АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Драгоценности ЦАКа: сначала люди, потом – экспонаты


На вопросы отвечает: Марина Александровна Михалева
04 февраля 2013 г.

Здравствуйте, Церковно-археологический кабинет, как и любой другой музей не мог бы появиться на пустом месте, расскажите, он, наверное, связан с историей Вашей духовной школы? Как шел процесс его становления?

Церковно-археологический кабинет Тульской духовной семинарии появился как-то очень незаметно и не запланировано. Не было указов и распоряжений, тем более не было перспективных, тщательно продуманных планов. Просто однажды книги и журналы начала 20 века (их всего-то было штук восемь-десять), которые кто-то из священников принёс в преподавательскую, переложили на отдельную полку, потом – в отдельный шкаф. А шкаф чуть позже перенесли в одну из пустовавших комнат. Таково было начало нашего семинарского музея. 

Назвать точную дату, которая считалась бы днём рождения нашего скромного ЦАКа, трудно. Тульская Духовная семинария, основанная в 1801 и закрытая в 1918 году, была восстановлена определением святейшего Патриарха Алексия в 2001 году, и сразу же у нас началась очень интересная и богатая событиями жизнь. Не прошло и года, как к нам начали приходить люди, искавшие общения с преподавателями и студентами семинарии на самые разные темы. Наших гостей совершенно не смущала скромнейшая, скажем прямо – нищенская обстановка. Город вернул семинарии здания, которые почти за двести лет своего существования обветшали: потолки рушились, полы проваливались… Но живость жизни, к счастью, не зависит от обоев и паркета, хотя, когда появилось и то, и другое, все были рады восстановлению семинарии и в материальном смысле слова «восстановление».

Всем гостям мы с восторгом показывали наши десять (не таких уж редких)  книг и с плохо скрытой гордостью рассказывали о замечательных иконах семинарского храма, о старинных, дивных по красоте церковных облачения, о библиотеке конца 18 века, о собрании смычковых  инструментов, – словом, обо всём, что было в семинарии до 1918 года и чего она навсегда лишилась. 

Посетители семинарии, с первого же человека, оказались людьми исключительной доброты и редкого сочувствия. Воображение помогало рисовать им картины былого, а великодушное сердце напоминало, что в доме хранится та или иная вещица, которая пригодилась бы в семинарии. Для чего пригодилась бы? Для чего-нибудь.

Так началось то, что принято называть комплектованием фондов.

А кого из первых жертвователей Вы могли бы назвать?

Первейшим дарителем мы называем ректора семинарии, митрополита Тульского и Ефремовского Алексия. В книжное собрание нашего ЦАКа он передал более четырёхсот изданий 18-19 веков. Из архиерейского дома владыка подарил  предметы мебели 19 века, серебряные и бронзовые подсвечники. Большое собрание пасхальных яиц,  старинные предметы церковного назначения, множество любопытных вещиц бытового пользования – это тоже дарения владыки Алексия. Владыка же положил начало и собранию икон ЦАКа ТДС.

Наверное, определенную роль в восстановлении фондов сыграли и государственные и общественные организации?

Да. Более 130 книг было передано в ЦАК Государственным архивом Тульской области, более 20 – Тульским областным краеведческим музеем. Нужно сказать, что дарения были сделаны не в связи с принятым законом о возвращении церковной собственности, а просто из дружеского расположения к нашей семинарии. Спасибо им за это.

Присоединюсь к Вашей благодарности. А какую дату можно считать днем основания ЦАКа? Когда музей официально был зарегистрирован при Тульской семинарии?

