, ответственному за пожарную безопасность, спилить решетки на окнах или сделать их открывающимися. Решетки представляют собой шедевр декоративного убранства храма XVI–XVII вв. и нарушение их целостности вносит элемент деформации в архитектурную композицию памятника, относящегося к глубокой древности и представляющего культурно-историческую ценность общенационального уровня. Поэтому предписание МЧС встречает противодействие со стороны работников Министерства Культуры. Что делать в таких случаях? Обеспечение храма системой пожарной сигнализации тоже дело непростое. Датчики сигнализации порой бывают малоэффективны: температурные – из-за большой высоты помещения, дымовые – из-за применения при богослужении горящих свечей и ладана, а оптические – из-за присутствия пламени горящих свечей и лампад. Обеспечение храма средствами пожаротушения. Если средства пожаротушения в храме, их химический состав, прописаны в Правилах пожарной безопасности, то серьезным остается вопрос их внешнего вида и расположения в храме. Еще священник Павел Флоренский говорил, что «черты инородных стилей, внесенные в произведение определенного стиля, – часто бывают отвратительны, если только не произведено нового творческого синтеза». В полной мере эти слова относятся к храму и различным инновациям, внедряемым в его архитектуру и убранство. Храмы являются святынями, свидетелями и участниками истории государства Российского, а также великолепными образцами архитектурного зодчества. Искусство воплощено в храме. Храм является местом синтеза архитектуры, иконописи, искусства света и музыки. Здесь, наверное, стоит остановиться и выразить пожелание создания нового поколения средств пожаротушения, которые органично вписались бы в интерьер храма. А при обеспечении храма существующими средствами пожаротушения, при их расположении в храме, следовало бы соблюдать принцип ненарушения стилевой композиции внутреннего убранства храма. Храм Христа Спасителя в Москве, храм в Саровском монастыре и многие другие храмы, Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии могут служить примером соблюдения требований пожарной безопасности и принципа ненарушения стилевой композиции. Во вновь строящихся или реставрируемых храмах это сделать гораздо легче, чем в дошедших до нашего времени древних храмах, сохранивших фрески и убранство, например, XV–XVII в. Святитель Филарет, митрополит Московский, призывает нас любить и беречь храмы Божии. «Будем же, – пишет он, – любить и благоговеть не просто перед древностью храмов, но более всего перед духовной, обитающей в них благодатью и святыней; не того бояться, чтобы время [и слепая стихия] не разрушили наших священных памятников, но страшиться и деятельно беречься того, чтобы их не разрушила наша греховность и недостоинство, [т. е. халатное отношение и безразличие], от чего, по вере, предками нам преданной, да сохранит нас Бог». Итак, учитывая вариативность устройства храмов, материалов, использованных при строительстве храмов, варианты их расположения на местности, — на склоне холма, спускающегося к реке, на территории монастыря, образовательного или медицинского учреждения, на территории промышленного предприятия, в густонаселенных районах города и местах плотной городской застройки, — можно сказать, что успех ликвидации чрезвычайной ситуации зависит от совместной слаженной работы руководства приходской общины и структур МЧС, работы, индивидуальной с каждым конкретным храмом. Лучшим же средством борьбы с чрезвычайной ситуацией были и остаются меры, предупреждающие ее возникновение и развитие. |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|