|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
О Великом посте02 марта 2010 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Каждый год во время Великого поста, дорогие отцы, братия и сестры, мы снова и снова с особой остротой переживаем евангельские события, связанные с последними трагическими днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Готовя Своих, ничего не подозревавших учеников, к предстоящим страшным испытаниям, Спаситель предупреждал их: «Дети! недолго уже быть Мне с вами»(Ин.13,33). Во время Своей удивительно трогательной прощальной беседы Он говорит им о любви, Он заповедует им любовь, потому что знает, что вскоре им предстоит пережить великий соблазн, когда Он будет умирать на Кресте, а с Его смертью и в них будет умирать вера в Него как в Сына Божия, как в Мессию. И, несмотря на то, что Он неоднократно предупреждал их и о Своей крестной смерти и о последующем воскресении, соблазнились все. А какой силы было искушение, можно видеть из того, что самый верный и горячо любящий своего учителя Петр, только что с мечом в руках защищавший Его, становится вдруг трусом и предателем. Тогда все силы ада с безумной дерзостью восстали на Сына Божия, упиваясь полученной свободой убить Сына Человеческого. Наступила власть тьмы. Творец на какой-то миг оставил Свое творение – и все погрузилось во мрак. И в этом мраке, когда ум ужасается, чувства трепещут, воля скована страхом, только любовь, та самая, заповеданная Спасителем любовь, оказывается способной светить и освещать крестный путь, ведущий на Голгофу. На Крест ведет безумная ненависть, а снимает с Креста святая Любовь. В то время, когда зависть ликует, самонадеянность отрекается, ум малодушествует, трусость умывает руки, а невежество глумиться, на Кресте распинается, а у Креста сораспинается Любовь. Только Она оказывается сильнее страха, выше сомнений, мудрее разума. Никогда на земле и во всей вселенной не было и не будет страшнее дня, чем тот, когда убивали Бога. Два мира столкнулись у Креста: отпавший от Бога мир ненависти и зла и мир Божественной Любви. И тогда, когда зло выявило себя до конца и уже торжествовало победу, дерзая взойти на вершину Божественной славы, оно было низвергнуто в адские глубины Победителем ада, Начальником жизни воскресшим Христом. Как непостижима и соблазнительна бывает для немощного человеческого разума эта борьба добра и зла, света и тьмы. Как часто в Священном Писании и в житиях святых мы встречаем описание поразительных случаев, когда Господь испытывает или отдельных людей, или целые народы, подвергая их бесчисленным бедам и скорбям, опрокидывает их в клокочущую бездну зла, а Сам как бы убегает, скрывается от них, не объясняя причин Своего бегства, оставляя обезумевшему разуму доискиваться этих причин и, не находя их, вопить об ужасе богооставленности. Когда наступает власть тьмы, ее не просветить никаким светом разума, потому что сам по себе человеческий разум не просвещает. Только будучи сам просвещен светом божественной Любви, он может правильно судить о причинах происходящего. Просвещает Любовь, потому что «Бог есть Любовь», по слову Апостола Любви святого Иоанна Богослова (1 Ин.4,16). Как часто мы забываем о том, что Бог есть Любовь. Перед Своими крестными страданиями Спаситель заповедал нам: «Да любите друг друга;…Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,34-35). Но исполняем ли мы главную заповедь Того, чьим Именем себя называем? С великим прискорбием приходиться признать, что нет. Что представляет из себя современное православное общество? Одна часть этого общества в каком-то болезненном исступлении гоняется за чудесами, буквально выглядывая и вынюхивая мироточения, выгадывая пророчества, высматривая вещие сны. Эти люди доверяют только старцам, обладающим харизматическими дарами, не умея при этом отличить истинного старца от ложного. Другая часть общества, как правило, образованная, напротив, доверяет исключительно авторитету научно обоснованных фактов, больше полагаясь на доводы рассудка, трезво, а зачастую и скептически, относясь к чудесам и к так называемым «преданиям старцев». И вот мы видим, как дом разделился сам в себе: все ушли «на страну далече» – одни в страну чудес, а другие в страну знаний. И между «умниками» и «харизматиками» возникла непримиримая вражда: стоит одним пропеть: «Осанна!»,- как другие кричат: «Анафема!». Одни вооружаются «чудотворными» иконами, на изображениях которых нередко можно встретить не только неканонизированных святых, но и откровенно темные, сомнительные личности, грозно сотрясают воздух неизвестно откуда взятыми пророчествами, а другие громят их оформленными по последним правилам стилистики цитатами из святых отцов и учителей Церкви. И те, и другие считают, что борются за правду, отстаивают истину, не понимая, что своею враждой они опять распинают Истину, которая не терпит вражды, Которая есть Любовь. А причина болезни и тех и других, как ни странно, одна – боязнь своего креста, нежелание исправлять и смирять самих себя. Куда проще и приятней искать сомнительных «благодатных» утешений, или питать ненасытный ум шедеврами человеческой мудрости. Если мы не придем в себя, не опомнимся и не возвратимся с покаянием к Отцу нашему Небесному, то долго ли простоит наш разделившийся в себе дом? Долго ли мы будем причащаться из одной Чаши, раздираемые враждой? Нужно, наконец, понять, что мы все опасно больны, положение наше серьезно, и обратиться к Врачу душ и телес наших, чтобы Он примирил нас и Сам, будучи совершенной Любовью, научил и нас любить, чтобы, наконец то, до наших каменных сердец дошли так часто повторяемые нами сейчас слова молитвы прп. Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
|
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|