Благодаря сотрудникам краеведческого музея мы и научились вести учётные книги. Первая учётная запись была сделана 3 октября 2003 года, хотя до того дня были уже внесены  сотни разных  дарений. Может быть, эту дату и считать датой основания ЦАКа?  Нужно ведь, в конце концов, в какой-то определённый день созвать гостей на день рождения…

Положение о ЦАКе ТДС было принято учёным советом значительно позже – 12 февраля 2006 года. К тому времени стало совершенно очевидно, что музейное собрание растёт, деятельность развивается по нескольким направлениям, гостей всё прибывает: можно было без колебаний сказать, что народный церковный музей удался. Почему народный? Потому что на 99 % собрание состоит из дарений, сделанных священниками и жителями Тульской области. Люди расстаются с семейными реликвиями, чтобы они стали доступны другим. Дарения самые разные: иконы, книги, чашки, фотографии, лорнеты, игрушки, открытки, патефоны, письма, сундуки, кружева и много другого добра (действительно, добра: от доброты сердца подарено). Из всех этих сокровищ мы делаем очень разные выставки.

Благодаря этим усилиям, как ЦАК выглядит на сегодняшний день? Его сотрудничество с обществом не закончилось принятием пожертвований?

В настоящее время наш ЦАК состоит из пяти комнат: книгохранилище, комната церковно-прикладного искусства, мемориальная комната Митрополита Серапиона (в 1995 году он восстановил духовное образование в Тульской епархии, открыв пастырские курсы), гостиная и выставочная комната. Кроме того на первом этаже семинарии имеется тринадцать выставочных витрин, а на втором – ещё шестнадцать. В витринах только в ушедшем 2012 году мы оформили более тридцати тематических выставок, которые всегда делаем не только и даже не столько для студентов, сколько для посетителей семинарии. Кроме того, мы много занимаемся выездной деятельностью. В прошлом году мы провели семнадцать выездных выставок в библиотеках, школах и музеях Тулы и Тульской области.

Отдельный рассказ о нашей гостиной. Что и говорить – выглядит она красиво: диваны 19 века, фисгармония, зеркала… Но самое главное – в гостиной нужно вести себя так, как положено в гостиных. Пожалуйста, садитесь  на диваны, стулья и в кресло. Кресло, кстати, замечательное: оно катается, спинка откидывается, как в самолёте, из подлокотников выдвигаются столики для чашки чая или чего-то более существенного, под ноги выкатывается подушка, держатель который также трансформируется в разных направлениях. Дети готовы поселиться в этом кресле навеки, взрослые, теряя всю свою взрослость, начинают играть в 19-й век, декламируя из недр мебельного чуда Пушкина и Жуковского, уверяя, что виделись с ними чуть ли не вчера. На фисгармонии берут несколько аккордов даже те, кто  не знает музыкальной грамоты. Что ещё делаем? Зажигаем свечи, заводим музыкальную шкатулку, рассматриваем «последние» выпуски журналов 19-начла 20 веков, слушаем граммофонные пластинки, одним словом, живём в этой гостиной. Любопытно, что посетители, приходя к нам во второй раз, с удовольствием сообщают, что они начали проводить дома небольшие литературные вечера, кто может – музыкальные семейные встречи, делают попытки ставить всей семьёй спектакли. Спасибо старой мебели в нашей гостиной, она честно продолжает служить людям, напоминая о том, как хорошо и уютно можно жить дома без компьютерных игр и телевизора.

Здесь же, в гостиной, три года назад впервые собрались тульские писатели и поэты. На первую встречу пришло около десяти человек, а через год в литературных вечерах участвовало уже около восьмидесяти человек. Чтобы не замыкаться в стенах гостиной ЦАКа, в другой части города при Свято-Сергиевском храме Тулы членами семинарского «Ковчега» (так называется наш литературный клуб) был открыт ещё один клуб – «Родник». Теперь это совершенно самостоятельное объединение, но «родилось» оно в гостиной ЦАКа. «Ковчег», оставшийся в ЦАКе семинарии, занимается по интересной программе, принимаемой на весь учебный год. К каждой встрече (они проходят ежемесячно) предлагается прочитать определённые главы из Священного Писания и попробовать их осмыслить в своей прозе или поэзии. Не получается? Ничего страшного: на встречах можно просто задать священнику вопросы по поводу прочитанного. Нужно сказать, что большинство приходящих – люди, мало знающие, что такое Церковь и что такое Священное Писание и Священное Предание. Здесь они это узнают, и для многих литературные встречи стали дверью в Церковь.

На стенах гостиной всегда висят картины. Главное же место для художественных выставок – наша выставочная комната. Здесь в течение пяти последних лет выставляют свои работы члены Союза художников России. Наш выставочный сезон – с сентября по июль. Каждая выставка длится по полтора-два месяца, чтобы её успело посмотреть максимальное число любителей живописи. Вход на выставки свободный, что очень удобно для посетителей. Художники, как нам кажется, относятся к нам хорошо, хотя выставки не носят коммерческого характера и прибыли живописцам не приносят. Тем не менее, существует очередь на запись: уже сейчас записаться для экспонирования своих работ в ЦАК ТДС можно только на февраль 2014 года. Со многими художниками у ЦАКа сложились настолько дружеские отношения, что сами живописцы предложили создать при ЦАКе ТДС общество любителей живописи. Члены общества тщательно следят за качеством выставляемых работ, допуская в стены семинарии достойные образцы современного искусства. Кроме того, два раза в месяц читаются лекции по истории искусства, а каждую субботу педагог высшей категории занимается с детьми живописью. 

Иногда наши выставки вырастают во что-то большее. Например, в мае 2011 года мы открыли художественную выставку, посвящённую полковнику С.Ф. Кутепову – прообразу генерала Серпилина в «Живых и мёртвых» К.Симонова. Он родился под Тулой, отсюда вместе со своим полком ушёл на войну. На открытие выставки пригласили сына легендарного полковника – профессора Тульского государственного университета В.С. Кутепова, с которым теперь очень сдружились. Выставка получилось разнообразной: полотна членов Союза художников России М.Левшина и А.Лялякина – а рядом  красное  знамя, каски, гимнастёрки и другие предметы военного быта. Потом мы предложили эту выставку в  школу села Большие Калмыки – там когда-то учился Кутепов. Прямо на стенах коридора одноэтажной сельской школы вывесили картины именитых художников, привезли на открытие В.С. Кутепова, который очень хорошо и добро пообщался с детьми. Это было в октябре. А уже в декабре  на стене школы была установлена мемориальная доска в честь полковника С.Ф. Кутепова, а вся наша выставка переехала в районный художественно-краеведческий музей. И это было ещё не всё. Член ЦАКовского Общества любителей живописи, член СХР М. Левшин на свои и семинарские средства оформил в Большекалмыцкой школе музейную стену (2,5 х 6 метров). На открытие этого комплекса в мае 2012 г. приехали ветераны войны, пришли сельчане. Это был большой праздник! Но и этим дело не кончилось. Теперь ученики Больших Калмык взялись изучать жизнь и труды митрополита Николая (Кутепова), который является родственником полковника С.Ф. Кутепова. Для учителей истории Тульской области в октябре 2012 г. был проведён открытый урок по истории семьи Кутеповых. Это, наверное, тоже не конец. Какое будет продолжение – увидим. Началось же всё с выставки в ЦАКе ТДС.

Хвалимся мы, впрочем, не ЦАКом, а добрыми людьми, которые всегда к нам приходят и с помощью  которых  всё  так славно осуществляется.

В истории работы ЦАКа уже складывается особая история отношений с его посетителями, можно и впрямь сказать, они уже сами стали членами ЦАКа! Но любой музей, особенно не очень крупный, сталкивается с такой проблемой: когда посетитель приходит второй раз в музей, он уже знает, что ему будут рассказывать на экскурсии. И, может сложиться впечатление, что в музеи ему делать уже нечего. Как вы решаете эту проблему?

Так как люди приходят к нам не по одному разу, мы придумали разные лектории, чтобы не повторять одну и ту же обзорную экскурсию.

Лекторий «Герои веры» посвящён новомученикам и исповедникам 20 века, совершившим свой подвиг на Тульской земле. Каждый месяц мы приглашаем жителей Тулы, чтобы рассказать об одном из святых, просиявших в нашем краю, и показать предметы, связанные с эпохой гонений на Церковь. Эти предметы – тоже мученики: книги со штампами «Библиотека НКВД», потир с приклеенным ярлыком «Лом серебра. Художественной ценности не имеет», искалеченные иконы, полусожжённые Евангелия…

Другой лекторий мы назвали «Предметы рассказывают о старой Туле». Это цикл встреч, рассчитанный на год. Из месяца в месяц мы рассказываем о храмах, книжных собраниях, музыкальных вкусах, рукодельях, эпистолярных традициях, играх и даже сладостях дореволюционной Тулы. Это не лекции – это вхождение в традиции, в русский уклад жизни: старинные книги нужно обязательно полистать и почитать, письмо нужно написать гусиным пером, сладости требуется попробовать, в игры поиграть. Как правило, на следующее занятие дети приходят с взрослыми, которые с радостью сообщают, что они вспомнили, как бабушка им готовила особенное кушанье – «Вот вам рецепт», а дедушка не расставался с деревянной дрелью – «Это вам в музей».

Такие познавательные встречи о старой Туле вылились в то, что уже два года подряд в ЦАКе ТДС проходят Областные генеалогические выставки, исследования для которой готовят и взрослые, и дети. Кроме того, каждый год мы проводим Областные церковно-краеведческие чтения, в которых принимают музеи и жители Тульской области.

Есть ещё один лекторий – по истории письменности. Мы не только рассказываем о китайских и египетских иероглифах, об узелковом письме индейцев, о рунах и древнерусской письменности, не только пишем тушью с помощью кисточки, набираем текст из раковин или разноцветных нитей, не только рассказываем о лучших литературных памятниках, оставшихся в истории благодаря разным системам письменности. Всё это для того, чтобы рассказать  о миссии Православной Церкви в далёких землях, где эти системы существовали или существуют по-прежнему: Аляска и Китай, Греция и Скандинавия, Египет и Япония.

Мы задумали ещё несколько лекториев и уверены, что их можно придумать огромное количество. Всё, что сотворено Богом, свидетельствует о Нём, поэтому из всего можно сделать выставку-проповедь. Если человек будет молчать, то камни будут проповедовать. Кстати, выставку камней и окаменелостей мы тоже делали. Эта выставка побудила многих наших посетителей впервые открыть Книгу Бытия. 

Вы сказали о «выставке-проповеди», получается, в ЦАКе заняты студенты Тульской семинарии? Для них это и впрямь возможность для проповеди. Они проходят какую-то специальную подготовку?

В деятельности ЦАКа принимают участие и студенты. На каждый месяц определён дежурный курс, который помогает встречать гостей и, насколько вечно занятым студентам хватает времени, готовит какую-нибудь небольшую тему. Какой-то специальной подготовки студенты не проходят, мы стараемся, чтобы в музейной обстановке они смогли на практике применить полученные знания по истории Православной Церкви и России, по церковному искусству и литературе. Как правило, в ходе общения посетители задают и множество других вопросов, связанных с вероучением Церкви, поэтому студенты ещё выполняет и роль катехизаторов.

Вообще-то, мы меньше всего думаем о том, что ЦАК занимается миссионерской, просветительской или какой-либо иной деятельностью. Мы любим Церковь Христову, Господь приводит к нам людей, которых мы тоже любим. Мы бываем очень рады, если наши посетители начинают понимать, почему жизнь в Церкви так радостна. Хотя приходят они не на выставку о Церкви, а на выставку «Хорошие мальчики и девочки» или «Кружка на память».

Беседовал Денис Гришков

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.